Депозитный рынок Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

Развитие рынка капитала невозможно без развертывания взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Денежные сбережения населения выступают, как важный источник новых инвестиций и увеличения общественного капитала, а также относительного снижения текущего потребительского спроса. В той мере, в какой население сберегает, т.е. воздерживается от текущего потребления, общество может направлять свои ресурсы на капитальные вложения в развитие производства.
Цель исследования- заключается в выявлении перспективных направлений роста привлечения вкладов населения в коммерческих банках Казахстана, возможности совершенствования системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта, а также направления совершенствования депозитной политики банков второго уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА В РК
1.1 История развития депозитного рынка страны
1.2 Сущность и экономическое содержание депозитных операций коммерческих банков
1.3 Политика привлечения депозитов банков второго уровня
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Анализ депозитных операций ОАО “Народный банк РК”
2.2 Процентная политика по депозитам
2.3 Новые условия гарантирования депозитов
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАЗАХСТАНА.
3.1 Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов
3.2 Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта
3.3 Направления развития депозитного рынка республики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 112.41 Кб (Скачать файл)

     Как результат поступательного развития Системы в указанные правила  вносились изменения и дополнения. Они касались расширения объектов гарантирования, увеличения размеров гарантийного возмещения, упрощения схемы выплаты возмещения, изменения размеров ставок обязательных календарных взносов для банков-участников Системы, расширения полномочий Фонда и др.

     Принятый  закон в свою очередь вносит изменения  в механизм гарантирования.

     1.Касательно  деятельности Фонда АО “Казахстанский  фонд гарантирования депозитов”  является организацией, осуществляющей  обязательное гарантирование депозитов,  размещенных в банках второго  уровня Республики Казахстан.  Учредителем и единственным акционером  Фонда выступает Национальный  Банк Республики Казахстан.

     Общее руководство деятельностью Фонда  осуществляет Совет Директоров, в  состав которого входят заместитель  Председателя Национального Банка  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций, вицеминистр  финансов Республики Казахстан, представитель  Ассоциаций финансистов Казахстана, а также Генеральный директор Фонда, назначаемый Национальным Банком Республики Казахстан.

     В качестве основных задач Фонда государством определены участие в обеспечение  стабильности финансовой системы, а  также защита прав и законных интересов  вкладчиков в случае принудительной ликвидации банка-участника Системы.

     Для эффективной реализации возложенных  задач Фонд выполняет следующие  функции:

  • определяет размер и порядок уплаты взносов банками-участниками;
  • на накопительной основе формирует резерв возмещения;
  • инвестирует собственные активы;
  • выплачивает гарантийное возмещение по депозитам вкладчикам принудительно ликвидируемого банка;
  • выбирает банк-агент для выплаты гарантийного возмещения вкладчикам.

     С принятием закона помимо указанных  функций Фонд участвует в составе  временной администрации, назначаемой  в период консервации или отзыва лицензии на проведение всех банковских операций у банка-участника, а также  в составе ликвидационной комиссии и комитета кредиторов принудительно  ликвидируемого банка-участника.

     2.Касательно  размеров гарантийного возмещения  и объектов гарантирования.

     В 1999 году максимальный размер гарантийного возмещения на одного вкладчика составлял 200 тысяч тенге. Учитывая факторы  экономического развития страны и рост уровня доходов населения, в 2003 году данный показатель был увеличен до 400тысяч тенге, а с 1 января 2007 года максимальный размер гарантийного возмещения на одного вкладчика в одном банке  составляет 700 тысяч тенге.

     При рассмотрении перечня гарантируемых  депозитов за годы функционирования Системы модно выделить следующие  основные этапы:

     1)В  1999-2003гг. объектом гарантирования  являлись лишь срочные вклады  и вклады до востребования,  ставки вознаграждения по которым  не превышали предельные величины  ставок, установленных Советом директоров  Фонда.

     2)В  2003-2006гг. гарантировались вклады  до востребования, вклады-гарантии, остатки денег на текущих счетах  и на карт-счетах, а также срочные  и условные вклады, размером до 50000 долларов США (или их эквивалента). В 2004 году в рамках осуществления  политики дедолларизации экономики  Казахстана максимальный размер гарантируемых вкладов был изменен с 50 тысяч долларов США на

     7 миллионов тенге.

     Также на первых двух этапах не являлись объектом гарантирования вклады руководящих  работников банка-участника, их близких  родственников и супругов, а также  его акционеров, владеющих пятью  и более процентами акций с  правом голоса, их близких родственников  и супругов.

     3)С  1 января 2007 года объектом гарантирования  являются все депозиты физических  лиц в тенге и иностранной  валюте без ограничения по  сумме.

     Это означает, что в случае принудительной ликвидации банка-участника все  вкладчики - физические лица получат  от Казахстанского фонда гарантирования депозитов гарантийное возмещение в размере вклада (без начисленного вознаграждения), но не более 700 тысяч  тенге.

     Если  до 2007 года гарантийное возмещение выплачивалось в той же валюте, в какой был внесен вклад, то теперь в соответствии с законом гарантийное  возмещение будет выплачиваться  в тенге. Для расчета гарантийного возмещения по депозитам в иностранной  валюте будет использоваться рыночный курс обмена валют, установленный на дату вступления в законную силу решения  суда о принудительной ликвидации банка.

     Для удобства вкладчиков срок обращения  за получением гарантийного возмещения через банк-агент продлен с 3 месяцев  до 6 с даты публикации объявления о  начале выплаты.

     В целях проведения депозитной политики банков в соответствие с инвестиционными  возможностями рынка Фонд устанавливал для банков-участников максимальные ставки вознаграждения по привлекаемым депозитам физических лиц. Данные размеры согласовывались на заседаниях Консультативного совета Фонда, состоящего из представителей банков-участников, и утверждались решением Совета директоров Фонда. С 2007 года данное регулирование отменено, т.е. теперь банки самостоятельно определяют и устанавливают ставки вознаграждения по привлекаемым депозитам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАЗАХСТАНА.

3.1 Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов

     Системой  депозитного страхования (СДС) - является комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов  от их потери владельцам, в случае банкротства  банка второго уровня. Создание системы  депозитного страхования последовательно  вытекает из логики эволюции банковской системы Казахстана. СДС существует, практически во всех странах рыночной экономики и стала неотъемлемой частью их банковской системы. Решение  о создании СДС многие страны принимали  в периоды кризисов банковской системы: США во время "Великой депрессии", в Великобритании во время банковского  кризиса 70-х годов, в Италии - в  связи с крахом крупного банка "Банко  Амброзиано".

     В Казахстане жертвами кризиса в банковской системе стали многие мелкие и  крупные банки (например, Крамдсбанк). Банкротство банков связано с  низким качеством кредитного портфеля и соответственно с низкой, зачастую отрицательной капитализацией. Многочисленные ликвидации банков показывают, что  отсутствует реальный механизм защиты интересов депозиторов. Так, суммарная  емкость депозитного рынка в  настоящее время составляет свыше 35 млрд. тенге, в то время как минимальные  инвестиционные возможности только населения составляют порядка 1,2 - 1,4 млрд. долларов США. Это свидетельствует  о незащищенности интересов вкладчиков, несмотря на большие расходы денежных средств, при проведении форумов  с целью привлечения инвестиций. Если общество будет уверенно в банковской системе, то оно уже сейчас готово инвестировать в экономику через  банковские депозиты огромные суммы  денег.

     Создание  системы депозитного страхования  способствует решению поставленной задачи безопасности банковских депозитов. Вера в отдельные хорошие банки  прошла, и общество осторожно воспринимает различные эффекты вдруг резкого улучшения деятельности того или иного банка. На этом фоне создание цивилизованной, рыночной и объективной системы защиты интересов депозиторов является качественно другим решением проблемы. Важным качеством данной системы для условий Казахстана является ее объективность, по-другому бескомпромиссность.

     С учетом отечественной специфики  создания системы страхования вкладов, призвано решать следующие основные задачи:

  1. Создание гарантий вкладчикам (защита вкладчика)
  2. Формирование на этой основе реального механизма предотвращения кризиса банковской ликвидности и массового изъятия средств с депозитных счетов (повышение доверия к банковскому сектору страны);
  3. Вхождение межбанковской конкуренции в более цивилизованное русло (снижается эффект лоббирования интересов банков всевозможными деятелями).
  4. Оздоровление экономики.

     Кроме того, СДС позволяет создать более  отработанный механизм разграничения  сфер, компетенции и ответственности  основных субъектов банковской системы. Основу этого составляет разделение риска сторон. Особое внимание при  этом следует уделить сохранению баланса ответственности банка  за рискованность совершаемых операций и потенциальных клиентов за выбор  достойного банка. С учетом сложившихся  условий, рекомендовано развивать  в Казахстане обязательную, императивную, полную, государственную систему  депозитного страхования.

     5 ноября 1999 года были приняты Правила  обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов)  физических лиц в банках второго  уровня в Республике Казахстан.  Создание системы депозитного  страхования является одним из  направлений комплекса мер, нацеленных  на обеспечение стабильности  финансовой системы. В Казахстане обязательность системы страхования банковских депозитов распространяется только на определенную категорию банков. Так, первоначально в систему гарантирования вошли самые стабильные банки, выполняющие пруденциальные нормативы и отнесенные к первой группе по переходу к международным стандартам. Учитывая, что согласно правилам гарантирования, в систему могут войти в добровольном порядке и другие банки, а также то, что участие в системе влечет за собой коллективную ответственность всех ее участников, Национальным банком и Казахстанским фондом гарантирования вкладов при разработке правил включения банков второго уровня в систему гарантирования, были установлены жесткие критерии отбора, вновь вступающих банков.

     В общей сложности в банках –  участниках сосредоточено свыше 90% всех депозитов населения. В соответствии с правилами гарантирования резерв фонда для выплаты возмещения формируется за счет перечисления банками  – участниками обязательных календарных  взносов. Кроме этих средств, в случае необходимости фонд вправе использовать до 500 млн. тенге за счет своего уставного  капитала, а также привлечения  дополнительных взносов банков –  участников и займов от Правительства, Национального банка или других организаций. Погашения займа может  производиться за счет возврата активов  ликвидируемого банка и чрезвычайных взносов банков - участников системы  гарантирования. В 2002 году для всех банков - участников была установлена  единая ставка очередных календарных  взносов в размере 0,25% от суммы  застрахованных депозитов.

     В Казахстане система гарантирования находится в стадии становления, в связи, с чем на данном этапе  объектом страхования являются только срочные вклады физических лиц в  тенге, долларах США и евро. Таким  образом, в первую очередь предусмотрены  интересы мелких вкладчиков, каковыми является основная часть населения, которая представляет собой наименее осведомленную в банковской деятельности категорию вкладчиков. Максимальная сумма возмещения вклада Фондом гарантирования составляет 700000 тенге, сумма возмещения рассчитывается по скользящей шкале в соответствии с правилами. Все расходы по гарантированию вкладов банки осуществляют самостоятельно путем перечисления в фонд календарных и иных взносов за счет отнесения их на общие расходы банка, а не за счет уменьшения выплат вознаграждения по вкладам клиентов банка. При этом ставка календарных взносов зависит только от финансового состояния банка – участника, а не от ставок, устанавливаемых банком по депозитам. В свою очередь выплата вознаграждения по депозитам не зависит от размера взносов банка в фонд и регулируется в соответствии с депозитной политикой банка. Возмещению фондом подлежит вознаграждение, начисленное по застрахованному вкладу, если это вознаграждение было направлено на увеличение основного вклада в соответствии с условиями, на основании которых был произведен вклад.

     Таким образом, очевидно, что с запуском системы гарантирования, как новой  структуры в банковской системе  Казахстана население получило реальное гарантированное право на сохранность  вкладов в банках – участниках. С этим связан новый шаг финансовой системы Казахстана к достижению международных стандартов банковской деятельности.

Информация о работе Депозитный рынок Казахстана