Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
Рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
Сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
Определить выигрыши и потери от государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 188.17 Кб (Скачать файл)

На рисунке 7 [Приложение «Ж»] Pm и Qm – монопольные цена и объем; Pс и Qс – конкурентные цена и объем. При монополии на рынке, из-за высокой цены некоторые покупатели перестают покупать товар (площадь треугольника B); а те кто остается, платят высокую цену, теряя часть потребительского излишка (прямоугольник A). Совокупное сокращение излишка потребителя равно A+B. Общая прибыль производителя составит A-C. Безвозвратные потери от монопольной власти, таким образом, составляют: B+C.

Отсюда следует, что монополия, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам, превышающим предельные издержки производства, приводит к чистым потерям  общественного благосостояния.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, монополия  сопряжена с отрицательными последствиями  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство - лишь малая часть монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые  вынуждают клиента фирмы-монополиста  мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими  проявлениями пренебрежения интересами потребителя.

Еще более  опасно то, что монополия полностью  блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию  монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах  разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

 

1.3.2. Установление потолка цены.

 

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены. Осуществляется оно посредством  мер законодательного и экономического характера, что и является антимонопольным  регулированием.

В рамах  темы нашей работы мы рассмотрим ценовое  регулирование монополии.

На конкурентном рынке государственное регулирование  цен всегда вызывает безвозвратные  потери. Однако регулирование цен  государством может устранить безвозвратные  потери, связанные с существованием монопольной власти.

Рисунок 8 [Приложение «З»] иллюстрирует регулирование цены. Pm и Qm – цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Допустим, что государственное регулирование определяет максимальную цену P1. Так как теперь фирма может устанавливать цену не выше P1, то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объемом производства Q1 представляет собой горизонтальную линию на уровне P1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже P1 и на нее никак не повлияет регулирование.

Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует  ее новой кривой среднего дохода, и  она показана жирной линией. Для  объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1, новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно в этой точке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Исходя из этого, при цене P1 и количестве продукции Q1 безвозвратные потери от монопольной власти сокращаются.

По мере дальнейшего  снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а безвозвратные  потери снижаются. При цене PC, — а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, — объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и безвозвратные потери от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до P3, мы сокращаем объем производства. Это аналогично установлению границы максимальной цены в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q’3-Q3), и одновременно растут безвозвратные потери от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже P4 — ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из отрасли.

 

1.3.3. Естественная монополия и экономическое регулирование.

 

Важнейшие примеры  естественных монополий включают обеспечение  водой, газом и электроэнергией, а так же местную телефонную связь  и канализацию. Эти производства выделяют в отдельную группу в  силу значимости фактора  экономии от масштаба при распределении услуг. Установка труб большого диаметра при  проводке канализации для обслуживания в 2 раза большего числа домов увеличивает  издержки менее чем в 2 раза. Дешевле  пользоваться одним кабелем для  электропроводки или телефона, чем  иметь два частично перекрывающих  друг друга кабеля. То же самое можно  сказать о кабельном телевидении, местном автобусном сообщении и  сборе вторсырья. Существование  в этих отраслях коммунального обслуживания экономии от масштаба обуславливает  желание иметь монопольного поставщика, но тогда возникает необходимость  государственного вмешательства, с тем чтобы пересекать  злоупотребления монопольной властью. С учетом этого в Соединенных Штатах и большинстве  других стран отрасли коммунального обслуживания или являются регулируемыми, или находятся в государственной собственности и управляются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не монополистом-производителем.

Как мы знаем, экономическое регулирование в  Соединенных Штатах применяется  с начала прошлого столетия. Государственные  комиссии, действующие на уровне штатов, стали брать на себя функции местных  властей по регулированию перед  самым началом первой мировой  войны, а усиление роли Федерального правительства относится к 30-м  годам. Федеральное правительство, кроме всего прочего, регулирует часть продаж электроэнергии и международную  телефонную связь, тогда как цены, которые потребители платят за газ, электроэнергию и услуги местной  телефонной связи, в большинстве  регионах устанавливаются государственными комиссиями, действующими на уровне штатов. В некоторых штатах работников регулирующих агентств назначают на федеральном  уровне, а в других выбирают. Все они действуют в рамках расплывчатых законов, которые предписывают им устанавливать «справедливые», или «обоснованные», цены и служить «интересам общества».

Обеспечением  работы естественных монополий иногда занимается само государство, а не регулируемые частные фирмы. Так, сегодня работу водопровода и канализации обычно обеспечивают местные органы власти. В Соединенных Штатах на государственные  агентства и некоммерческие кооперативы  приходится около 20% объема продаж электроэнергии и чуть меньшая доля услуг местной  телефонной связи. Государственная  корпорация  U.S. Postal Service обладает законной монополией в сфере почтовых услуг первого класса. За исключением Соединенных Штатов, а также Великобритании, где обеспечение телефонными услугами и газом с недавнего времени перешло к частным фирмам, производство в отраслях, являющихся естественными монополиями, как правило, осуществляет государство.

Осуществляет  ли государство регулирующие функции  или действует в качестве производителя  – оно должно определять цены на услуги, предоставляемые естественными  монополиями. В этом разделе вначале  я охарактеризую саму задачу установления экономически эффективных цен, а  затем кратко рассмотрю поведение  и работу агентств, осуществляющих экономическое регулирование на практике.

Задачи  регулирования.

Положение о  том, что конкурентные рынки обеспечивают эффективное распределение ресурсов, предполагает, что работники органов  регулирования должны попытаться сымитировать работу конкурентных рынков в тех  секторах, где существуют естественные монополии. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличение налогов для возмещения убытков государственного производства. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий .

  • Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам.
  • Прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли.
  • Производство должно быть эффективным.

Обсудим каждое из них по порядку.

Цены. Установление цен на основе предельных издержек гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции для потребителей равна издержкам ее производства. Большие отклонения от этой системы ценообразования обуславливают излишние потери. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком высок. Но в естественных монополиях средние издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это, как иллюстрирует рис. 9 [Приложение «И»] , означает, что предельные издержки ниже средних. Установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производство продукции в объеме Qс  и требовало бы соответствующего изменения цены Pc, которая в этом случае оказывается ниже величины долгосрочных средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы нормального дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулирующих агентств должны пытаться устанавливать цены максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек.

Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается  в использовании двухкомпонентного  тарифа.

Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг (переменная плата).

В случае с электроэнергией, например, была бы установлена фиксированная  плата, скажем, в 4$ в месяц за подключение к муниципальной электрической сети, а затем – отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если бы переменная составляющая была установлена равной предельным издержкам. Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную схему, при которой несколько первых киловатт электроэнергии отпускается по высокой цене, а цены на дополнительные единицы электроэнергии устанавливаются ближе к предельным издержкам.

Более распространенный, но менее  удовлетворительный подход заключается  в установлении цены на уровне средних  издержек. Этот подход проиллюстрирован на рис. 9. В оптимальной с позиции общества точке Eс цена ниже величины долгосрочных средних издержек. Если ценообразование на основе двухкомпонентного тарифа исключается, работники органов регулирования могут решить установить цену, равную Рr. В этой точке доходы лишь возмещают издержки по удовлетворению спроса потребителей на продукцию в объеме Qr.

Существует две проблемы, связанные  с ценообразованием на основе средних  издержек. Первая: при объеме выпуска Qr продукции производится меньше, так как цена превышает МС. Величина социальных потерь соответствует затененной области на рис. 9. Вторая: предельные издержки предприятий сферы коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во времени (по времени суток, в частности). Как правило наращивание производства электроэнергии требует гораздо меньших затрат в ночное время, когда работают только наиболее эффективные предприятия, чем в дневное время, когда для удовлетворения спроса отрасль коммунального обслуживания часто вынуждена работать на полную мощность. Цены должны отражать изменения величины предельных издержек во времен; цены, базирующиеся на средних издержках, обычно не могут это сделать должным образом.

Прибыль. Ранее я утверждала, что все издержки должны быть возмещены, так что для того, чтобы предприятие коммунального обслуживания могло выжить, прибыли должны обеспечивать по меньшей мере нормальных доход на капитал. На рис. 9 показано, почему прибыли не должны значительно превышать этот необходимый уровень. Предположим, что регулируемая цена равнялась Pm, следовательно, отрасль коммунального обслуживания производила бы в точке Em. В данном случае отрасль получала бы существенные сверхприбыли, и мы находились бы далеко от оптимальной позиции общества точки   Em- намного дальше, чем требуется для получения отраслью нормальных прибылей. В точке Em потребители платят за услугу даже больше, чем в точке Er, в которой цена устанавливается на основе средних издержек, они получают меньше продукции, и продукция производится с более высокими средними издержками. Равновесие в точке Em не отвечает ничьим интересам, за исключением интересов коммунальной компании, которая в этом случае получает сверхприбыли. Пересечение случаев получения сверхприбылей защитит потребителей от неоправданно высоких цен.

Производство. Но если цены всегда только возмещают издержки, так что отрасль коммунального обслуживания всегда получает нормальную норму прибыли, есть ли у нее хоть какой-то стимул для минимизации издержек? Вовсе никакого. В этих условиях ожидаемые издержки, а следовательно, и цены были бы более высокими, чем необходимо. Это требует напряженной, подчас неприятной работы по снижению издержек. А увеличение некоторых статей расходов, таких, как большие оклады и «плюшевые» офисы для руководящих работников, бассейны для сотрудников, кафетерии с дотируемыми ценами на обеды, всегда только приятно. Бремя таких издержек целиком и полностью несут постоянные потребители коммунальных услуг.

Информация о работе Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования