Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций
Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.
1. Дт 41 «Товары», субсчет «Тара под товаром и порожняя»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость полученной вместе с товаром тары;
2. Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным товарам»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС по приобретенной таре.
Стоимость стеклянной тары (посуды) выделяется в сопроводительных товарных документах поставщиков отдельной строкой. В торговых организациях учет стеклянной посуды, находящейся под товарами и порожней, ведется на счете 41 «Товары», субсчет «Товары на складах» или «Товары в розничной торговле» по залоговым ценам, т.е. стеклянная тара учитывается вместе с ними на одном счете.
Принятие к учету тары, поступившей от поставщика без оплаты, отражается как внереализационные доходы:
1. Дт 41, субсчет «Тара под товаром и порожняя»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — на стоимость поступившей тары по цене возможной реализации.
При поступлении многооборотной тары торговое предприятие часто уплачивает залог (залоговую стоимость), что отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств:
Дт 41, субсчет «Тара под товаром и порожняя»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Заметим, что операции с многооборотной (возвратной) тарой не облагаются для покупателя (торгового предприятия) НДС, если по истечении срока, установленного договором, такая тара возвращается поставщику. Операции по возврату тары поставщикам оформляются товарно-транспортными или расходными накладными установленной формы
У поставщиков получение залоговой стоимости переданной торговым предприятиям возвратной тары не отражается на счете 90 «Продажи», так как сумма залога будет возвращена покупателям после получения от них порожней тары в исправном состоянии. И только в случае нарушения условий договора и невозврата многооборотной тары поставщику ему следует отразить в учете реализацию (продажу) тары и начислить НДС, причитающийся к уплате в бюджет от ее стоимости.
Возврат тары поставщику или сдача ее соответствующим (тарособирающим) организациям фиксируется в учете торговых предприятий проводкой:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 41, субсчет «Тара под товаром и порожняя».
Стоимость тары, отпущенной вместе с товаром, указывается в товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах и других товарных документах отдельной строкой. Отпуск тары без товара оформляется отдельными товарно-транспортными накладными или другими расходными документами.
2.3.УЧЕТ РАСЧЕТОВ С
Расчеты с поставщиками за товары и услуги проводятся в основном через банки по безналичному расчету и регулируются соответствующими договорами, в которых оговариваются вид поставляемых ценностей, условия поставки, количественные и стоимостные показатели, сроки поставки, порядок расчетов (условия платежей) между организацией и поставщиками. Порядок расчетов между предприятиями и поставщиками определяется Правилами безналичных расчетов в Российской Федерации и оговаривается в договоре.
Для учета расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности (ТМЦ), потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и др., применяют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Стоимость фактически поступивших ТМЦ, потребленных услуг на основании приходных документов отражается по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат. Кроме того, по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы начисленного НДС в корреспонденции с дебетом счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (соответствующие субсчета).
Дт 41 «Товары», соответствующий субсчет
Дт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения»,
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму стоимости принимаемых к бухгалтерскому учету ТМЦ, принятых работ, потребленных услуг согласно расчетным документам поставщиков, подрядчиков.
Расходы по доставке товаров в соответствии с учетной политикой могут включаться в стоимость приобретаемых товаров или в издержки обращения:
Дт 41 «Товары», соответствующий субсчет
или
Дт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товаров обнаружились их недостача против отфактурованного количества или несоответствие цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».
При поступлении товаров, на которые не получены расчетные документы поставщиков (так называемые неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли поступившие товары как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.
В случае неотфактурованной поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуют на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах.
Дебетуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» согласно выпискам банка и другим документам на суммы оплаты счетов поставщиков, включая авансы (предварительную оплату), в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50, 51, 52, 55), источников финансирования (кредиты, займы), расчетов (зачет задолженности покупателей, заказчиков).
В рамках счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» торговые предприятия обязаны вести аналитические счета по каждому поставщику и подрядчику, чтобы обеспечить своевременность и полноту расчетов с каждым из них. Не реже одного раза в год (как правило, перед составлением годового отчета) предприятия проводят инвентаризацию всех своих обязательств (сверку расчетов), в процессе которой выявляются реальность задолженностей, возможность своевременности расчетов или необходимость обращения в суд с исками об истребовании дебиторской задолженности и т.п.
По истечении трехлетнего срока исковой давности сальдо со счета 60 списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы», что отражается проводками:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы»,
субсчет «Прочие доходы» —
кредиторская задолженность
Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— дебиторская задолженность поставщиков.
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
3,1 РЕАЛИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА
Мы с Вами рассмотрели, что основная цель торговли как отрасли народного хозяйства — осуществление купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций, т.е. таких
Согласно ст. 39 НК РФ переход или передача на возмездной основе права собственности на продукцию, товары, выполненные работы или оказанные услуги представляет собой их реализацию. Традиционно в нашем обиходе понятия «реализация» и «продажа» считались синонимами, однако с введением с 1 января 2001 г. нового Плана счетов бухгалтерского учета толкование этих понятий несколько изменилось.
В соответствии с Планом счетов продажа — это выбытие ценностей, которое осуществляется в рамках обычных для предприятия видов деятельности, которыми принято считать виды деятельности, при-но'сящие существенный (не менее 5% общего объема) в течение отчетного периода (года) доход: виды деятельности, основные для предприятия (предусмотренные Уставом), сдача в аренду какого-либо имущества, получение дохода от участия в уставных капиталах других предприятий.
Доходы, получаемые предприятиями в связи с осуществлением операций, не являющихся предметом их обычной деятельности, относят к операционным. Однако в процессе проведения этих операций происходит переход права собственности на передаваемые ценности (работы, услуги), или их реализация. Следовательно, понятие «реализация» является на сегодняшний день более емким, чем понятие «продажа». В бухгалтерском учете для отражения операций про-дажи товаров (продукции, работ, услуг) и реализации других ценностей (работ, услуг) используются разные счета, которые мы рассмотрим в следующих лекциях.
3.2. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ОПТОМ
Предприятия оптовой торговли реализуют товары, как правило, на основании заключенных с покупателями договоров купли-продажи или поставки. Оптовое торговое предприятие, став поставщиком товаров, выписывает в адрес покупателя — розничного торгового предприятия -товарные или сопроводительные документы, платежное требование которое передается в банк для осуществления расчетов с покупателем, и счет-фактуру — налоговый документ, необходимый для осуществления расчетов с бюджетом по НДС.
Порядок отражения в учете операций продажи (реализации) товаров зависит от метода определения реализации или определения момента перехода к покупателю права собственности на отпущенные товары. В соответствии со ст. 39 НК РФ общепринятым моментом определения реализации товаров (продукции, работ, услуг) считается момент их отгрузки, так как именно в этот момент к покупателю переходит право собственности на ценности, независимо от времени их оплаты покупателем. В товарно-сопроводительных документах в этом случае указываются продажная цена товаров, которая заранее согласовывается с покупателем, а также НДС от продажной стоимости товаров по ставке 0, 9 или 18% в зависимости от вида товаров. Сумма продажной стоимости товаров вместе с НДС составляет общую величину задолженности покупателя, которая и отражается в момент отгрузки или отпуска товаров. При этом к покупателю вместе с правом собственности переходит и риск утраты ценностей. Таким образом, в момент отгрузки товаров покупателю бухгалтерия оптового предприятия должна отразить в учете сразу несколько взаимосвязанных хозяйственных операций, т.е. составить сразу несколько взаимосвязанных бухгалтерских проводок.
Для учета процесса реализации товаров используется операционно-результатный счет 90 «Продажи», к которому открываются субсчета на каждую составляющую финансового результата от продажи (реализации) товаров:
1. Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — отражена дебиторская задолженность покупателя за отгруженные товары, равная продажной стоимости товаров с НДС;
2. Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т 41 «Товары», субсчет «Товары на складах» — списаны отгруженные покупателю товары по покупной стоимости;
3. Д-т 90 «Продажи», субсчет «НДС»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — выделена сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Кроме расходов на покупку товаров оптовое предприятие осуществляет также расходы на их хранение, подработку, подсортировку и т.п. Эти расходы, как уже отмечалось, называются издержками обращения. Их учет ведется на счете 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения». В момент отражения на бухгалтерских счетах реализации товаров и выявления финансового результата от продажи необходимо учесть и часть издержек обращения, относящихся к реализованным товарам. Особенности учета издержек обращения и расчета их величины, приходящейся на остаток товаров, будут рассмотрены в дальнейшем;
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» —
списана сумма издержек обращения, относящихся к реализованным товарам.
Действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета предполагает отнесение суммы расходов на продажу (издержек обращения) к себестоимости продаж, а значит, их списание при выявлении финансового результата должно отражаться по дебету субсчета «Себестоимость продаж». Однако практика составления бухгалтерской отчетности по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» подсказывает другой вариант отражения на счете 90 расходов на продажу (издержек обращения): открыть в рамках счета 90 «Продажи» отдельный субсчет «Коммерческие расходы», который следует предусмотреть в рабочем плане счетов, утвержденном учетной политикой. Проводка по списанию издержек обращения, относящихся к реализованным товарам, будет выглядеть в этом случае следующим образом:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Коммерческие расходы»
К-т 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».
3.3. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В РОЗНИЦУ
Предприятия розничной торговли реализуют товары в основном за наличный расчет. Кроме того, они могут продавать товары по расчетным чекам и банковским картам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии. Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары.