Организация, оформления и учет факторинговых операций в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешне-экономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций.
Понятие, значение и преимущества факторинга……………………………………..5
Сущность, задачи и виды факторинговых операций. Правовое
регулирование…………………………………………………………………………………...8
Типы факторинговых соглашений……………………………………………………13
Факторинговые операции.
Бухгалтерский учет факторинговых операций и их организация…………………15
Учет операций регрессионного и безрегрессионного факторинга………………...19
Механизм проведения факторинговых операций…………………………………...28
Факторинг во внешнеэкономической сфере…………………………………………38
Факторинг в России……………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………………………..53
Список используемой литературы……………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.docx

— 154.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Высшая школа бизнеса

Факультет банковского дела

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация, оформления и  учет факторинговых операций в кредитных  организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Ст. руководитель

_____________И.А. Аксиненко

 

Автор работы

Студентка группы 802/1

_____________В.В. Долгова

 

 

 

 

Томск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций.
    1. Понятие, значение и преимущества факторинга……………………………………..5
    2. Сущность, задачи и виды факторинговых операций. Правовое

регулирование…………………………………………………………………………………...8

    1. Типы факторинговых соглашений……………………………………………………13
  1. Факторинговые операции.
    1. Бухгалтерский учет факторинговых операций и их организация…………………15
    2. Учет операций регрессионного и безрегрессионного факторинга………………...19
    3. Механизм проведения факторинговых операций…………………………………...28
  2. Факторинг во внешнеэкономической сфере…………………………………………38
  3. Факторинг в России……………………………………………………………………46

Заключение……………………………………………………………………………………..53

Список используемой литературы……………………………………………………………55

Приложения

 

 

Введение.

В настоящее время многие российские предприятия сталкиваются с такими проблемами как, недостаточная  капиталовооруженность предприятий; растущие риски кредитования; высокая  дебиторская задолженность; рост неплатежей; указания иностранных клиентов о  покупке товара по открытым счетам и т.д.

Справиться с этими  трудностями можно прибегнув  к одному из самых перспективных  видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики - факторингу.

Термин «факторинг» обозначает финансовые операции, обусловленные  необходимостью финансирования текущей  хозяйственной деятельности предприятий  за счёт выкупа у него долговых обязательств покупателя.

Факторинговые операции опираются  на коммерческий кредит, или кредит поставщика, поскольку факторинговое  обслуживание расчётов между контрагентами  имеет предпосылкой согласованную  отсрочку платежа по контракту. Предметом  факторинговых операций служит приобретение срочных обязательств клиентов, отсрочка по которым, не превышает полугода.

Факторинг намного упрощает расчеты между партнерами. Продавец может получит деньги непосредственно после поставки, а покупатель имеет возможность согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа (по российскому законодательству отсрочка платежа на срок более 180 дней возможна только при наличии специальной лицензии Центрального банка РФ). Продавец не несет административных издержек, связанных с контролем за погашением задолженности. Он получает возможность активно заниматься текущей производственной деятельностью, развитием новых технологий производства и обслуживания клиентов.

Факторинг открывает дополнительные возможности в работе с задолженностью мелких и средних предприятий, обеспечиваемые специальными финансовыми организациями  «фактор». В России они обычно представлены дочерними структурами, филиалами  или отделами коммерческих банков.

В условиях экономики переходного  периода к рынку этапа в  кризисной обстановке Факторинговое  обслуживание оказалось весьма эффективным, прежде всего, для малого бизнеса, располагающим  хорошей перспективой наращивания  производства, но обремененного проблемой  временной нехватки денежных средств  из-за несвоевременного возврата долгов дебиторами или трудностей, связанных  с совершенствованием производственного  процесса.

Из-за постоянных неплатежей многие предприятия у нас испытывают огромные финансовые затруднения. Факторинг, несомненно, может выступить в качестве эффективного инструмента разрыва цепочки неплатежей, действенного средства совершенствования денежных расчетов. Учитывая всю значимость решения проблемы неплатежей для современной России, на этом следует остановиться подробнее. Возникает важный вопрос-причина неплатежей в экономике страны. Некоторые считают, что причина в отсутствии рыночного механизма денежного обращения и в сломе советской системы взаимозачетов без образования заменителей, и предполагает эмитировать деньги или их аналоги.

С этим, конечно можно  поспорить, но совершенно очевидно, что  решить проблему неплатежей за счет добавления в экономику платежных средств  нереально. Необходим поиск и  внедрение новых механизмов оптимизации  товарно-денежного обращения, среди  которых видное место занимает факторинг. В рамках последнего клиент (поставщик) получает от факторинговой компании (посредника между поставщиком и  покупателем) платежное средство, как  правило, -деньги и лишь изредка обязательство (вексель). Фирма-поставщик перекладывает проблему расчетов с покупателем на факторинговую компанию. Но по-прежнему нужны деньги, теперь уже покупателю для того, чтобы рассчитаться с факторинговой компанией.

Факторинг не создает платежных  средств потому, что предполагает работу с будущей задолженностью в непосредственной близости от момента, когда она должна образоваться. К  тому же факторинг не имеет удобной  формы обращения на рынке. Важный плюс факторинга в том, что факторинг  -компании обеспечивают постоянный и тщательный учет положения дел у своих клиентов и всячески препятствуют возникновению безнадежных долгов. Факторинг помогает решать проблему нехватки оборотных средств, но при этом не образует излишней денежной массы, позволяет конкретно оценить размер оплаты за замену денег финансовым инструментом и не ухудшает структуру баланса.

Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и  его особенностей, как инструмента  рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и  использование мирового опыта в  этой сфере позволит улучшить состояние  расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает  как эффективная система обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешне-экономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль.

  1. Общая характеристика факторинга и сущность факторинговых операций.

1.1. Понятие, значение и  преимущества факторинга.

 

Факторинг (от англ. factor - агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Другими словами, с экономической  точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность  учётных операций). Применительно  к деятельности банков под факторингом  понимается покупка ими срочных  платёжных требований, возникающих  из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая  компания, должен располагать оборотным  фондом факторинга - определённым объёмом  денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.

Факторинг можно определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию  кредитных рисков, с последующим  информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и  за фиксированную плату.

Фактор - специализированный финансовый институт, организатор факторинга. В качестве финансового агента по операциям факторинга договор могут  заключить банки и иные кредитные  организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однако в России порядок лицензирования в законодательстве до сих пор  не оговорен, так что фактически в роли фактора может выступать  коммерческий банк или его дочернее учреждение.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Услуги банка-фактора  привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых  удельный вес экспорта невелик и  которым в силу этого невыгодно  держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами  получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными  проблемами. Кроме того, мелкие и  средние предприятия и организации  часто испытывают большие или  маленькие трудности при получении  банковских кредитов. Для них использование  факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Основные экономические  достоинства факторинга для клиента:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
  • возможность расширения оборотов;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное  инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении  бухгалтерского учёта, увеличении оборота  и прибыльности.

Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно, увеличение его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.

При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик  имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих  те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в  сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую  стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном  капитале.

Классический факторинг  в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие  коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме  продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и  оформляемого открытым счетом. Последнее  означает, что продавец отгружает  товар покупателю и направляет в  его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности  в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому  счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются на низком уровне или не взимаются совсем. Открытый счет предполагает высокую степень взаимного доверия, и применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами при многократных поставках одного товара, особенно мелкими партиями.

Информация о работе Организация, оформления и учет факторинговых операций в кредитных организациях