Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации и его роли в осуществлении пенсионной реформы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:
Раскрыть теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы.
2. Провести анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан.
3. Разработать пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы……………..5
1.1 Социально-экономическая сущность пенсионного страхования………..5
1.2 Роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения…..9
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………12
2. Анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан………………………………………………………………………….15
2.1 Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда…………………….. 17
2.3 Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан……………………………………………20
3. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и направления повышения её эффективности………………….35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы…………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 113.42 Кб (Скачать файл)

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2011 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей.

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2012 году в бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2011 году. Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2012 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2012 года составил 1267,0 млрд. рублей. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год в целом составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии – 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает расходы 2011 года. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили за 2012год около 70 млрд. рублей, что превышает расходы 2011 года более чем в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей – расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Обязательства ПФР по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме. На выплату пенсий в 2012 году направлено 3,7 трлн. рублей, что на 1,1 трлн. рублей больше, чем в 2011 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2011 году. Расходы ПФР на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2010 году – 263,6 млрд. рублей). Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год исполнен по доходам в сумме 4,6 трлн. рублей (10,4% к ВВП), что на 1,4 трлн. рублей превышает уровень 2011 года, по расходам в сумме 4,2 трлн. рублей (9,6% к ВВП), что на 1,2 трлн. рублей превышает уровень 2011 года.

 

2010г.   2011г.  2012г.

Рисунок 2.2 Исполнение бюджета ПФР в 2010–2012 гг.

 

Таким образом, общий профицит бюджета составляет около 360,8 млрд. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, – около 70 млрд. рублей.

 

2.3 Оценка  использования средств федерального  бюджета в осуществлении пенсионного  обеспечения граждан

 

Пенсионный фонд РФ устанавливает и выплачивает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии по обязательному пенсионному страхованию. В течение 2012 года ПФР обеспечил выплату пенсий в полном объеме. В 2012 году доставка пенсии 50% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 41% – через кредитные организации, 9% – через альтернативные доставочные организации. В 2012 году территориальные органы ПФР вынесли 2 983 343 решения о назначении пенсий, в том числе 386 047 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Кроме того, вынесено 13 748 077 распоряжений о перерасчете размеров пенсий, не считая распоряжений об индексации размеров пенсий в соответствии с законодательством. Из них 12 509 382 распоряжения вынесено в августе 2012 года в ходе корректировки страховой части пенсии работающих пенсионеров в беззаявительном порядке. Одновременно с этим в течение 2012 года территориальные органы ПФР вынесли 832 930 распоряжений о перерасчете размера трудовой пенсии работающих пенсионеров, самостоятельно обратившихся с заявлением об этом в ПФР. В целом в 2012 году Пенсионный фонд РФ направил на выплату пенсий свыше 3,7 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2011году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2011 году. Ключевыми факторами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан и валоризация пенсионных прав старшего поколения.

Расчетный пенсионный капитал гражданина, сформированный до пенсионной реформы 2002 года, был проиндексирован на 10% и сверх того – на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. Валоризация проводилась в целях улучшения материального обеспечения граждан старшего поколения. В результате мероприятий, проведенных Пенсионным фондом РФ, переоценка пенсионных прав проведена в отношении 36 млн. пенсионеров. У 11,6 млн. пенсионеров при этом дополнены сведения о трудовом стаже. В целом по РФ средний размер трудовой пенсии по старости за счет валоризации увеличился на 1 090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны, – 1 715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1 855 рублей.

В 2012 году в соответствии с законодательными решениями Пенсионный фонд РФ осуществил три индексации размеров пенсий: с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3%; с 1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,8%; с 1 июля – индексация социальных пенсий по росту прожиточного минимума пенсионера на 3,41%. В целом в течение 2012 года пенсии в России увеличились на 23%. При этом среднегодовой рост размера трудовых пенсий в 2012 году на 44,5% выше, чем в 2011 году.

В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 1 496 рублей и на конец 2012 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей. Суммарная индексация социальных пенсий в 2012 году составила 12,5%. В результате средний размер социальной пенсии на конец 2012 года составил 4 731 рубль, что превышает размер прожиточного минимума пенсионера в РФ. Общий уровень материального обеспечения отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны (371 тысяча человек) на конец 2012 года превысил 23 тысячи рублей. При этом среднее увеличение размера пенсии данной категории пенсионеров в течение 2012 года составило 3,5 – 3,7 тысяч рублей. Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии (21,8 тысяч человек), превысил 17 тысяч рублей (увеличение в течение года – в среднем на 2,2 тыс. руб.). Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с законодательством РФ, производится независимо от страны проживания и гражданства получателя. При этом с отдельными государствами сотрудничество в сфере пенсионного обеспечения осуществляется в соответствии со специальными договорами. В 2012 году ПФР осуществлял реализацию 14 международных договоров РФ в области пенсионного обеспечения с 18 государствами.

Соглашения с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Литвой, Грузией и Эстонией, а также Словакией, Румынией, Венгрией и Монголией. Динамика среднего размера пенсии в РФ в 2012 году на 44,5% выше, чем в 2011 году. В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 1 496 рублей и на конец 2012 года составил 7 811 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1 536 рублей и составил 8 166 рублей. Суммарная индексация социальных пенсий в 2012 году составила 12,5%. В результате средний размер социальной пенсии на конец 2012 года составил 4 731 рубль, что превышает размер прожиточного минимума пенсионера в РФ. Общая численность граждан, проживающих за границей РФ и являющихся получателями российской пенсии, в 2012 году достигла 173 369 человек. По сравнению с 2011 годом их численность выросла на 6,5 процента. Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с законодательством РФ, производится независимо от гражданства и страны проживания получателя. Международные договоры РФ с Испанией, Белоруссией, Болгарией и Украиной основаны на пропорциональном принципе, в соответствии с которым каждая сторона назначает и выплачивает пенсию за те пенсионные права, которые были приобретены непосредственно на ее территории.

 

Таблица 2.1

Выплата пенсий за границу

 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Средний размер пенсии в РФ:

3 664

4 546

6 177

7 594

Средний размер трудовой пенсии, в т.ч.:

3 713

4 652

6 314

7 811

по старости

3 949

4 910

6 630

8 166

по инвалидности

2 859

3 481

4 767

5 100

по случаю потери кормильца

2 105

2 754

3 727

4 810

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению

2 758

3 007

4 245

4 731


 

Для повышения эффективности организации работы с гражданами, проживающими за границей РФ, в 2011 году создана online-приемная на интернет-сайте ПФР. Граждане могут отправить свой запрос в электронном виде, получить ответ также в виде электронного документа.

Также специалисты ПФР во взаимодействии с МИД России регулярно организовывают встречи с общественными организациями соотечественников за рубежом и консультации граждан – получателей российских пенсий. В 2011 году такие консультации были организованы для граждан, проживающих в Латвийской Республике и в Израиле. В 2012 году размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, составлял 1 200 рублей. Расходы ПФР на осуществление компенсационных выплат составили около 32,5 млрд. рублей, что на 7 млрд. рублей выше уровня 2011 года.

Система индивидуального учета Пенсионного фонда РФ – это всероссийский организационно-технологический комплекс учета сведений о каждом застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования РФ для формирования и реализации его пенсионных прав. ПФР открывает каждому застрахованному лицу индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Сведения ИЛС включают данные трудового стажа, суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, суммы дополнительных страховых взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, информацию о выборе застрахованным лицом управляющей компании или НПФ для направления в них средств пенсионных накоплений и другие данные, определенные федеральным законодательством. [8, стр 36]

Система персонифицированного учета ПФР включает в себя комплекс документов, структурно-организационных мероприятий, программно-технических средств и информационных ресурсов, которые обеспечивают:

- Регистрацию  граждан в системе обязательного  пенсионного страхования. Ежегодно  ПФР регистрирует в системе  ОПС до 5 млн. человек.

- Прием  от страхователей сведений о  застрахованных лицах. С 2011г. начался  ежеквартальный прием отчетности  по персонифицированному учету. Таким образом, по сравнению с 2010г. объем обрабатываемой ПФР  информации в 2011г. увеличился в 2 раза, в 2012г.– в 4 раза. В 2011 году сотрудники  служб персонифицированного учета  ПФР осуществляли прием сведений  о застрахованных лицах от 2,5 млн. страхователей – работодателей, осуществлявших в этом году  выплаты физическим лицам, и от  самозанятого населения – 3,3 млн. физических лиц, уплачивающих страховые  взносы исходя из стоимости  страхового года.

 

Таблица 2.2

Количество индивидуальных лицевых счетов в системе ОПС, на конец года

1996г.

200 000

2009г.

137 078 322

2010г.

141 218 767

2011г.

144 817 000

2012г.

150 561 63


 

Количество страхователей, представляющих сведения на магнитных носителях или по каналам связи с электронной цифровой подписью (ЭЦП), увеличивается ежегодно. В 2012 году отчетность за 2011 год в электронном виде представила 641 тыс. страхователей (более 25% от общего числа), за первое полугодие 2012 года – более 900 тыс. страхователей (более 38,5%), за втрое полугодие – около 40 %.

Пенсионные накопления – это средства накопительной части трудовой пенсии, которая в обязательном порядке формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. В 2002–2004 годах накопительная часть трудовой пенсии формировалась у мужчин 1953–1966 г.р. и женщин 1957–1966 г.р. Также формируется за счет добровольных страховых взносов граждан – участников системы ОПС. Участники системы обязательного пенсионного страхования вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии через:

- Пенсионный  фонд РФ, выбрав одну из частных  управляющих компаний (ЧУК), отобранных  по результатам конкурса, с которой  ПФР заключил договор доверительного  управления средствами пенсионных  накоплений, либо один из двух  инвестиционных портфелей государственной  управляющей компании;

- негосударственный  пенсионный фонд, выбрав один  из негосударственных пенсионных  фондов (НПФ), осуществляющих деятельность  по обязательному пенсионному  страхованию.

 

Рисунок 2.3 Распределение соглашений о взаимном удостоверении подписей, заключенных ПФР в 2011 г.

 

С 2010 года, кроме передачи средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, ПФР передает в УК и НПФ дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также средства материнского капитала, направленные владельцами МСК на формирование накопительной части пенсии.

Рисунок 2.4 Способы подачи заявлений застрахованных лиц на распоряжение средствами накопительной части трудовой пенсии

Информация о работе Пенсионный фонд РФ