Организация и порядок проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: на основе исследования теории и организации проведения выездных налоговых проверок разработать рекомендации повышения их результативности.
Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составили диалектический подход, общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, системный подход и другие, а также труды отечественных и зарубежных авторов.
Приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы организации и проведения налоговых проверок 6
1.1 Налоговый контроль и формы его проведения 6
1.2 Выездные налоговые проверки: виды и особенности их организации 10
2. Механизм организации и проведения выездных проверок в Республике Беларусь 16
3. Пути повышения результативности выездных налоговых проверок 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 193.22 Кб (Скачать файл)

При проведении проверки уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

В акте или справке проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте или справке проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт или справку проверки, в такой акт или справку вносятся изменения и (или) дополнения. Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю. [17, ст. 65]

Акт или справка проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также:

  • руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии – иным представителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации) либо плательщиком – физическим лицом, при его отсутствии – представителем плательщика – физического лица;
  • лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации).

При необходимости акт или справка проверки подписываются иными участниками проверки.

Акт или справка проверки вручаются под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю.

В случае отказа лиц от подписания акта или справки проверки в них делается соответствующая отметка и акт или справка проверки направляются плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются ему или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

При неявке лиц в налоговый орган для подписания и получения акта или справки проверки, либо отказе их от получения акта или справки проверки под роспись, либо при невозможности установить место жительства (пребывания) указанных лиц акт или справка проверки, подписанные должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, подлежат направлению заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства) плательщика (иного обязанного лица) или его представителя. В этом случае проверяемый плательщик (иное обязанное лицо) считается надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт или справка проверки – полученными по истечении трех дней со дня направления.

Лица вправе подписать акт или справку проверки с указанием на наличие возражений по акту или справке и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки представить в письменном виде возражения по их содержанию в налоговый орган, проводящий проверку. По истечении установленного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проводившим проверку должностным лицом налогового органа, и по ним в течение пятнадцати рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее десяти рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении плательщика (иного обязанного лица). Такая проверка проводится тем налоговым органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись не позднее десяти рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

На основании акта проверки в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю заключения по этим возражениям руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению Министра по налогам и сборам Республики Беларусь указанный срок может быть продлен не более чем на пятнадцать рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах. [17, ст. 73]

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.

При неявке плательщика (иного обязанного лица) или его представителя в налоговый орган для получения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе ее проведения, либо отказе от получения указанных документов под роспись, либо отсутствии плательщика (иного обязанного лица) по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации) и (или) последнему известному налоговому органу, в решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) делается соответствующая запись и они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения (месту жительства) плательщика (иного обязанного лица) или его представителя. В этом случае решение по акту проверки и (или) требование (предписание) считаются полученными плательщиком (иным обязанным лицом) по истечении трех дней со дня такого направления.

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм законодательства, либо нарушают его права.

 

3. Пути повышения результативности выездных налоговых проверок

 

Особую роль в решении задачи совершенствования системы налогового контроля призваны сыграть меры, направленные на повышение результативности выездных налоговых проверок.

Порядок проведения выездных налоговых проверок в последние годы значительно усовершенствован, тем не менее, остается множество нерешенных проблем. Существует ряд основных критериев отбора налогоплательщиков для включения их в план выездной налоговой проверки. Однако бытует мнение, что только два критерия практически однозначно свидетельствуют о наличии налоговых проблем в организации. Это критерий «Непредставление без объективных причин пояснений об ошибках и противоречиях в документах» и критерий «Миграция между налоговыми инспекциями». Все остальные критерии могут отражать особенности функционирования конкретных компаний, а не свидетельствовать о налоговых нарушениях. В первую очередь это касается убыточности, использования вычетов, рентабельности и налоговой нагрузки.

Важным условием эффективной организации выездных налоговых проверок является проведение предпроверочного анализа, позволяющего в условиях дефицита кадровых ресурсов инспекторского состава налоговых органов и законодательно установленных жестких ограничений периодичности и продолжительности данного вида проверок выработать оптимальную стратегию организации проверки, предполагающую включение в программу ее проведения вопросов контроля над теми сферами экономической деятельности налогоплательщика и его структурных подразделений, вероятность выявления нарушений налогового законодательства в которых является максимальной, определить перечень необходимых и достаточных для выявления данных нарушений мероприятий налогового контроля, подготовить предложения по количественному, структурному и персональному составу проверяющей группы, а также осуществить комплекс иных подготовительных мероприятий, направленных на обеспечение эффективного проведения выездной проверки.

В условиях ограниченных возможностей налоговых органов по обеспечению высокой степени охвата налогоплательщиков выездными проверками проблема неотвратимости наказания за совершенные налоговые правонарушения может быть решена лишь при условии непременного соблюдения двух важнейших условий:

  • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;
  • осуществление налоговыми органами тщательной предпроверочной подготовки.

Предпроверочная подготовка как комплекс проводимых налоговым органом мероприятий по обеспечению наиболее благоприятных условий для проведения выездной проверки налогоплательщика включает в себя два вида мероприятий: [21]

  • предпроверочный анализ – аналитическая работа с информацией о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, и формирование по ее результатам выводов, являющихся существенными для целей обеспечения эффективности предстоящей выездной налоговой проверки;
  • организационные мероприятия, необходимые для эффективного проведения проверки в установленные сроки.

Предпроверочный анализ должен стать неотъемлемой частью процесса подготовки выездных налоговых проверок и проводиться по всем налогоплательщикам, включенным в план проведения выездных налоговых проверок.

Качественное проведение предпроверочного анализа дает возможность налоговому органу:

  • углубить или опровергнуть сформулированные в стадии планирования выездных проверок выводы о вероятном наличии в экономической деятельности налогоплательщика налоговых правонарушений, установить сферы экономической деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление налоговых нарушений;
  • оценить риск совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, а также предполагаемый размер неуплаченных налогов;
  • оценить объем необходимых для выявления предполагаемых нарушений трудозатрат специалистов налогового органа на проведение выездной проверки, а также степень эффективности данной проверки;
  • разработать общую стратегию предстоящей выездной налоговой проверки и детальный подход к характеру, срокам проведения и объему контрольных мероприятий и т.д.

В результате проведения данной работы обеспечивается рост результативности выездных налоговых проверок и сокращение трудозатрат сотрудников налоговых органов и времени, необходимых для проведения выездной проверки. Кроме того, увеличивается процент охвата выездными проверками налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.

Чтобы достичь повышения результативности выездных налоговых проверок,  требуется анализ тенденций развития технологии, техники и организации системы налогового контроля и проведение исследования, конечными задачами которого являются:

  • сокращение трудоемкости аналитической работы при отборе налогоплательщиков за счет ее автоматизации;
  • повышение результативности выездных налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков;
  • снижение количества налоговых нарушений за счет повышения качества контрольной работы и выработки у налогоплательщика привычки представлять достоверную информацию, а также полностью и своевременно уплачивать налоги;
  • создание условий для содержательного управления контрольной работой налоговых органов за счет использования единой организационной, методической и информационной основы процесса отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

При этом подразумевается не только разработка соответствующих методологий  и процедур, но и их внедрение.

Для решения вышеперечисленных задач предлагается: во-первых, отказаться от стопроцентного охвата камеральными проверками всех налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе, и внедрить технологию «самоначисления». В связи с этим высвобождаемая численность работников отдела камеральных проверок может быть направлена на проведение выездных налоговых проверок, результативность и эффективность которых выше.

Во-вторых, отбор налогоплательщиков для планирования проведения выездных налоговых проверок должен осуществляться с обязательным анализом сравнения сумм предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки с затратами на ее проведение для исключения безрезультативных проверок, т.е. должно соблюдаться следующее правило: сумма предполагаемых доначислений по выездной налоговой проверке должна превышать сумму затрат на проведение этой проверки.

В-третьих, совершенствование процедуры проведения и оформления результатов проверки, а именно снижение документооборота. По итогам проверки должен составляться акт, а не справка как промежуточный документ. При отсутствии выявленных нарушений достаточно направить налогоплательщику уведомление о невыявлении нарушений в процессе проведенной проверки. Все это позволить сократить расходы налоговых органов на осуществление налоговой проверки, а сэкономленные ресурсы направить на проведение большего количества налоговых проверок.

Такое применение процедуры выездных налоговых проверок может обеспечить в условиях значительной нагрузке на специалиста налоговых органов максимальную результативность налоговых проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет с меньшими затратами, так и с точки зрения воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины. [11]

Информация о работе Организация и порядок проведения выездной налоговой проверки