Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации и его роли в осуществлении пенсионной реформы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:
Раскрыть теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы.
2. Провести анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан.
3. Разработать пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы……………..5
1.1 Социально-экономическая сущность пенсионного страхования………..5
1.2 Роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения…..9
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………12
2. Анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан………………………………………………………………………….15
2.1 Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда…………………….. 17
2.3 Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан……………………………………………20
3. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и направления повышения её эффективности………………….35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы…………………………44
Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2012 году в бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2011 году. Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2012 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2012 года составил 1267,0 млрд. рублей. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год в целом составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии – 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает расходы 2011 года. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили за 2012год около 70 млрд. рублей, что превышает расходы 2011 года более чем в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей – расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.
Обязательства ПФР по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме. На выплату пенсий в 2012 году направлено 3,7 трлн. рублей, что на 1,1 трлн. рублей больше, чем в 2011 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2011 году. Расходы ПФР на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2010 году – 263,6 млрд. рублей). Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год исполнен по доходам в сумме 4,6 трлн. рублей (10,4% к ВВП), что на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2011 года, по расходам в сумме 4,2 трлн. рублей (9,6% к ВВП), что на 1,2 трлн. рублей превышает уровень 2011 года.
2010г. 2011г. 2012г.
Рисунок 2.2 Исполнение бюджета ПФР в 2010–2012 гг.
Таким образом, общий профицит бюджета составляет около 360,8 млрд. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, – около 70 млрд. рублей.
2.3 Оценка
использования средств
Пенсионный фонд РФ устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии по обязательному пенсионному страхованию. В течение 2012 года ПФР обеспечил выплату пенсий в полном объеме. В 2012 году доставка пенсии 50% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 41% – через кредитные организации, 9% – через альтернативные доставочные организации. В 2012 году территориальные органы ПФР вынесли 2 983 343 решения о назначении пенсий, в том числе 386 047 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Кроме того, вынесено 13 748 077 распоряжений о перерасчете размеров пенсий, не считая распоряжений об индексации размеров пенсий в соответствии с законодательством. Из них 12 509 382 распоряжения вынесено в августе 2012 года в ходе корректировки страховой части пенсии работающих пенсионеров в беззаявительном порядке. Одновременно с этим в течение 2012 года территориальные органы ПФР вынесли 832 930 распоряжений о перерасчете размера трудовой пенсии работающих пенсионеров, самостоятельно обратившихся с заявлением об этом в ПФР. В целом в 2012 году Пенсионный фонд РФ направил на выплату пенсий свыше 3,7 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2011году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2011 году. Ключевыми факторами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан и валоризация пенсионных прав старшего поколения.
Расчетный пенсионный капитал гражданина, сформированный до пенсионной реформы 2002 года, был проиндексирован на 10% и сверх того – на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. Валоризация проводилась в целях улучшения материального обеспечения граждан старшего поколения. В результате мероприятий, проведенных Пенсионным фондом РФ, переоценка пенсионных прав проведена в отношении 36 млн. пенсионеров. У 11,6 млн. пенсионеров при этом дополнены сведения о трудовом стаже. В целом по РФ средний размер трудовой пенсии по старости за счет валоризации увеличился на 1 090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны, – 1 715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1 855 рублей.
В 2012 году в соответствии с законодательными решениями Пенсионный фонд РФ осуществил три индексации размеров пенсий: с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3%; с 1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,8%; с 1 июля – индексация социальных пенсий по росту прожиточного минимума пенсионера на 3,41%. В целом в течение 2012 года пенсии в России увеличились на 23%. При этом среднегодовой рост размера трудовых пенсий в 2012 году на 44,5% выше, чем в 2011 году.
В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 1 496 рублей и на конец 2012 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей. Суммарная индексация социальных пенсий в 2012 году составила 12,5%. В результате средний размер социальной пенсии на конец 2012 года составил 4 731 рубль, что превышает размер прожиточного минимума пенсионера в РФ. Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тысяча человек) на конец 2012 года превысил 23 тысячи рублей. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2012 года составило 3,5 – 3,7 тысяч рублей. Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тысяч человек), превысил 17 тысяч рублей (увеличение в течение года – в среднем на 2,2 тыс. руб.). Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с законодательством РФ, производится независимо от страны проживания и гражданства получателя. При этом с отдельными государствами сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии со специальными договорами. В 2012 году ПФР осуществлял реализацию 14 международных договоров РФ в области пенсионного обеспечения с 18 государствами.
Соглашения с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Литвой, Грузией и Эстонией, а также Словакией, Румынией, Венгрией и Монголией. Динамика среднего размера пенсии в РФ в 2012 году на 44,5% выше, чем в 2011 году. В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 1 496 рублей и на конец 2012 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей. Суммарная индексация социальных пенсий в 2012 году составила 12,5%. В результате средний размер социальной пенсии на конец 2012 года составил 4 731 рубль, что превышает размер прожиточного минимума пенсионера в РФ. Общая численность граждан, проживающих за границей РФ и являющихся получателями российской пенсии, в 2012 году достигла 173 369 человек. По сравнению с 2011 годом их численность выросла на 6,5 процента. Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с законодательством РФ, производится независимо от гражданства и страны проживания получателя. Международные договоры РФ с Испанией, Белоруссией, Болгарией и Украиной основаны на пропорциональном принципе, в соответствии с которым каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за те пенсионные права, которые были приобретены непосредственно на ее территории.
Таблица 2.1
Выплата пенсий за границу
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. | ||||
Средний размер пенсии в РФ: |
3 664 |
4 546 |
6 177 |
7 594 | |||
Средний размер трудовой пенсии, в т.ч.: |
3 713 |
4 652 |
6 314 |
7 811 | |||
по старости |
3 949 |
4 910 |
6 630 |
8 166 | |||
по инвалидности |
2 859 |
3 481 |
4 767 |
5 100 | |||
по случаю потери кормильца |
2 105 |
2 754 |
3 727 |
4 810 | |||
Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
2 758 |
3 007 |
4 245 |
4 731 |
Для повышения эффективности организации работы с гражданами, проживающими за границей РФ, в 2011 году создана online-приемная на интернет-сайте ПФР. Граждане могут отправить свой запрос в электронном виде, получить ответ также в виде электронного документа.
Также специалисты ПФР во взаимодействии с МИД России регулярно организовывают встречи с общественными организациями соотечественников за рубежом и консультации граждан – получателей российских пенсий. В 2011 году такие консультации были организованы для граждан, проживающих в Латвийской Республике и в Израиле. В 2012 году размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, составлял 1 200 рублей. Расходы ПФР на осуществление компенсационных выплат составили около 32,5 млрд. рублей, что на 7 млрд. рублей выше уровня 2011 года.
Система индивидуального учета Пенсионного фонда РФ – это всероссийский организационно-технологический комплекс учета сведений о каждом застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования РФ для формирования и реализации его пенсионных прав. ПФР открывает каждому застрахованному лицу индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Сведения ИЛС включают данные трудового стажа, суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, суммы дополнительных страховых взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, информацию о выборе застрахованным лицом управляющей компании или НПФ для направления в них средств пенсионных накоплений и другие данные, определенные федеральным законодательством. [8, стр 36]
Система персонифицированного учета ПФР включает в себя комплекс документов, структурно-организационных мероприятий, программно-технических средств и информационных ресурсов, которые обеспечивают:
- Регистрацию
граждан в системе
- Прием
от страхователей сведений о
застрахованных лицах. С 2011г. начался
ежеквартальный прием
Таблица 2.2
Количество индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС, на конец года
1996г. |
200 000 |
2009г. |
137 078 322 |
2010г. |
141 218 767 |
2011г. |
144 817 000 |
2012г. |
150 561 63 |
Количество страхователей, представляющих сведения на магнитных носителях или по каналам связи с электронной цифровой подписью (ЭЦП), увеличивается ежегодно. В 2012 году отчетность за 2011 год в электронном виде представила 641 тыс. страхователей (более 25% от общего числа), за первое полугодие 2012 года – более 900 тыс. страхователей (более 38,5%), за втрое полугодие – около 40 %.
Пенсионные накопления – это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. В 2002–2004 годах накопительная часть трудовой пенсии формировалась у мужчин 1953–1966 г.р. и женщин 1957–1966 г.р. Также формируется за счет добровольных страховых взносов граждан – участников системы ОПС. Участники системы обязательного пенсионного страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:
- Пенсионный
фонд РФ, выбрав одну из частных
управляющих компаний (ЧУК), отобранных
по результатам конкурса, с которой
ПФР заключил договор
- негосударственный
пенсионный фонд, выбрав один
из негосударственных
Рисунок 2.3 Распределение соглашений о взаимном удостоверении подписей, заключенных ПФР в 2011 г.
С 2010 года, кроме передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского капитала, направленные владельцами МСК на формирование накопительной части пенсии.
Рисунок 2.4 Способы подачи заявлений застрахованных лиц на распоряжение средствами накопительной части трудовой пенсии