Направления и тенденции развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы я поставила перед собой цель: рассмотреть основные направления налоговой системы РФ и определить перспективы ее развития.
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы РФ
2. Рассмотреть анализ налоговой системы РФ
3. Определить направления и тенденции совершенствования налоговой системы

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ_____5
1.1 Понятие, сущность и функции налогов____________________________________5
1.2 Налоги – основной источник доходов бюджета_____________________________8
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ_____________________________11
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ____________________________________ 14
2.1 Федеральные налоги и сборы___________________________________________14
2.2 Региональные налоги и сборы__________________________________________ 25
2.3 Местные налоги и сборы______________________________________________ 28
Глава 3. Направления и тенденции совершенствования налоговой системы____31
Заключение________________________________________________________________37
Библиографический список ____________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)
 

    Вместе  с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса Российской Федерации не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали свою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.

    В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 26 видов налогов и сборов. При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

    Вместе  с тем в налоговой системе  России появились и новые налоги, изменилось разделение налогов на федеральные  и региональные. В частности, введен региональный налог на игорный бизнес, который заменяет для предприятий, занимающихся этой деятельностью, налог на прибыль организаций.

    Принципиальное  значение имеет решение проблемы более равномерного и справедливого  распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Оно обеспечено в Кодексе прежде всего за счет сокращения огромного количества бессистемно действовавших налоговых льгот, которые нарушали принцип справедливости налоговой системы по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями. Общеизвестно, что льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Кроме этого, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали своих адресатов. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения. Вместе с тем отмена большей части льгот не означает, что налоговая система страны не будет выполнять регулирующую функцию. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены отдельные льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабозащищенных граждан страны.

    Оптимально  построенная налоговая система  должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

    Научно  доказано, что при увеличении налоговой  нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к "старому" уровню налогового изъятия уже не будет платить налогов в полном объеме.

    В этой связи проблема оптимальной  налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства - как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде

    Таким образом, перед российской налоговой  системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

    В принципе, налоговая система России построена таким образом, что  перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или  территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, "расчистки" неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, или, как его еще называют, налоговая конституция страны, после принятия всех его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков [9, C.4].

    С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется обязательными страховыми взносами, тарифы по которым соответствуют ранее действовавшим ставкам по ЕСН.

    Применяются следующие тарифы страховых взносов:

    1) Пенсионный фонд Российской Федерации  - 26%;

    2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%;

    3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - 2,1%;

    4) территориальные фонды обязательного  медицинского страхования - 3%  

Общий размер платежа составит 34% от фонда оплаты труда.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН: в Пенсионный фонд РФ - 10,3%, в Фонд социального страхования РФ - 0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 0%.

    Следует иметь в виду, что применять названные тарифы надо будет только с 1 января 2011 г. При этом взносы в ПФР распределяются следующим образом [5]:

Тариф   
страхового 
взноса 
На финансирование страховой  
части трудовой пенсии   
На финансирование накопительной 
части трудовой пенсии    
Для лиц 1966  
года рождения 
и старше  
Для лиц 1967  
года рождения и 
моложе   
Для лиц 1967 года рождения и  
моложе           
26,0   26,0     20,0     6,0             

    Для того чтобы смягчить переход с  ЕСН на уплату страховых взносов в отдельные внебюджетные фонды, предусмотрено, что в 2010 г. общий размер тарифов страховых взносов сохранится в размерах действующих ставок ЕСН. Для большинства организаций и предпринимателей это 26%, которые распределяются следующим образом:

    - 20% - в ПФР;

    - 2,9% - в ФСС;

    - 1,1% - в ФФОМС;

    - 2% - в ТФОМС.

    Органы  контроля за уплатой страховых взносов  вправе проводить следующие виды проверок:

    - камеральную проверку;

    - выездную проверку. 

    Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

    Территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Выполненная курсовая работа позволяет сделать  следующие основные выводы:

    Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений.

    К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

    Наибольший  удельный вес в налоговых доходах  федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

    Значительное  место в системе налоговых  доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

    В абсолютном выражении, по результатам  анализа, произошел рост практически  по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

    Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

    Весьма  серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

    1) федеральные налоги и сборы;

    2) региональные налоги и сборы;

    3) местные налоги и сборы.

    В России основную часть доходов бюджета  составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

    Необходимость сохранения объема доходов бюджетной  системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию  работы по дальнейшему выявлению  и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

    Укрепление  доходной базы государства достигается  во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых  налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.

    Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование  налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

    Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет  ряд преимуществ по сравнению  с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу  является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

    Послание  Президента России 2009 года имеет особое, поистине стратегическое значение для  России. Это важный рубеж в нашей  политической и экономической жизни. Уже сейчас понятно, что в совокупности с прошлогодним оно станет ключевым программным документом развития России на долгосрочную перспективу. Ставя цель перехода к политике модернизации, глава государства четко излагает конкретный и последовательный план действий по реализации предложенного им инновационного курса.

    Крайне  важна и актуальна постановка вопроса о совершенствовании  налоговой системы. Многие предложения  регионов касаются именно этой сферы. Это и понятно, поскольку фактически речь идет о совершенствовании системы доходных полномочий регионов, стимулировании экономики и социальной сферы. Сегодня необходимы четкие и прозрачные «правила игры».

Информация о работе Направления и тенденции развития налоговой системы РФ