Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:44, курс лекций
В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание финансовых отношений предприятий
1.2 Функции финансов предприятий
1.3 Принципы организации финансов предприятий
1.4 Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности
1.5 Финансовый механизм предприятия
1.6 Функции финансовой службы на предприятии
1.7 Денежные фонды и резервы предприятий
1.8 Финансовые ресурсы предприятий
1.9 Источники финансирования деятельности предприятий
5
5
7
8
9
12
13
14
15
17
2. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Классификация денежных затрат предприятий
2.2 Себестоимость продукции
2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
19
19
20
25
3. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Понятие выручки от реализации продукции
3.2 Планирование выручки от реализации продукции
3.3 Факторы формирования выручки от реализации продукции
3.4 Использование выручки от реализации продукции
27
27
29
30
30
4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1 Понятие, функции и классификация прибыли
4.2 Понятие и состав валовой (балансовой) прибыли
4.3 Экономические факторы, определяющие величину прибыли
4.4 Распределение и использование прибыли
4.5 Формирование и расчет показателей прибыли
4.6 Планирование прибыли
31
31
32
33
34
36
37
5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
42
6. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
6.1 Экономическая природа, состав и методы оценки основного капитала
6.2 Амортизация и ее роль в обновлении основного капитала
48
48
50
7. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1 Экономическое содержание, сущность, состав и структура оборотного капитала организации
7.2 Определение потребности в оборотных средствах и их нормирование
7.3 Источники формирования оборотных средств
7.4 Оценка и показатели эффективности использования оборотного капитала
53
53
58
60
53
8. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗРАБОТКИ
8.1 Финансовая стратегия предприятия
8.2 Основные направления разработки финансовой стратегии предприятия
65
65
69
9. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1 Общие принципы финансового планирования
9.2 Особенности финансового прогнозирования на предприятии
9.3 Бюджетирование – метод управления ресурсами предприятия
73
73
75
76
10. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
10.1 Понятие и виды инвестиций
10.2 Принципы инвестиционной деятельности
10.3 Приемы и методы анализа инвестиционных вложений
10.4 Капитальные вложения
78
78
79
80
83
83
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1 Организация налично-денежного оборота на предприятии
11.2 Основы организации безналичных расчетов на предприятии
83
83
85
12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
92
Точка безубыточности — это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Более наглядно это можно представить графически (рисунок).
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.
Сила воздействия операционного рычага |
= |
Маржинальная прибыль |
Прибыль |
При отсутствии каких-либо доступных предприятиям методик планирования прибыли, учитывающих современную экономическую обстановку, используется факторный метод планирования прибыли и рентабельности, который подразумевает следующие этапы планирования:
* расчет базовых показателей за предшествующий год;
* постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый год;
* прогнозирование индексов инфляции;
* расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам;
* выбор оптимального варианта.
В качестве базовых показателей предлагается использовать выручку от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прочую прибыль и валовую прибыль, структуру себестоимости (процентное соотношение материальных затрат, заработной платы с начислениями, амортизационных отчислений, прочих затрат), стоимость активов предприятия на конец года, финансовый рычаг (отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу), рентабельность всего капитала и рентабельность собственного капитала. Выбор факторов, воздействующих на прибыль, должен быть связан с целями и задачами хозяйственной деятельности предприятия и обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли.
5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
В условиях становления рыночных отношений государство переходит к экономическим методам взаимодействия с предприятиями, среди которых одним из наиболее действенных являются налоги. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.
Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении некоторых условий:
Предприятия и организации в Российской Федерации являются плательщиками налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный, региональные и местные бюджеты, а также определяет общие принципы налогообложения в Российской Федерации:
• виды налогов и сборов;
• основания их возникновения;
• порядок уплаты налогов и сборов;
• права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
• формы и методы налогового контроля;
• систему ответственности за налоговые правонарушения;
• порядок обжалования действий налоговых органов.
Налоги и сборы в России разделены на три вида в зависимости от уровня установления и изъятия налогов. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги и сборы вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ; они обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории муниципальных образований.
Большую роль в сфере
налоговых взаимоотношений
Налоги имеют двойственный характер: с одной стороны, они выступают специфической формой производственных отношений, в чем состоит их общественное содержание, и, с другой стороны, являются частью стоимости национального дохода и национального богатства (но в ограниченной величине) в денежной форме, что характеризует их материальное содержание.
Источники налогов и ставки определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и постановлениями Правительства, а порядок определения налогооблагаемой базы до настоящего времени определялся инструкциями и методическими указаниями МНС РФ.
Налоги по источникам их изъятия могут относиться:
• на себестоимость товаров и услуг;
• на увеличение выручки от реализации;
• на финансовые результаты деятельности предприятий;
• на прибыль предприятий.
Налоговыми платежами, относимыми на себестоимость продукции (товаров, услуг), считается большая группа налоговых платежей, включая плату за природные ресурсы, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, импортные таможенные пошлины, если они не связаны с покупкой оборудования. Система платежей за природные ресурсы в бюджет и внебюджетные фонды включает платежи рентного характера: плату за пользование водными объектами, плату за лесопользование (лесной доход), плату за землю, плату за недра.
Объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог являются выручка предприятий и организаций, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разниц между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При исчислении налогооблагаемой базы исключаются:
• из выручки от реализации продукции, работ и услуг — НДС, акцизы (только у изготовителей подакцизной продукции), налог на реализацию ГСМ, экспортные пошлины, лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, а также суммы процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры;
• из суммы разниц между продажной и покупной ценами товаров — НДС и налог на реализацию ГСМ, исчисленные с суммы валового дохода.
Если реализация осуществляется по ценам не выше фактической себестоимости, то для целей налогообложения принимается рыночная цена, но не ниже фактической себестоимости.
Ставка налога установлена в размере 1% для всех плательщиков.
Сроки уплаты налога зависят от суммы среднемесячных платежей.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивают предприятия, имеющие автомобили, мотоциклы, мотороллеры; автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Налог уплачивается ежегодно в рублях с каждой лошадиной силы мощности двигателя транспортного средства по ставкам и в сроки, установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.
Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, а также размера годового налога каждой единицы мощности двигателя.
Налог с владельцев транспортных средств полностью зачисляется в Территориальный дорожный фонд.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, прямо влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. НДС введен всеми развитыми странами (за исключением США) как косвенный налог; он играет важную роль в регулировании товарного спроса, а также мобилизации доходов бюджетов указанных стран.
Основная функция НДС — фискальная.
Налог на добавленную стоимость определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В соответствии с законодательством объектами налогообложения являются:
• обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, выполненных работ и оказанных услуг;
• все товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.
При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне. В целях налогообложения товаром считается вся продукция (предмет, изделие), а том числе производственно-технического назначения.
При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.
При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания услуг.
Ставки налога
на добавленную стоимость устанавл
* 0% — по товарам
вывезенных в таможенном
* 10% — по продовольственным
товарам (за исключением
* 18% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг).