Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений». Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты;

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1. Понятие управления финансами…………………….…………...……………6
1.1. Система управления финансами…………………………………………….6
1.2. Основные задачи и методы управления финансами ………………………9
2. Правовое обеспечение системы управления финансами...……...………....23
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового
права в управлении финансами………...……………………………………….23
2.2. Основные правовые акты………………………….………………………..26
3. Система финансовых органов управления финансами….…………………29
3.1. Методы государственного регулирования финансов…………………….29
3.2. Органы управления финансами……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....42
Приложение1…………………………………………………………………..…44
Приложение2……………………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Госю и муниц.финансы готова.docx

— 210.50 Кб (Скачать файл)

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

- методы экспертных оценок;

- метод обработки пространственных  и временных совокупностей;

- методы ситуационного  анализа и прогнозирования, в  том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

- методы пропорциональных  зависимостей показателей, включая  производственные функции и функции  издержек.

Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и  текущие, краткосрочные и долгосрочные.

Стратегический  финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятия, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

-определение объема финансовых  ресурсов и их источников для  осуществления: производственной  деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной  деятельности, социальных проектов;

-планирование себестоимости реализации продукции;

-планирование денежных  потоков;

-планирование денежных  потоков;

-планирование прибыли  от деятельности предприятия  в целом;

-планирование доходности  инвестиций.

Долгосрочные  и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой  устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро - так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

- налоги и неналоговые  платежи в бюджет;

- финансовые льготы и  санкции;

- общие и целевые субсидии;

- доходы и расходы внебюджетных  фондов;

- доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

Финансовому воздействию  присущи прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

Прямое влияние на ход  рыночных процессов оказывается: с  помощью взимания прямых общегосударственных  налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении  нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень  доходов субъектов воспроизводства  и рыночную конъюнктуру [30].

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление  текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы  образования и использования  децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий  и организаций.

Одной из важнейших функций  управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь  формой реализации контрольной функции  финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением  финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Сущность, модели и формы финансового контроля.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех субъектов  хозяйствования и управления, а также  оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных  расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или  иных финансовых действий, но имеет  и аналитический аспект [12, c. 24].

В настоящее время с  государственным финансовым контролем  существует и негосударственный  финансовый контроль, который представлен:

-внутрифирменным контролем;

-Контролем коммерческих  банков за организациями;

-Независимым аудиторским  контролем.

Конечные цели всех видов  финансового контроля едины и  заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов. В то же время  задачи и, соответственно, функции  государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей  финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства  посредствам обеспечения  соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения  нецелевого использования бюджетных  и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового  контроля являются распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых  платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость  и прибыль, а также доходы и  расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность Финансового  контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых  в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками  в России  связан не только с противоречивостью  российского законодательства в  финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным  ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата  имеют отдельные  полномочия в части применения санкций  в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб [29].

Существуют и используются различные формы контроля, которые  принято классифицировать по определенным признакам (см. Приложение 1)

 

2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

2.1. Правовое оформление  финансовых отношений и роль  финансового права в управлении  финансами

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма  управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно  возрастает и в связи с переходом  в нашей стране от административно-командной  системы управления крыночной. Кроме  того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что  диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических  норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих  новым условиям ведения финансово-хозяйственной  деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет  эффективно управлять финансами  органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов  финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет  финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений, как в рамках отдельной организации, так и на государственном и  муниципальном уровнях. Используя  правовые нормы, органы государственной  власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

В свою очередь необходимость  реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует  дальнейшее развитие содержательной части  финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в  ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и  решения других вопросов финансово-хозяйственной  деятельности [17, c. 24].

Финансовое право тесно  связано с другими отраслями  права: часть финансовых отношений  регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов организаций различных  организационно-правовых форм, распределения  финансовых полномочий между участниками  организации, состава государственной  и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения, стоящих перед ними задач.

В зависимости от субъектов  финансового права отношения, регулируемые его нормами, можно разделить  на следующие группы:

- между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением  при разграничении доходных и  расходных полномочий между уровнями  бюджетной системы РФ и налоговых  полномочий между уровнями налоговой  системы РФ, а также в ходе  организации межбюджетных отношений;

- между финансовыми, налоговыми  органами и юридическими лицами  по поводу формирования доходной  части бюджетов, в том числе  бюджетов внебюджетных фондов, предоставления  бюджетных средств организациям  в форме прямого бюджетного  финансирования, субсидий, субвенций,  бюджетных кредитов, оплаты государственного  и муниципального заказов;

- между государственными  или муниципальными финансовыми  органами в ходе реализации  бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях;

- между государственными (муниципальными) унитарными предприятиями,  бюджетными учреждениями и их  собственниками — органами государственной  власти и местного самоуправления  при формировании уставного фонда,  распределении полученного предприятием (учреждением) дохода, распределении  ответственности по обязательствам  предприятия между его учредителем  и самим унитарным предприятием;

- между финансово-кредитными  организациями и юридическими  и физическими лицами в связи  с уплатой страховых взносов  (премий) и получением страхового  возмещения, привлечением дополнительных  источников инвестиций, размещением  финансовых ресурсов и получением  доходов от этого размещения;

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами