Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Для организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы характерны разнообразные формы организации финансовых отношений. Они различаются по степени хозяйственной самостоятельности, по источникам воспроизводства основных и оборотных средств, организации фондов денежных средств.

Дальнейшее развитие их финансовых отношений требует осуществления целого комплекса мероприятий, направленных на совершенствование планирования, финансирования, экономического стимулирования посредством  применения системы длительных стабильных экономических нормативов распределения прибыли, валового дохода и финансирование планово – убыточных учреждений.

Перспективы развития сферы бесплатного обслуживания населения связаны с возможностями бюджетного финансирования, с состоянием экономики, с ростом или снижением количества убыточных, дотационных предприятий, а также с решением проблем совершенствования сметного метода финансирования и создания механизма экономического стимулирования качества предоставляемых услуг.

Низкая оплата труда работников непроизводственной сферы порождает безразличное отношение к качеству своего труда, увеличению объемов оказываемых услуг, повышению своего мастерства. Для этого необходима разработка критериев оценки качества деятельности учреждений и системы показателей, которые позволили бы увязать их конечные результаты с размерами поощрительных фондов.

Источниками формирования указанных фондов должны выступать как средства, заложенные в смете расходов, так и экономия от эффективного использования живого и овеществленного труда. При этом стимулирование повышения эффективности использования ресурсов в сфере бесплатного обслуживания населения не должно идти в ущерб нормальному функционированию данных учреждений.

Важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от образования платных услуг, производственной и научной деятельности, а также средств предприятий, организаций и граждан.

Начиная с 1993/94 учебного года в учебных заведениях происходит кардинальная смена источников и каналов поступления дополнительных финансовых ресурсов. Средства предприятий, выделяемые ранее на поддержку учебно-материальной базы сократились.

В школах города одним из источников средств являются доходы от оказания платных услуг населению. Средства предприятий и спонсоров на развитие учреждений общего образования сильно персонифицированы и по отношению к объему бюджетных средств невысоки.

Объем ресурсов, которые государство может выделить для развития социального сектора, прямо связан с бюджетными ограничениями.

Формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений происходит в основном за счет перераспределения доходов после налогообложения. Поэтому уровень их финансовой достаточности напрямую зависит от состояния бюджетной системы республики, и, в первую очередь, от доли ВВП, перераспределяемого через бюджет.

Финансовые ресурсы, поступающие в учреждения социальной сферы, фактически идут из одного источника – государственного бюджета, т.е. их финансирование осуществляется, прежде всего, за счет перераспределения средств предприятий материального производства, так как в доходах бюджета на реальный сектор экономики приходится основная часть поступлений.

Следовательно, уровень финансовой достаточности указанных учреждений зависит от состояния экономики в целом.

Таблица 1.2 - Динамика расходов на образование  по г. Пинску

          Показатели

2006

2007

2008

2009 (план)

 

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

расход  бюджета      г. Пинска

в т.ч. на образование

- расходы на  содержание школ и гимназий

 

 

118,9

 

 

35,7

 

 

20,8

 

 

100

 

 

30,0

 

 

17,5

 

 

159,2

 

 

45,2

 

 

23,6

 

 

100

 

 

28,4

 

 

14,8

 

 

194,0

 

 

53,4

 

 

29,0

 

 

100

 

 

27,5

 

 

14,9

 

 

215,9

 

 

67,2

 

 

35,7

 

 

100

 

 

31,1

 

 

16,5


 

 

П р и м е ч а н и е . Источник: решения местных советов депутатов

 

Расходы на содержание школ в расходах бюджета на образование в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличивается с 20,8 млрд. руб. до 29 млрд. руб. Хотя в абсолютном выражении наблюдается снижение расходов. В 2008 году на 2,6% меньше 2006 года (таблица 1.2). Объясняется это тем, что наблюдается тенденция уменьшения классов-комплектов, а соответственно ставок педперсонала, что влечет уменьшение расходов на оплату труда.

Каждый год доводится процент экономии электроэнергии, воды, теплоэнергии. В учреждениях были установлены приборы для экономного использования теплоэнергии и воды.

В условиях переходной экономики незрелость рыночных структур, объективная невозможность развиваться на рыночной основе не дают запустить рыночные механизмы. С другой стороны, переходная экономика требует уменьшения затрат государства и повышения ответственности граждан за самообеспечение средствами на социальные нужды. Все это приводит к изменениям в формах использования бюджетных средств, к широкому привлечению внебюджетных средств, для обеспечения развития социальных отраслей. 

В последние годы значительное внимание уделяется росту внебюджетных источников финансирования, в т.ч. за счет развития платных услуг населению. В то же время указанные поступления не являются преобладающими в структуре финансирования.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы: финансовые ресурсы учреждений социальной сферы образуются в процессе вторичного распределения совокупного общественного продукта; преобладающим источником финансовых ресурсов является часть средств, аккумулированных в централизованном фонде государства – государственном бюджете – и направляемых на расходы; объем финансовых ресурсов учреждений социальной сферы зависит от состояния экономики, а также значимости указанных расходов для отдельного человека и общества в целом.

Однако, несмотря на расширение объема платных услуг и иных дополнительных источников получения доходов, главным источником финансовых ресурсов в сфере среднего образования является государственное финансирование. Планирование расходов на образование более подробно рассмотрим в следующем разделе.

 

 

 

 

ОСНОВЫ СМЕТНОГО-БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

 

2.1 Характеристика отдела образования Пинского горисполкома

 

 

Городской отдел образования является территориальным органом руководства образованием, который обеспечивает реализацию государственной политики в области образования с учетом региональных особенностей и перспектив социально-экономического развития региона.

Отдел образования Пинского горисполкома   (далее отдел образования) является структурным подразделением Пинского горисполкома  (далее горисполком), подчиняется горисполкому и входит в систему управления образования Брестского областного исполнительного комитета и Министерства  образования  Республики Беларусь.

В своей деятельности отдел образования  руководствуется законодательством Республики Беларусь и настоящим положением об отделе образования Пинского горисполкома,  утвержденным решением Пинского  городского исполнительного комитета №535 от 19.09.1995 года, №538 от 14.06.2005 года. 

Отдел образования является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, штампы и бланки.

Отдел образования организует и направляет деятельность учреждений образования города Пинска, включающих:

- общеобразовательных школ – 17, в том числе: средних – 13, сменная – 1, гимназий – 3; в них учащихся  - 16976 в том числе -     1-4 кл. – 5901 человек, 5-9 кл. – 9525 человек, 10-11 кл. – 1550 человек; из них классов-комплектов – 749: 1-4 кл. – 269, 5-9 кл. – 406, 10-11 кл. – 74.


- детских садов и яслей-садов – 30, с количеством групп – 342, в них  – 6409 детей.

- учреждения внешкольного воспитания и обучения – 10, в том числе городской экологический центр учащихся, межшкольный учебно-производственный комбинат, центр технического и художественного творчества учащихся, центр детского и юношеского туризма, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, городской центр современных средств обучения, детских юношеско-спортивных школ – 4.

- социально – педагогическое учреждение – детский социальный приют.

Из общего числа классов-комплектов в общеобразовательных школах содержатся 5 специальных классов по программе для детей с трудностями обучения с числом учащихся 50 человек. Из них 1 спец-класс для детей с нарушением зрения, 36 интегрированных классов-  комплектов с числом учащихся – 737. На базе общеобразовательных школ      содержится 41 группа продленного дня – 1053 человек. Открыт на базе ГУО СОШ №14 1 класс с изучением специальных учебных предметов спортивной направленности с количеством детей – 18 человек. Питание учащихся данного класса в количестве 18 человек осуществляется по норме групп продленного дня за счет экономии средств по статье «Питание» по отделу образования. Продолжается работа нестнадцати дефектологических пунктов.

На балансе отдела образования функционирует межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения, где осуществляется  практическое обучение по 10 профилям: «Водитель автомобиля категории «ВС» «машинопись и основы современного делопроизводства», «продавцы продовольственных товаров», «младшие медсестры», «токарь», «столяр», «слесарь», «повар-кондитер», «портная легкой женской одежды», «организатор детского движения». В 42  учебных группах обучаются 790 учащихся.

С 1 октября 2004 года при отделе образования открыт методический кабинет, с числом единиц – 7 человек.

Вышестоящий орган: Министерство образования Республики Беларусь, 220010, г. Минск, ул. Советская, 9. Юридический адрес: 225710, г. Пинск, ул. Ленина, 39. Форма собственности  -  государственная. На основании заявления отдел зарегистрирован   в  инспекции МНС Республики Беларусь  по г. Пинску  в качестве плательщика под УНП 200299036. Уставным фондом  не наделен.

Основными задачами городского отдела образования являются:

  1. проведение в городе единой государственной политики в области образования и воспитания;
  2. организация и выполнение Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» и других нормативных и законодательных актов в области образования;
  3. реализация принципа беспрерывного образования на ступенях: дошкольное учреждение – начальная – базовая – средняя школа;
  4. организация взаимодействия школ с внешкольными учреждениями, средними специальными и высшими учебными заведениями, которые находятся на территории Брестской области;
  5. обеспечение потребности учреждений образования в педагогических кадрах и повышение их квалификации;
  6. финансовое, материальное и хозяйственное обеспечение учреждений образования, которые находятся в непосредственном подчинении отдела образования;
  7. разработка и осуществление мер по техническому переоснащению учреждений образования;
  8. внедрение новых технологий обучения и воспитания, проведение педагогических экспериментов, утвержденных Министерством образования и науки;
  9. государственная оценка результатов деятельности учебно-воспитательных учреждений;
  10. защита прав и интересов всех субъектов образования (детей, педагогических работников и т.д.) в государственных учреждениях и организациях.

Отдел образования возглавляет начальник, который назначается городским исполнительным комитетом по согласованию с управлением образования областного исполнительного комитета.

В подчинении у начальника находятся: заместитель начальника по учебно-воспитательной работе и заместитель начальника по планово-экономической работе.

 

 

2.2. Сущность сметно-бюджетного  планирования в бюджетных организациях

 

 

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений выделяются на основе специальных документов — смет, а порядок финансирования этих учреждений в связи с этим называется сметным.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях