Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Следует также отметить увеличение расходов, направляемых на оплату текущего ремонта зданий и помещений, которые по сравнению с 2006 годов увеличились на 6,5 процентных пункта и составили 11,6% против 5,1% в общей сумме расходов соответственно.

В 2008 году возросли расходы на капитальный ремонт. В 2006 году на данную статью расходов приходилось 0,5 процентных пункта. В 2008 году удельный вес данной статьи расходов увеличился 3,5 процентных пункта и составил 4% от общей суммы расходов.

Удельный вес остальных статей расходов незначителен. Более подробно состав и структура расходов отдела образования представлена в приложениях (приложения В-Д).

Расходы бюджетных учреждений распределяются на текущие и капитальные. К текущим относятся расходы на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки и служебные разъезды, оплата услуг связи, транспорта, коммунального хозяйства, расходы на питание, на приобретение мягкого инвентаря, медикаментов и перевязочных средств, а также прочие расходы.

По своему характеру эти расходы предназначены для приобретения материальных ценностей, которые полностью потребляются в течение года. Поэтому при оценке эффективности их использования учитывается уровень выполнения учреждениями плана по производственным показателям.

Текущие расходы по общеобразовательным школам составляют основную часть расходов: 99,24% в 2006г., 95,28% в 2007г. 95,01% в 2008г. соответственно.

Капитальные затраты по смете учреждения представлены расходами на приобретение оборудования и инвентаря, на капитальный ремонт зданий и сооружений. В отделе образования на их долю приходится в 2006 году – 0,76%, в 2007 году –4,72%, в 2008 году –4,99% от общей суммы расходов.

Особенность данной группы расходов состоит в том, что они относятся к отчетному периоду, но приобретаемые материальные ценности сохраняют натурально-вещественную форму в виде основных фондов и продолжают функционировать за пределами отчетного года. В силу этого критерием оценки их эффективности является наличие обстоятельств, подтверждающих необходимость и целесообразность приобретения предметов длительного пользования.

 Теперь проведем сравнительный анализ по отдельным группам расходов. Так, хозяйственные расходы предназначены для создания нормальных условий деятельности бюджетного учреждения. За счет этих средств осуществляются мероприятия по поддержанию в рабочем, надлежащем состоянии оборудования, инвентаря, зданий и занимаемой площади, создаются условия для работающего персонала по обслуживанию контингента (учащихся и др.).

Анализ хозяйственных расходов включает оценку полноты исполнения сметы расходов, обеспеченности учреждения хозяйственными материальными ресурсами и эффективности их использования.  Особенность хозяйственных расходов состоит в значительном разнообразии их состава. Рассмотрим состав и структуру хозяйственных расходов на основании данных, приведенных в таблице.

Таблица 3.1 - Хозяйственные расходы за 2006 – 2008 годы

 

Наименование статей расходов

         2006 год

        2007 год

      2008 год

Сумма,

Уд. вес,

Сумма,

Уд. вес,

Сумма,

Уд. вес,

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Оплата потребления тепловой энергии

794,3

28,65

1399,1

28,85

1002,1

17,33

Оплата потребления электрической энергии

120,9

4,36

141,5

2,92

192,9

3,34

Прочие коммунальные услуги

558,1

20,13

429

8,85

676,3

11,69

Оплата текущего ремонта зданий и помещений

1054,0

38,01

2368,7

48,85

3363,1

58,14

Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

108,8

3,92

83,4

1,72

124,1

2,15

Канцелярские принадлежности

136,8

4,93

427,3

8,81

425,6

7,36

ИТОГО:

2772,9

100,0

4849,0

100,0

5784,1

100,0


П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования

Анализируя структуру хозяйственных расходов по отделу образования  можно сделать вывод, что в 2006-2008гг.. наибольший удельный вес занимают расходы на коммунальные услуги (отопление, электроэнергия, водоснабжение) 53,14% и 40,62;% и 32,36% соответственно. Второе место занимают расходы на текущий ремонт зданий и помещений в общей сумме хозяйственных расходов в 2006 году составили 38,01%,  в 2007 году увеличились до 48,85%. В 2008 году удельный вес расходов по текущему ремонту составил 58,14%. В денежном выражении данные расходы увеличились на 2309,1 млн. рублей или на 20,13% по отношении к 2006 году.

Следует отметить увеличение расходов на канцелярские принадлежности (если в 2006г. только 4,93%, то  в 2008г. – 7,36%).

В сметах по общеобразовательным школам предусматриваются расходы на питание. Их размер определяется, исходя из действующих норм питания, числа дней питания и контингента питающихся. Однако объем расходов, их назначение и организация расходования средств на питание в различных учреждениях имеет свои особенности.

В соответствии с действующей бюджетной классификацией питание групп продленного дня относится к статье «продукты питания».

Основными задачами анализа расходов на питание являются оценка полноты использования сметных назначений по исходам, характеристика соблюдения денежных норм расхода, изучение факторов, влияющих на полноту исполнения сметы по расходам, и причин нарушения установленного набора продуктов питания.

