Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Смета расходов на содержание учреждений образования -  основной плановый документ, разработанный Министерством Финансов Республики Беларусь, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета. В смете указываются наименования и адрес учреждения, сметные подразделения (раздел, параграф бюджетной классификации, по которому финансируется учреждение) и приводится свод расходов по статьям бюджетной классификации с поквартальной разбивкой. Сметное финансирование базируется на определенных принципах, важнейшие из которых:

1) соблюдение режима экономии  в расходовании средств;

2) строго целевое использование  бюджетных средств;

3) соблюдение плановости выделения  средств;

4) проведение вышестоящими организациями  и финансовыми органами систематического контроля за финансовой деятельностью бюджетных учреждений.

Соблюдение режима экономии в расходовании бюджетных ассигновании предусматривает такое использование средств, при котором достигается максимальная эффективность деятельности учреждений при минимуме денежных затрат

Целевое использование средств государственного бюджета означает, что учреждения могут получать и использовать их только на определенные и заранее обусловленные цели. Не допускается расходовать эти средства на цели не предусмотренные утвержденной сметой, или перераспределять между статьями сметы

Бюджетные ассигнования выделяются учреждениям в строгом соответствии с утвержденными плановыми показателями по количеству классов, учащихся, воспитанников и т. д. Расходование средств сверх установленных назначений является нарушением финансовой дисциплины.

Увеличение квартальных расходов по одной статье допускается при соответствующем сокращении затрат по другим статьям, кроме расходов на заработную плату, капитальные вложения и питание, без превышения общей суммы квартальных ассигнований по всем статьям сметы.

Соблюдению принципов финансирования способствует систематический финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений, который представляет систему мероприятий, направленных на укрепление финансовой и плановой дисциплины, обеспечение сохранности собственности, повышение эффективности использования бюджетных ассигнований. Основные пути финансового контроля — проверка обоснованности планов финансирования (смет, бюджетов), анализ их исполнения, ревизии и проверки финансово хозяйственной деятельности учреждений.

Различаются следующие виды смет:

- индивидуальные и общие сметы  учреждений;

- сметы расходов на централизованные  мероприятия, осуществляемые непосредственно министерствами и ведомствами, отделами исполкомов местных Советов народных депутатов;

- сметы специальных средств: сводные  отраслевые сметы.

Смета расходов отдельного бюджетного учреждения называется индивидуальной сметой. В такой смете предусматриваются расходы данного учреждения с учетом объема его деятельности и индивидуальных условий функционирования. Индивидуальные сметы составляются по единой типовой форме, разработанной Министерством финансов для всех видов бюджетных учреждений (школ, детских садов, школ-интернатов и т.д.)

Если бюджетные учреждения имеют какие-либо внебюджетные поступления средств, называемые специальными, то на такие средства, разрабатывается отдельная смета - смета специальных средств - по единой форме, установленной Министерством финансов для всех видов бюджетных учреждений. Она утверждается одновременно со сметой на содержание учреждений. При составлении смет заполняются все предусмотренные их формами строки и графы.

Проект индивидуальной сметы составляет учреждение. Подписывает директор учреждения и бухгалтер. При отсутствии в штате бухгалтера подписывает лицо на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Проект сметы в двух, а в необходимых случаях в трех экземплярах учреждение представляет на рассмотрение в вышестоящую организацию до утверждения бюджета, из которого данное учреждение финансируется. Вышестоящая организация проверяет обоснованность предусматриваемых в смете расходов, соблюдение законности, соответствие производственных показателей планам основной деятельности, правильность расчетов каждой статье затрат. После проверки и уточнения расходов намечается и детальное распределение ассигнований по каждой статье затрат. При этом учитываются сезонность отдельных расходов, колебания в объеме работы учреждения, другие факторы. В рассмотрении смет принимают участие руководители учреждений, которые в случае необходимости могут дополнительно обосновать размеры показанных в сметах затрат.

В условиях централизации бухгалтерского учета (в отделе образования) проекты индивидуальных смет составляют экономисты централизованной бухгалтерии при участии руководителей соответствующих учреждений. Проект сметы подписывает   экономист централизованной бухгалтерии. Руководитель учреждения независимо от того, обслуживается учреждение централизованной бухгалтерией или ведет бухгалтерский учет самостоятельно является распорядителем кредитов.

Сметы на содержание учреждений, открытие которых намечено в предстоящем году, составляют вышестоящие организации исходя из предусмотренных объемов деятельности этих учреждений и средних норм расходов, сложившихся у действующих учреждений данного типа. Смета утверждается после утверждения бюджета, из которого финансируется данное учреждение. После утверждения руководитель вышестоящей организации ставит свою подпись на лицевой части сметы, и скрепляет ее печатью организации.

Изменения в первоначальную смету расходов может вносить только организация, ее утвердившая.

Централизованная бухгалтерия отдела образования составляет общие сметы на расходы однотипных учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией или группой хозяйственного обслуживания, по специальным формам.

Сметный метод финансирования предполагает определение необходимого для нормальной деятельности учреждения объема финансовых ресурсов на основании централизованной системы норм и нормативов.

