Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:44, курс лекций
В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание финансовых отношений предприятий
1.2 Функции финансов предприятий
1.3 Принципы организации финансов предприятий
1.4 Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности
1.5 Финансовый механизм предприятия
1.6 Функции финансовой службы на предприятии
1.7 Денежные фонды и резервы предприятий
1.8 Финансовые ресурсы предприятий
1.9 Источники финансирования деятельности предприятий
5
5
7
8
9
12
13
14
15
17
2. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Классификация денежных затрат предприятий
2.2 Себестоимость продукции
2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
19
19
20
25
3. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Понятие выручки от реализации продукции
3.2 Планирование выручки от реализации продукции
3.3 Факторы формирования выручки от реализации продукции
3.4 Использование выручки от реализации продукции
27
27
29
30
30
4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1 Понятие, функции и классификация прибыли
4.2 Понятие и состав валовой (балансовой) прибыли
4.3 Экономические факторы, определяющие величину прибыли
4.4 Распределение и использование прибыли
4.5 Формирование и расчет показателей прибыли
4.6 Планирование прибыли
31
31
32
33
34
36
37
5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
42
6. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
6.1 Экономическая природа, состав и методы оценки основного капитала
6.2 Амортизация и ее роль в обновлении основного капитала
48
48
50
7. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1 Экономическое содержание, сущность, состав и структура оборотного капитала организации
7.2 Определение потребности в оборотных средствах и их нормирование
7.3 Источники формирования оборотных средств
7.4 Оценка и показатели эффективности использования оборотного капитала
53
53
58
60
53
8. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗРАБОТКИ
8.1 Финансовая стратегия предприятия
8.2 Основные направления разработки финансовой стратегии предприятия
65
65
69
9. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1 Общие принципы финансового планирования
9.2 Особенности финансового прогнозирования на предприятии
9.3 Бюджетирование – метод управления ресурсами предприятия
73
73
75
76
10. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
10.1 Понятие и виды инвестиций
10.2 Принципы инвестиционной деятельности
10.3 Приемы и методы анализа инвестиционных вложений
10.4 Капитальные вложения
78
78
79
80
83
83
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1 Организация налично-денежного оборота на предприятии
11.2 Основы организации безналичных расчетов на предприятии
83
83
85
12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
92
* величина прибыли
предприятия, оставшейся в его
распоряжении после уплаты
* прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая — характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле — как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
Совершенствование финансово-экономической работы на предприятии предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом.
4.5 Формирование и расчет показателей прибыли
Прибыль формируется
в процессе хозяйственной деятельности
организации, это находит отражение
в бухгалтерском учете и отчетн
Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название брутто-прибыли от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строки 010 и строки 020 ф. 2.
В процессе своей деятельности организация несет операционные и внереализационные расходы. Сюда включаются проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные расходы (включая налоги, относимые за счет финансового результата). Сальдо доходов и расходов операционных и внереализационных расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.
После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 ф. 2 финансовой отчетности.
Формирование и распределение прибыли
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) | |
(-) |
Налог на добавленную стоимость |
(-) |
Акцизы |
(-) |
Затраты на производство и реализацию продукции |
(-) |
Экспортные тарифы |
(-) |
Суммы наценок (скидок) поступающие торговым предприятия, участвующим в сбыте продукции |
(=) |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) |
(+) |
Прибыль от реализации основных средств |
(+) |
Прибыль от реализации прочих активов |
(-) |
Убыток от реализации основных средств |
(-) |
Убыток от реализации прочих активов |
(+) |
Прибыль (доходы) от внереализационных операций |
(-) |
Убыток (потери) от внереализационных операций |
(=) |
ВАЛОВАЯ (БАЛАНСОВАЯ) ПРИБЫЛЬ |
(-) |
Прибыль (доходы) от иных видов деятельности
|
(-) |
Льготы по налогу на прибыль |
(=) |
НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ |
(-) |
Налог на прибыль по ставке |
(-) |
Прочие налоги и сборы |
(=) |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, ОСТАЮЩАЯСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ |
(-) |
Отчисления в резервный фонд |
(-) |
Отчисления в фонд накопления |
(-) |
Отчисления в фонд потребления |
(-) |
Выплата дивидендов |
(=) |
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ |
4.6 Планирование прибыли
Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности предприятия.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. На основе производственной программы рассчитывается потребность в закупках материалов, она определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.
Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека-часа.
Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объёма производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты.
В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависят от объема продаж, например комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.
На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.
Методы планирования прибыли.
1. Метод прямого счета. В основе лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.
Прибыль от выпуска товарной продукции рассчитывается как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода.
Птп = Цтп - Стп
где Птп – прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по укрупненному методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде:
Рпр = Он + Тпр - Ок
где Pпр — объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости;
Он и Ок — соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по ценам продаж и по производственной себестоимости;
Тпр — объем выпуска товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.
После того как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках — по ценам продаж и полной себестоимости, рассчитывается прибыль от реализации (ПР) как разница между ценой и себестоимостью:
Пр = Врп — Срп
где Врп — выручка от реализации продукции;
Срп — себестоимость реализованной продукции.
Плановую сумму прибыли (Ппл) также можно рассчитать исходя из известных показателей цены и себестоимости выпуска товарной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Тогда формула примет вид:
Ппл = Пон + Птп — Пок
где Пон — прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого периода;
Птп — прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;
Пок — прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого периода.
2. Аналитический метод. Этот метод применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Ро):
Ро = (По:Стп) * 100%
где По — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Стп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Расчет ведется в определенной последовательности.
1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
2. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.
3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.
4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.
5. Влияние на прибыль
всех перечисленных факторов
суммируется. Прибыль от
6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.
3. Нормативный метод основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов, в качестве которых используются:
* норма прибыли на собственный капитал
* норма прибыли на активы предприятия
* норма прибыли на единицу реализуемой продукции
Для коммерческих предприятий при планировании прибыли важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности.