Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:00, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет, метод и содержание дисциплины «Внебюджетные фонды»
Тема 3. Система социальной защиты населения
Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации
Тема 5.Общая характеристика пенсий и порядок их исчисления
...
Тема 9. Фонды обязательного медицинского страхования РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Конспекты лекций.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Источниками формирования доходов бюджетов социальных внебюджетных фондов являются:

  • обязательные платежи в рамках единого социального налога, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц и прочие доходы.

В Бюджетном кодексе РФ излагаются общие принципы, правовой статус, порядок  организации Государственных ВБФ, доходы, расходы, исполнение, отчет и контроль за исполнением.

Государственные внебюджетные фонды  социального назначения выступают  в качестве стабильного, прогнозируемого  на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общественного значения.

 

Тема 3. Система  социальной защиты населения

В отличие от социального обеспечения  ориентированного на всестороннее государственное  попечение, система социальной защиты многосубъектна, ориентирована на широкое  участие институтов гражданского общества.

Термин «социальная защита»  является наиболее подходящим для стран  с рыночной экономикой. Этот термин способствовал созданию системы  социальной защиты, как части инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики.

Для того, чтобы подойти к определению  понятия «социальная защита»  выделим ее наиболее сущностные базовые признаки:

1) предназначена для защиты населения  от рисков (угроз) различного происхождения,  вызывающих ухудшение социального  положения человека;

2) обеспечивает реализацию законодательно установленных государством социальных гарантий и прав гражданина – базовых норм защиты, отраженных в конституционном праве, трудовым и социальном законодательстве;

3) охватывает не только нетрудоспособных  или бедных, а всех без исключения граждан, все социальные группы и общности.

В широком значении, социальная защита населения – это совокупность общественных связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков, основой которой являются отношения по поводу обеспечения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности и охватывает все население.

Предмет СЗ – это общественные связи и отношения, складывающиеся по поводу защиты (предупреждение, блокирование, компенсация) граждан и их семей от факторов снижающих уровень и качество жизни, ухудшающих социальное положение.

Объекты СЗ – социальные институты и учреждения социальной сферы, категории населения и сам человек, являющийся важнейшим объектом.

Субъекты СЗ

- Индивид. 

- Семья. 

- Хозяйствующий субъект. 

- Государство 

- Общество. Социальная защита  населения обладает определенными  функциями.

Социальная защита – направлена на поддержание социального положения человека при воздействии различных рисков, содержащих угрозу ухудшения этого положения. Здесь модно выделить шесть основных функций:

- защитная. Заключается в защите социального положения граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.п.)

- реабилитицонная. Состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических и иных качеств человека, приспособление его к полноценной жизни в обществе, труду, самообеспечению;

- компенсационная. Это возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков (утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в связи с болезнью, потерей кормильца, беременностью и родам и т.п.

- экономическая функция. Распределяя создаваемый общественный продукт, государство оказывает определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ и социальных услуг вместо утраченного заработка, либо наряду с ним, при наступлении указанных в законах социальных рисков. Перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) происходит путем обязательной аккумуляции финансовых ресурсов в целевых общественных фондах: бюджетах всех уровней, внебюджетных фондах социального страхования.

- политическая функция. Она дает возможность государству посредством системы социальной зашиты населения, реализовать основные направления социальной политики, нацеленные, главным образом, на условиях жизни людей с целью реализации конституционных положений. От того, насколько эффективно система СЗН реализует свою политическую функцию, зависит стабильность, устойчивость общества, социальный мир и социальная безопасность.

- демографическая функция. Реализуется посредством воздействия системы СЗ на демографические процессы: продолжительность жизни населения, его воспроизводство, стимулирование рождаемости или ее содержание, смертность и т.п.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты: активную и пассивную.

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей -  в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании.

Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально  уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.

Цель социальной защиты – защита положения человека в  обществе во всем многообразии отношений, факторов, обуславливающих социальное положение.

Одной из организационно-правовых форм социальной защиты является государственное социальное страхование.

Суть социального страхования  заключается в распределении  социального риска, потери, либо снижения заработка по независящим от работника  обязательствам на работодателей и  самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования.

Основной функцией государственного социального страхования является резервирование части доходов граждан  на случай наступления социальных рисков. В рамках социального страхования размер социальных выплат, как правило, связан с индивидуальным вкладом страхуемого и его страхователя (работодателя). Развитие обязательного социального страхования, как формы социальной защиты населения, позволяет перенести часть социальных расходов государства на работодателей и работающее население. Для осуществления обязательного социального страхования проведено было аккумулирование финансовых ресурсов, что было реализовано через образование государственных внебюджетных социальных фондов.

 

Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – одна из немногих вертикально интегрированных  структур в современной российской власти. Его территориальные органы доходят до уровня районной во всех субъектах РФ, сохраняя отношения  субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Создание ПФР стало вехой  в решении одной из важнейших  задач по реформированию социальной сферы РФ – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

ПФР создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1991г. № 212-1 «Положение о ПФ РФ» в целях  государственного управления средствами пенсионной системы РФ».

При этом решались принципиально важные задачи:

Первая задача – средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

Вторая задача – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных лиц работодателями. В результате источников выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим  свою деятельность в соответствии с законодательством РФ:

Правовая база функционирования ПФР  регулируется следующим законодательными и нормативными актами:

1) Постановление Верховного Совета  РСФСР от 22 декабря 1990г. №442 «Об  организации ПФ РСФСР»;

2) Постановление Верховного Совета  РФ от 27 декабря 1991г. 

№2122-1 «Положение о ПФ РФ»;

3) ФЗ от 1 апреля 1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе ОПС»;

4) БК РФ – ФЗ от 31 июля 1998г.  №145;

5) ФЗ от 16 июля 1999г. №165 «Об основах обязательного социального страхования»;

6) ФЗ от 15 декабря 2000г. №166 «О  государственном пенсионном обеспечении  в РФ»;

7) ФЗ от 15 декабря 2001г. «Об  обязательном пенсионном страховании  в РФ»;

8) ФЗ от 17 декабря 2001г. №173 «  О трудовых пенсиях в РФ»;

9) ФЗ от 31 декабря 2001г. №198 «О  внесении изменений в НК РФ  и некоторые законодательные  акты о налогах»;

10) ФЗ от 24 июля 2002г. № 111 «Об  инвестировании средств для финансировании  накопительной части трудовой  пенсии в РФ»;

11) Постановление Правительства РФ от  30 июня 2004г. №321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития»;

12) ФЗ «О бюджете ПФР на  очередной финансовый годи плановый период».

ПФР является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  1. Фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  2. Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  3. Формируется в основным за счет обязательных отчислений юр. и физ. лиц.;
  4. Страховые взносы в фонд и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  5. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространению большинства норм и положений НК РФ;
  6. Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  7. Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство ПФР осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган – Исполнительная дирекция. В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда.

В основные задачи ПФР входят:

1) целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов;

2) организация работы по взысканию  с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) капитализация средств ПФР,  а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц (а также валютных ценностей);

4) контроль, с участием налоговых  органов, за своевременным и  полным поступлением в ПФР  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

5) межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий.

Средства бюджета ПФР формируются за счет:

1) части, направляемой на финансирование  базовой части трудовой пенсии;

2) страховых взносов на финансирование  страховой и накопительной части  трудовой пенсии;

3) средств федерального бюджета  на финансирование пенсий по  государственному пенсионному обеспечению;

4) сумм пеней, штрафов и иных  финансовых санкций;

5) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования;

6) добровольных взносов физических  и юридических лиц;

7) иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

В соответствии с действующим законодательством  ПФР финансирует выплаты в  соответствии с действующим на территории России законодательством, а также  межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ к постоянному месту жительства;

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимосвязи с федеральным бюджетом на определенный финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. Бюджет Пенсионного фонда РФ, а также отчет о его исполнении согласовываются и одобряются Правительством РФ, которое, в свою очередь, представляет его на утверждение в Федеральное Собрание РФ.

Информация о работе Лекции по "Финансам"