В процессе   планирования и   финансирования   должен    строго соблюдаться   принцип экономного и целесообразного  расходования      бюджетных    средств. Планирование   начинается   снизу: смета   составляется   руководителем  учреждения,   а   при    централизации   учёта руководителем учреждения    совместно   с  экономистом,    централизованной   бухгалтерии.   После рассмотрения   финансовым   органом    и   вышестоящей   организацией   обоснованности   планов и   их  увязки    с   бюджетными    назначениями    сметные   ассигнования   уточняются и   смета  утверждается.

Сметное   планирование   носит   строго   целевой   характер по  видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации   (заработная   плата, канцелярские и   хозяйственные расходы, расходы   на   питание  и   так   далее). Независимо  от   наличия   в  учреждении   внебюджетных средств обращаемых  на его содержание расходы включаются в смету в полном   объёме    необходимом   для   нормального   функционирования  учреждения.

За   правильностью    составления,    рассмотрения    и    утверждения    смет расходов осуществляется постоянный   контроль   финансовыми    органами,   вышестоящей    организацией (отдел образования для учреждений образования),   а    также    непосредственно   в  учреждениях. Большое  значение в связи с этим  имеет экономический   анализ   исполнения    смет    бюджетных   учреждений.

Система   расходов   учреждений   утверждается    на   календарный    год    и    представляет   собой    свод   планируемых расходов    по    статьям    затрат.  

Форма   смет   расходов  учреждений,  состоящих    на   бюджете,   устанавливаются   министерством   финансов РБ. В настоящее  время   она  унифицирована   и    едина   для   всех бюджетных   учреждений (приложение А-Б).

Обязательным   приложением   к   смете   является расчеты, представляющие собой   обоснование    планируемых в ней ассигнований.   В   них    содержится    производственные    показатели и сведения, необходимые  для    определения    сумм хозяйственных и  других   расходов.

Следует иметь ввиду, что Министерством образования РБ, в отличие от Министерства здравоохранения и Министерства культуры РБ, не разработаны методические пособия о порядке планирования расходов на содержание учреждений образования с учетом отраслевой принадлежности, поэтому при планировании расходов следует руководствоваться Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (приказ Министра финансов РБ от 30.12.1998г. № 316). 

 

 

2.3 Порядок использование показателей  сметно-бюджетного планирования  при составлении смет расходов  на образования (на примере общеобразовательных школ)

 

 

Составление плана финансирования общеобразовательной школы начинается с определения производственных показателей.

Основным показателем, который характеризует объем работы школ и определяет расходы на их текущее содержание, является количество классов и числа учащихся.

В настоящее время предельная наполняемость класса  не должна превышать: I – IV классы – 25 учеников; V – XII классы – 25-30 учеников.

Довольно часто фактическая наполняемость не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы – комплекты. Класс – комплект в бюджетных расчётах приравнивается к классу.

Численность детей в общеобразовательных школах г. Пинска на 2008/2009 учебный год составляет 16976 человек, что на 2,6% ниже, чем в прошлом учебном году; число классов-комплектов в текущем учебном году уменьшилось на 1,3% и составило 749 классов-комплектов. Из общей численности детей 50 человек обучается в специальных классах для детей с трудностями обучения и 737 ребенок в интегрированных классах. Фактически средняя наполняемость классов-комплектов составляет: по школам – 23,1 человек, по гимназиям -  21,7 человека соответственно.

Проведенным сравнительным анализом наполняемости общеобразовательных школ и гимназий за три последних учебных года установлено, что средняя наполняемость имеет тенденцию к снижению. Так, если по гимназиям за предыдущий учебный год средняя наполняемость на 1 класс составляла 22,2 чел., то  в сети на 2008/2009 учебный год – уже 21,7 чел., т.е. снизилась на 2,3%. Число учащихся в классах по отношению к 2006/2007 учебному году уменьшилось на 3,1%, к 2007/2008 учебному году – на 2,2%.

По общеобразовательным школам средняя наполняемость от 24,9 чел. в 2006/2007 учебном году уменьшилась до 23,5 чел. в 2007/2008 учебном году и на 2008/2009 учебный год составила 23,1 чел., причем следует отметить, что если по начальной школе изменения незначительны (от 22,7 чел. в 2006/2007 учебном году до 22,1 чел. на текущий учебный год), то по средним и старшим классам они более заметны, что представлено в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 - Сравнительная наполняемость по группам классов общеобразовательных школ

Гимназии

Наименование классов

Учебный год

2006/2007

2007/2008

2008/2009

классы

дети

средняя напол няемость

классы

дети

средняя напол няемость

классы

дети

средняя напол няемость

1-4 классы

56

1180

21,1

55

1223

22,2

55

1209

22,0

5-9 классы

58

1377

23,7

63

1415

22,5

65

1434

22,1

10-11 классы

20

465

23,3

17

357

21,0

15

287

19,1

итого по гимназиям

134

3022

22,6

135

2995

22,2

135

2930

21,7

Средние школы

Наименование классов

Учебный год

2006/2007

2007/2008

2008/2009

классы

дети

средняя напол няемость

классы

дети

средняя напол няемость

классы

дети

средняя напол няемость

1-4 классы

187

4249

22,7

195

4247

21,8

195

4314

22,1

5-9 классы

302

7848

26,0

316

7818

24,7

319

7682

24,1

10-11 классы

83

2162

26,0

71

1619

22,8

59

1263

21,4

итого по школам

572

14259

24,9

582

13684

23,5

573

13259

23,1

Информация о работе Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях