Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа
Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80
Затраты на коммунальные услуги включают в себя расходы на теплоэнергию, электроэнергию, водоснабжение, охрану с учетом фактической потребности. Исчисление потребности на отопление, освещение зданий, а также на водоснабжение и на водоотведение производится, исходя из фактического расхода за предыдущий год по тарифам, действующим на начало года. Расходы по остальным видам данной статьи предусматриваются в соответствии с заключенными договорами. Так, общая сумма расходов на коммунальные услуги на 2009 год по школам запланирована в размере 2830,8 млн. рублей, что составляет 7,92% от общих расходов по школам. В общей сумме запланированных расходов по оплате за коммунальные услуги 55,0% занимают расходы по оплате за тепловую энергию, 34,6% - прочие коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, вывоз мусора, охрана) и 10,4% - оплата потребления электрической энергии. При планировании расходов в связи с тем, что тарифы по коммунальным услугам в течение года могут увеличиваться расходы запланированы с учетом коэффициентов роста: 1,14 – по электрической энергии и 1,12 – по тепловой энергии, 1,4 – по прочим коммунальным услугам (водоснабжение, канализация, вывоз мусора, охрана). Согласно распоряжения Пинского городского исполнительного комитета в 2009 году разработаны мероприятия по экономии бюджетных средств. Так при внедрении энергосберегающих светильников планируется достичь экономии электроэнергии во внедряемых учреждениях 7,6 млн. руб., тем самым увеличить уровень освещенности до требуемых санитарных норм. При замене устаревших оконных и дверных блоков на стеклопакеты в учреждениях образования планируется достичь экономии теплоэнергии к концу года порядка 10-15% в установленных учреждениях в 2009 году 20,0 млн. руб.
К прочим расходам относятся расходы на оплату курсов повышения квалификации персонала, учебные и другие цели, связанные с текущим содержанием школ. Так, например, к элементу расходов «оплата текущего ремонта зданий и помещений» относятся расходы по ремонту помещений с целью восстановления исправности их конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Расходы на текущий ремонт определяются в зависимости от внешней кубатуры зданий и необходимости в выполнении этого ремонта на основании сметы по текущему ремонту конкретного объекта. При определении расходов следует учитывать наличие в штате учреждения ремонтных рабочих, слесарей и т.п. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Так, в бюджете на 2009 год данные расходы составляют 528,2 млн. руб., или 1,48% от общей суммы расходов.
Прочие расходы на текущее содержание предусмотрены на проведение культурно–просветительской и спортивно–массовой работы среди учащихся. Как правило, они планируются по денежным нормам на среднегодовое количество классов в школе. Удельный вес расходов на прочие текущие расходы в смете 2009 года составили 0,21%.
По элементу расходов «Прочие трансферты населению» на приобретение методической литературы предусмотрено на 2009 год 135,0 млн. руб. Расходы запланированы, исходя из фактической численности педагогических работников по состоянию на 01.01.2009 г., которые имеют право на получение данной выплаты в соответствии с постановлением Министерства образования РБ 31.05.2002г. № 22 «Об утверждении положения о порядке осуществления выплат педагогическим работникам для приобретения методической литературы, предметных журналов и других периодических изданий». Сумма расходов на приобретение методической литературы запланирована, исходя из фактической численности работающих на (01.01.2006г. – 1500 чел.) и ежемесячного размера выплат (7500 руб.), установленного постановлением Совета Министров РБ от 15.05.1997г. № 493 с изменениями и дополнениями.
Расходы на удешевление питания детей по общеобразовательным школам запланированы в соответствии с постановлением Совета Министров РБ № 1278 в размере 5% об базовой величины в день на одного учащегося. На 2006 год – это 1051,1 млн. руб. Данная статья в 2009 отнесена на §222 «Организация питания в школьных столовых» и составляет 1883,0 млн. рублей.
По статье «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования для гос. учреждений» планируются расходы на закупку всех видов основных средств, служащих более года. Планирование производится на основании предоставленного перечня с обоснованием потребности в данном приобретении с учетом выделенных бюджетных ассигнований. Объем затрат на приобретение оборудования для действующих учреждений предусматривается в сметах с учетом наличия годного к использованию оборудования на начало года. Сюда относятся также затраты по доставке и установке оборудования и инвентаря. Так, на 2009 год по данной статье плановые ассигнования составили 128,0 млн.руб., что в общей сумме расходов по смете – 0,36%.
По расходам на капитальный и текущий ремонт составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы в соответствии с технической документацией по установленным нормам и расценкам. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом также учитываются сумма выделяемых бюджетных ассигнований. При планировании сметы расходов на 2009 год расходы по данной статье составляют 2628,8 млн. руб.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в современных условиях проблема финансирования общеобразовательных школ (и системы образования в целом) является очень острой. Дефицит государственного бюджета, инфляционные процессы не могут не сказаться на обеспечении школ денежными ресурсами, что, в свою очередь отражается на финансировании их материально-технической оснащённости.
Недостаток государственных средств привел к тому, что общеобразовательные школы в первую очередь обеспечиваются денежными ресурсами по «защищенным статьям» (заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, продукты питания, трансферты населению), а расходы на техническое оснащение учебного процесса и поддержание материальной базы в пригодном состоянии не считаются первостепенными и финансируются по «остаточному принципу». Это привело к тому, что при общем сокращении сети дневных общеобразовательных школ в последние годы увеличивается число школ, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции.
Сегодня в образовании необходимо коренное преобразование учебно-материальной базы, которая обеспечивает реализацию главной функции школы.
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ВОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА
В настоящее время при значительных объемах расходов бюджета важное значение имеют вопросы повышения качества планирования ассигнований на содержание многообразной сети социально – культурных и других бюджетных учреждений.
Систематическое повышение качества планирования указанных расходов возможно на основе материалов анализа исполнения смет и совершенствования его форм и методов. При планировании расходов бюджета финансовые органы должны добиваться при действующих нормативах минимальных объёмов затрат и не допускать при планировании излишних расходов.
Проверка исполнения сметы отдельного учреждения позволяет прежде всего сделать вывод о правильности определения расходов по смете и получить материал для улучшения планирования. Кроме того, некоторые виды расходов бюджетных учреждений не имеют твердых нормативов. Они определяются, как правило, на уровне фактически сложившихся расходов за предыдущий год или ряд предыдущих лет. В этом случае анализ отчета по данному виду расхода либо подтвердит возможность принятия в планируемом году этих расходов на уровне сложившихся, либо покажет, что фактические расходы были завышены и планировать их на уровне отчета не следует.
Важное значение имеет анализ исполнения смет в осуществлении контроля за правильным расходованием средств, соблюдением действующего законодательства, установленных штатов, окладов заработной платы работников, утвержденных денежных нормативов расходов и натуральных норм обеспечения учащихся питанием, постельными принадлежностями и другими видами материального обеспечения. Для расходования бюджетных средств установлены определенные правила. Анализ исполнения смет позволяет установить, соблюдаются ли эти правила (финансовая дисциплина) при расходовании средств. По данным анализа годового отчета бюджетного учреждения и особенно отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам уточняются объемы финансирования текущего года с учетом показателей, сложившихся на конец отчетного года, если эти показатели оказались ниже предусмотренных по смете на начало текущего. В тех случаях, когда отчетные показатели на конец отчетного года выше показателей, предусмотренных в смете на начало текущего года, в установленном порядке рассматривается вопрос о соответствующем увеличении расходов по смете.
На основе анализа отчета об исполнении сметы расходов проверяется выполнение учреждением утвержденных показателей, подготавливаются предложения по совершенствованию нормативов расходов, сопоставляется выполнение плана по производственным показателям с выполнением ассигнований по смете.
Основной задачей анализа исполнения сметы расходов является: выявление отклонений произведенных расходов от сметы; установление причин этих отклонений; разработка мероприятий, обеспечивающих правильное исполнение сметы и рационального использования бюджетных средств. Анализируя результаты исполнения сметы расходов следует учитывать, что в учете произведенные расходы отражаются в двух оценках: фактические расходы; кассовые расходы.
В процессе анализа
исполнения сметы расходов для
определения результатов
Такое сравнение делают как в целом по смете, так и по каждой подстатье и элементу расходов экономической предметной классификации. В процессе анализа могут быть установлены суммы экономии или перерасхода средств. Причём недопустимым является образование экономии по одним элементам расходов и за счёт этого перерасход по другим.
Поскольку бюджетные учреждения получают необходимые им средства по смете, а в смете объем расходов предусматривается в зависимости от производных показателей, то для объективной оценки результатов исполнения сметы расходов необходимо обязательно определять внимание на произведенные расходы выполнения плана по производственным показателям. Кроме того, на результаты исполнения сметы будут оказывать влияние установленные ставки заработной платы и денежные нормы расходов, влияние которых определяется в процессе исполнения сметы расходов.
При анализе исполнения сметы расходов основным источником данных является отчет об исполнении сводной сметы расходов учреждения. Проанализировав данные, можно увидеть, что исполнение плана произведено на 100%. Это достигается путем передвижек денежных средств.
Передвижки производятся путем предоставления отделом образования писем с просьбой о передвижке ассигнований с квартала на квартал или передвижки со статьи на статью с подстатьи на подстатью.
Финансовый отдел производит проверку целесообразности передвижки и пишет заключение. На основании этого выписывает справку об изменении сметы расходов, на основании которой составляют отчет, в котором к первоначальной сумме по статье или подстатье прибавляют или отнимают ассигнования. При анализе исполнения смет расходов бюджетного учреждения, прежде всего, изучаются состав и структура расходов. С этой целью вначале расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, они должны быть подразделены на текущие и капитальные, зависящие и не зависящие от показателей сети, штатов и контингентов. Затем определяется удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и производится их сравнение с показателями смет.
Рассмотрим динамику роста расходов по отделу образования г. Пинска в общей сумме расходов городского бюджета на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Динамика расходов по школам за 2007-2009 гг по г. Пинску
П р и м е ч а н и е . Источник: построено автором на основании данных отдела образования
Как видно из рисунка, расходы по общеобразовательным школам в 2006г. составили 20773,6 млн.руб. (58,12% расходов отдела образования), в 2007г. происходит увеличение объема ассигнований, и этот показатель равняется 23624,9 млн.руб. (54,96% расходов отдела образования), а в 2008 году эта сумма увеличена до 28980,4 млн.руб. (53,14% общих расходов). Рост объема ассигнований, в значительной мере, связан с инфляционными процессами, происходящими в республике. Поэтому для объективной оценки происходящих процессов необходимо исследовать изменение структуры расходов в динамике за 3 года (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Структура текущих расходов за период 2006-2008 год
П р и м е ч а н и е. Источник: построено автором на основании данных отдела образования
Как видно из рисунков, для школ характерен значительный удельный вес расходов на оплату труда с начислениями на нее — от 78,73% в 2006 году до 68,64% за 2008 год, т.е. доля этих расходов за три года снизилась на 10,09 процентных пункта. На втором месте – расходы на оплату коммунальных услуг, которые составили в 2006 году – 7,09%, в 2007 году – 5,8%, в 2008 году – 6,47% в общей сумме расходов.