Анализ расходов на питание осуществляется по данным отчета об исполнении сметы расходов (приложение ) и отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам. По общеобразовательным школам г. Пинска они приведены в таблице 3.2

 

Таблица 3.2 - Анализ расходов на питание школьников

Показатель

               2008 год

План

Факт

(+;-)

1.Расходы на удешевление  питания, тыс.руб.

1385367,9

1380164,9

+5203,0

2.Среднегодовое количество учащихся, чел.

4330

4379

+79

3.Кол-во дето-дней  питания

697,1

 696,3

-0,8

4.Средний расход на питание  на 1-ого уч-ся в день, руб. (стр. 1 : стр. 3)

1987,3

 1982,1

+5,2


 

П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования

При анализе расходов на удешевление питания школьников установлено: несмотря на то, что количество дето-дней питания уменьшилось на 0,8, среднегодовое количество питающихся увеличилось на 79 чел., а средний расход на питание на 1-ого учащегося увеличился на 5,2 тыс. руб. Все это способствовало перерасходу бюджетных средств на сумму 5203,0 тыс.руб.

При оценке правильности расходования средств на питание следует проверить полноту их использования по назначению.

В средних образовательных школах (группах продленного дня) также организуется питание учащихся. При анализе расходов в данном случае необходимо принять во внимание:

- обоснованность планирования и расходования средств на эти цели;

- наличие решений исполкомов  об освобождении части учащихся  от  платы за питание;

- соблюдение установленных пределов  освобождения от платы за питание;

- стоимость дневного питания, устанавливаемая с согласия родителей учащихся, которые пользуются платным питанием. Она должна быть подтверждена решением исполкома местного Совета народных депутатов;

- должно быть проверено соответствие  сумм финансирования количественному  контингенту учащихся, которые пользуются бесплатным или льготным питанием, и его стоимости.

Капитальный ремонт зданий и сооружений представляет собой совокупность технических мероприятий по замене или восстановлению отдельных устаревших их элементов, позволяющих обеспечить надлежащую эксплуатацию и поддержание зданий и сооружений в пригодном для эксплуатации состоянии. Ассигнования на его проведение выделяются в разовом порядке на основании перечня работ, подлежащих первоочередному выполнению в соответствии с имеющимися актами дефектов и технической документацией. 

Обязательным условием выделения средств на капитальный ремонт и реальной возможностью анализа расходов на его осуществление является наличие проектно-сметной документации, содержащей сведения об объеме и характере работ по проведению капитального ремонта и расходов.

Капитальный ремонт может производиться собственными силами (хозяйственным способом) и привлеченными (подрядным способом). Наиболее эффективным способом является подрядный, так как подрядные организации имеют развитую материально-техническую базу, квалифицированные кадры, достаточно отработанную систему материально-технического снабжения и более совершенную организацию труда и производства на ремонтных строительно-монтажных работах.

Так, по городскому отделу образования г. Пинска расходы на капитальный ремонт в 2006 году составляли 99,2 млн.руб., или 0,76% в общей сумме расходов. В 2007 году они были увеличены до 740,2 млн.руб. (4,72%). В 2008 году на капитальный ремонт израсходовано 1173,4 млн. рублей.

При анализе затрат на капитальный ремонт зданий и сооружений следует оценивать целесообразность как выделения, так и использования бюджетных средств. Более рациональным было бы разовое выделение средств бюджетному учреждению в размерах, позволяющих провести одновременно все работы по капитальному ремонту зданий и сооружений или достаточных для нового строительства. Однако такое комплексное финансирование применяется редко, так как оно приводит к одновременному прекращению работы многих бюджетных учреждений. По этой причине в большинстве случаев средства для целей капитального ремонта должны выделяться ежегодно по частям на первостепенно необходимый объем работ.

Прочие подстатьи сметы расходов включают затраты учреждений на приобретение оборудования мягкого и иного инвентаря, обмундирования,  книг для библиотек и др. Особенности их анализа обусловлены тем, что расходование бюджетных средств связано с приобретением товарно-материальных ценностей длительного пользования, применяемых в процессе обслуживания определенного контингента населения. Поэтому потребность в них в процессе оказания услуг является критерием оценки необходимости и целесообразности их приобретения.

Ассигнования на приобретение оборудования и инвентаря в городском отделе образования используются  для закупки инвентаря и оборудования для учебных и хозяйственных целей. Их размер устанавливается с учетом уже имеющихся оборудования и инвентаря и перечня основных предметов, намеченных к приобретению по плану материально-технического снабжения учреждения, а также нормативов фондообеспеченности. Расчет потребностей в обмундировании и мягком инвентаре, оборудовании по учреждениям должен производиться по подстатьям бюджетной классификации, включенных в общую смету расходов.

В процессе анализа расходов на приобретение оборудования и инвентаря перечень фактически приобретенных предметов сопоставляют с перечнем, установленным при обосновании сметы. По выявленным отклонениям оценивается исполнение сметы расходов по целевому назначению.

На практике встречаются случаи, когда учреждения приобретают излишнее и ненужное оборудование с целью замены его новым под видом досрочно изношенного, списывают оборудование фактически годное или такое, которое можно отремонтировать или передать другим учреждениям. Для выявления таких факторов изучают акты на списание основных средств и других материальных ценностей.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях