Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты пенсионной системы РК…………………………...5
1.1 История становления пенсионной системы РК…………………………5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе…………………………………………………………………………….7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения……………………..11
2. Анализ функционирования пенсионной системы РК за 2009-2011г………15
2.1 Структура пенсионной системы РК……………………………………..15
2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных пенсионных фондов……………………………………………………………………………20
2.3 Анализ развития пенсионной системы РК за 2009-2011г……………..22
3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК…...………...28
3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК………………………….28
3.2 Перспективы развития пенсионной системы РК……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

курсdssdовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать файл)

Пенсионная  реформа в Чили имела и политическое воздействие, во-первых, через инвестиции пенсионных фондов граждане стали совладельцами  достаточно большого сектора экономики. Во-вторых, Чили – страна, которая  не имеет глубоких традиций демократии, а взаимодействие участников пенсионной системы как равноправных участников, свобода выборов вкладчиков, честная  конкуренция между фондами, законодательная  защита прав вкладчиков позволяет сделать  вывод о том, что миллионы людей  включены в процесс демократизации. Таким образом, одной из составляющей Чилийской реформы является присутствие  сильной демократии, что во многом обеспечило успех пенсионной реформы  в Чили посредством того, что таким  образом удалось избежать нерыночных подходов, обеспечивающих приоритет  тем или иным отдельным субъектам, чем изобилует Новейшая история  экономических и в том числе  пенсионных реформ в Казахстане.

Одним из основных принципов накопительной пенсионной системы в Чили являются неограниченные права вкладчика в выборе пенсионного  фонда, как на добровольной, так и  на обязательной основах. Частное администрирование  пенсионных активов и персональных счетов, доверие к способностям управления частного сектора и признание  индивидуальных усилий являлись основой  накопительной системы Чили. Таким  образом, накопительная система  пенсионного обеспечения в значительной степени способствовало развитию Чили, как в области социального  обеспечения, так и в области  экономики. Анализируя достижения Чили в реформировании пенсионной системы, можно сделать вывод, что для  дальнейшего повышения роли накопительных  пенсионных фондов в экономическом  и социальном развитии страны необходимо развитие отечественного рынка капитала.Подводя  итог, следует сказать, что при  рассмотрении вопросов совершенствования  пенсионного обеспечения следует  учитывать, что сегодня в мире налицо кризис государственной системы  пенсионного обеспечения, а число  неработающих постоянно растет, выход  иностранным специалистам видится  в увеличении либо взносов, либо пенсионного  возраста. Так зачем же брать за основу зарубежные модели, которые  находятся в кризисном состоянии? Нам нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем  этот опыт изучить и творчески  использовать.

2.  АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РК ЗА 2009-2011 Г.

 

2.1 Структура пенсионной системы РК

 В казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действуют три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), и банки-кастодианы.

Накопительные пенсионные фонды входят в число важных социально-экономических  институтов, распоряжающихся долгосрочными  финансовыми ресурсами и являются наиболее активными институциональными инвесторами в экономике.

         Казахстанские накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которой гарантируется то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении.

          Накопительные пенсионные фонды работают над тем, чтобы ваши отчисления работали на экономику страны и приносили вам так называемый инвестиционный доход. При этом деятельность пенсионных фондов строго регулируется государством, что позволяет свести к минимуму инвестиционные риски. Если пенсионный фонд несет определенные потери, то он обязан возместить вам ущерб. Пенсионными фондами управляют управляющие компании, которые вырабатывают стратегию вложений средств. В результате такой системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на социальное обеспечение пенсионеров. В то же время если вас не устраивают результаты работы фонда, к примеру, уровень дохода, то вы вправе поменять фонд и перенести свой пенсионный капитал в другой фонд, где, на ваш взгляд, более оптимальные возможности для роста инвестиционного дохода капитала /12/.

На 1 января 2010 года функционировало 14 накопительных  пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке  уменьшилось до 13.

НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного  договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды  обязаны:

- производить  пенсионные выплаты получателям;

- проводить  индивидуальный учет пенсионных  накоплений и выплат;

- предоставлять  вкладчику и получателю информацию  о состоянии его пенсионных  накоплений не реже одного  раза в год, а также по  его запросу;

- обеспечивать  конфиденциальность информации  о состоянии пенсионных накоплений  получателя;

- нести ответственность  за нарушение пенсионного законодательства  и условий пенсионного договора;

- по заявлению  получателя переводить его пенсионные  накопления из одного фонда  в другой;

- публиковать  статистическую и иную информацию  о своей деятельности за стандартные  периоды времени в один, три,  пять, десять календарных лет,  при этом не допускается публикация  информации, содержащей гарантии  или обещания доходов по вкладам  в накопительные пенсионные фонды;

- обеспечивать  равные условия гражданам, заключившим  пенсионный договор;

- выполнять  другие обязанности в соответствии  с законодательством РК.

Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит  и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости  обязательств.

Инвестиционное  управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами или пенсионным фондом самостоятельно при наличии  у него соответствующей лицензии. Организация, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами накопительных  пенсионных фондов, является юридическим  лицом, профессиональным участником рынка  ценных бумаг и создается в  форме акционерного общества в установленном  законодательством Республики Казахстан  порядке /7/. В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан  по отношению друг к другу руководствуются  положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются  права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя  юридическими участниками пенсионного  обслуживания происходит по следующей  схеме: в соответствии с договором  о пенсионном обеспечении между  пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в  банк-кастодиан, с которым у фонда  заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

ООИУПА, как  следует из их названия, управляют  пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные  законодательством. Пенсионный фонд заключает  договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта  и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.

У этих игроков  рынка две основные задачи: инвестировать  пенсионные активы и регулярно производить  их оценку. Помимо этого, ООИУПА должна регулярно отчитываться о своей  деятельности перед АФН и НПФ, а также через СМИ - перед вкладчиками  фондов. ООИУПА значительно отличаются от других инвестиционных компаний. Во-первых, они ограничены в выборе направлений  для инвестирования. Перечень инструментов, в которые ООИУПА могут вкладывать пенсионные накопления, определяется Агентством финансового надзора. Это  наиболее надежные инструменты с  невысокой доходностью, но зато с  минимальной степенью риска. Во-вторых, если клиент обычной инвестиционной компании разделяет вместе с этой компанией риски инвестирования, то в случае с ООИУПА пенсионный фонд вправе потребовать от нее возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением  пенсионными активами. ООИУПА несет  ответственность по своим обязательствам перед накопительным пенсионным фондом и перед вкладчиками всем принадлежащим ей имуществом. В-третьих, законодательство предъявляет к  самой ООИУПА, а также к ее акционерам и руководителям целый ряд  требований и ограничений, которые  не действуют для других инвестиционных компаний /12/.

Третий элемент  системы - банк-кастодиан, который не может быть аффилированным с НПФ  либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. Ежемесячно он информирует НПФ о  состоянии его счетов и о деятельности ООИУПА. У накопительного пенсионного  фонда должен быть только один банк-кастодиан. Но банк может обслуживать одновременно несколько фондов. Банк-кастодиан - банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег клиента. Банк-кастодиан контролирует целевое  размещение пенсионных активов НПФ  и обязан блокировать (не исполнять) поручения ООИУПА или НПФ в  случае их несоответствия законодательству РК. Более того, закон предусматривает, что кастодиан в таком случае должен незамедлительно уведомить  об этом уполномоченный орган и НПФ.

Эта система  независимых элементов позволяет  поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.

Помимо трех основных элементов рынка большую  роль в работе пенсионной системы  играют Агентство Республики Казахстан  по финансовому надзору (АФН) и Казахстанская  фондовая биржа (KФБ) /12/.

Роль государственного регулятора осуществляет Агентство  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций. АФН регулирует и контролирует деятельность банков, пенсионных фондов и ООИУПА, профессиональных участников фондового рынка, страховых  компаний и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. АФН ежемесячно на своем сайте  предоставляет сведения о собственном  капитале, обязательствах и активах  НПФ, о коэффициенте номинального дохода НПФ, по пенсионным накоплениям и количеству пенсионных счетов вкладчиков в НПФ, по процентному, кредитному, фондовому и валютному рискам, инвестиционную структуру портфелей НПФ, а также текущее состояние фондов. Также в его работу входит составление сводных отчетов по балансу и отчету о прибылях и убытках НПФ. В соответствии с Законом РК от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» в перечень функций АФН входит:

1) в случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан,  выдавать и отзывать разрешения  на открытие (создание) финансовых  организаций, их добровольную  реорганизацию и ликвидацию, давать  согласие на открытие подразделений  финансовых организаций, а также  определять порядок выдачи указанных  разрешений и согласия;

2) в случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан,  давать согласие либо отказывать  в даче согласия на избрание (назначение) лиц на должности  руководящих работников финансовых  организаций, а также определять  порядок дачи указанного согласия  либо отказа в даче согласия;

3) устанавливать  порядок выдачи, приостановления  и отзыва лицензий на осуществление  профессиональной деятельности  на финансовом рынке в случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан,  выдает, приостанавливать и отзывать  указанные лицензии;

4) издавать  нормативные правовые акты, обязательные  для исполнения финансовыми организациями,  потребителями финансовых услуг,  другими физическими и юридическими  лицами на территории Республики  Казахстан;

5) утверждать  пруденциальные нормативы и иные  обязательные к соблюдению нормы  и лимиты для финансовых организаций,  в том числе на консолидированной  основе;

6) устанавливать  перечень, формы, сроки и порядок  представления отчетности (за исключением  финансовой и статистической  отчетности) финансовыми организациями  и их аффилированными лицами;

7) осуществлять  контроль за соблюдением финансовыми  организациями законодательства  Республики Казахстан о бухгалтерском  учете и финансовой отчетности  и стандартов бухгалтерского  учета, за исключением случаев,  предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан;

7-1) направлять  своего представителя для участия  в общем собрании акционеров  финансовых организаций;

8) проверять  деятельность финансовых организаций  и их аффилированных лиц в  случаях и в пределах, предусмотренных  законодательными актами Республики  Казахстан, в том числе с  привлечением аудиторской организации;

9) определять  порядок применения и применять  к финансовым организациям ограниченные  меры воздействия и санкции,  предусмотренные законодательными  актами Республики Казахстан;

10) по согласованию  с Правительством Республики  Казахстан принимать решение  о принудительном выкупе акций  финансовых организаций в случаях,  предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан;

11) осуществлять  контроль за деятельностью ликвидационных  комиссий финансовых организаций  в случаях, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан;

12) публиковать  в средствах массовой информации  сведения о финансовых организациях (за исключением сведений, составляющих  служебную, коммерческую, банковскую  или иную охраняемую законом  тайну), в том числе информацию  о мерах, принятых к ним.

В целом деятельность АФН направлена на повышение уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Информация о работе Пенсионная система РК