Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Анализ расходов на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования осуществляется по группам: постельные принадлежности, спецодежда, спортивная форма и др. При этом учитываются нормы снабжения и сроки эксплуатации, наличие на складе и возможность бережного, более эффективного использования в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Так, в 2006г. расходы по статье «мягкий инвентарь и обмундирование» составили 3,7 млн. руб.,  в 2007г. – 34,8 млн. руб., а в 2008г. сумма расходов составила 13,8 млн.руб.

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования также занимает небольшой удельный вес в общей сумме расходов: 0,3% в 2006г., 1,67% в 2007г. и 0,94% в 2008г. соответственно. Причем следует отметить, что основная часть этих расходов – это приобретение компьютеров для технического оснащения учебных заведений в целях выполнения социальных стандартов по обеспечению учащихся компьютерной техникой.

В случае недостаточного финансирования за счет бюджетных средств учреждениям образования разрешено направлять внебюджетные средства, полученные от оказания платных услуг на текущие и капитальные расходы, а также на увеличение заработной платы работникам образования.

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ доходов и расходов  от внебюджетной деятельности

 

 

Отрасль постоянно испытывает недостаток финансовых средств и вынуждена пополнять их доходами от внебюджетной деятельности. Внебюджетные ресурсы Отдела образования формируются из собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных средств. К собственным относятся средства, полученные от оказания платных услуг населению, выручка от реализации продукции и др..

Привлеченные средства – это добровольные взносы населения, средства поступающие из общественных фондов, денежные средства и материальные ценности других предприятий, организаций.

С целью изыскания дополнительных источников финансирования и увеличения  показателей уровня  заработной платы, а также для более полного удовлетворения запросов жителей города отделом образования Пинского горисполкома уделяется большое внимание расширению внебюджетной деятельности учреждений отдела. В тоже время расширение платных услуг имеет определенные границы. То есть, они не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности. Оказание платных образовательных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество основных образовательных услуг, которые организация обязана оказывать населению бесплатно.

Оказание платных образовательных услуг осуществляется на основании договора на оказание услуг, заключаемого с заказчиком.

В настоящее время учреждения отдела образования оказывают платные услуги по: подготовке детей к школе; углубленному изучению отдельных предметов и  дополнительных дисциплин сверх учебных планов и программ; обучению на различных курсах; занятию в группах по интересам – музыкальных, танцевальных, шахматных и т.п.; занятию спортом, туризмом; сдаче в аренду помещений, ксерокопированию и оказанию других бытовых услуг.

В таблице 3.3  приведены данные о внебюджетных доходах по отделу образования за 2005-2008 гг.

Таблица 3.3 - Динамика поступлений от внебюджетной  деятельности  за период 2005-2008гг. по отделу образования

 

Наименование

Ед. измер.

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

Аренда

млн. руб.

72,9

57,0

65,9

75,6

Проживание турбаза

млн. руб.

22,8

30,0

37,3

42,0

Абонентская плата (бассейн)

млн. руб.

47,4

53,1

53,0

83,3

Платные услуги (кружки)

млн. руб.

161,7

222,7

322,9

499,3

Реализация овощей, цветов

млн. руб.

11,1

10,4

12,1

27,9

Реализация пищевых отходов

млн. руб.

0,2

0,4

0,4

0,5

Поступление от

сдачи метал., макулатуры

млн. руб.

12,4

12,7

14,6

9,3

Выдача справок

млн. руб.

1,9

0,2

0,1

0

Родительская помощь на

укрепление матер.технич.базы

млн. руб.

120,8

133,5

143,3

186,2

Обучение по автоделу, м/с,швейное дело, повар

млн. руб.

18,3

17,6

10,7

17,3

Реализация инвентаря

млн. руб.

1,0

1,7

0,8

0

Шефская помощь

млн. руб

6,6

13,3

15,1

8,9

Итого:

 

477,1

552,6

676,2

950,3


П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования

Анализ данных приведенных  в таблице свидетельствует о значительном расширении поступлений от  платных образовательных услуг. В 2008 году  сумма полученных доходов от внебюджетной деятельности возросла по сравнению с 2005 годом на 473,2 млн. рублей. Так в 2008 году от оказания платных услуг получено 499,3 млн. руб., что на 176,4 млн. руб. больше поступлений прошлого года.

Доходы от внебюджетной деятельности формируются за счет доходов получаемых общеобразовательными школами, детскими дошкольными учреждениями, межшкольным производственным комбинатом, спортивными школами, центрами технического творчества и детско- юношеского туризма,  другими учреждениями отдела.

Наибольший удельный вес в доходах от внебюджетной деятельности учреждений  отдела образования занимают доходы, получаемые школами всеобуча (в 2005г. –44,48%, 2006г. – 45,24%, 2007 – 44,29%, 2008 – 41,49%).

В общей сумме внебюджетных поступлений общеобразовательным школам в 2008 году 49,9% ( 196,6 млн. руб.) занимают доходы, полученные от функционирования платных групп, курсов и кружков ( в 2007 году 38,6%  или 122,7 млн. руб.); 15,4% (60,9 млн. руб.) – доходы от аренды (как разовой аренды школьных столовых, так и от сдачи помещений в аренду) – в 2007 году 15,4% (48,9 млн.руб.); 8,4% (33,1 млн. руб) - платный абонемент в бассейн по СШ №14 (10,1% или 32,1 млн. руб. в 2007 году); 1,8% или 7,1 млн. руб. – доходы от сдачи макулатуры и металлолома (3,4% или 10,9 млн.руб. в 2007 году); 24,5% или 96,6 млн. руб. – доходы от родительской и шефской помощи на укрепление материально-технической базы (32,5% или 103,3 млн. руб. в 2007 году).

Среди общеобразовательных школ наибольшее поступления внебюджетных доходов по гимназии №3 – 44,2 млн. руб. (2,3% к бюджетному финансированию) и по СШ №14 – 52,7 млн. руб. (2,3% к бюджетному финансированию) соответственно. В 2006 г. – это 2,1% и 1,7% соответственно. Самый низкий удельный вес – по гимназии №1, гимназии №2 СШ №17 – 0,4%. Следует также отметить, что не все школы развивают такой доходный источник, как сдача в разовую аренду школьных столовых для проводимых торжеств.

В соответствии с Положением «О порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования», утвержденным постановлением Министерства экономики и Министерства образования РБ от 01.11.2002г. №242/48 цены на платные услуги формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг.

Рентабельность при формировании цен на платные услуги должна составлять не более 40% к плановым затратам. Затраты, включаемые в себестоимость услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, определяемым в установленном порядке.

В   расходной  части  сметы  предусматриваются   планируемые расходы  по  этой  деятельности  с  их  распределением по кварталам, статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации. Расходы  на  заработную  плату  исчисляются в зависимости от объема  деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств, применительно   к  Типовым  штатам  и  штатным  нормативам, нормам нагрузки,  ставкам заработной платы и условиям оплаты труда работников организаций  аналогичного профиля, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного расчета или за счет средств бюджета.

Расходы по остальным статьям, подстатьям и элементам сметы определяются в пределах действительной потребности в соответствующих расходах в зависимости от вида деятельности и с учетом проведения мероприятий по экономии ресурсов.

В обязательном порядке в расходной части сметы предусматриваются расходы на оплату коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг связи.

Объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем пропорционально планируемым объемным показателям по видам  приносящей  доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств  бюджета  или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета.

Структура доходов и расходов внебюджетных средств, полученных общеобразовательными школами приведен в таблице 3.4.

 

            Таблица 3.4 -  Структура сметы доходов и расходов школ г. Пинска

Наименование видов расходов

2006 год тыс.руб.

%

2007 год тыс.руб.

%

2008 год тыс.руб.

%

Доходы

282521,4

 

243549,4

 

317890

 

1.Текущие расходы

186445,1

75,38

171756,6

72,28

220203,7

71,18

  в т.ч.:

           

- заработная плата и начисления  на заработную плату;

92144,4

37,26

107713,7

45,33

133662,8

43,21

- приобретение предметов снабжения  и материалов;

40586,5

16,41

41852,6

17,61

49001

15,84

- командировки и служебные разъезды;

300

0,12

450

0,19

470

0,15

- оплата услуг связи;

280

0,11

200

0,08

255

0,08

- оплата коммунальных услуг;

5574,2

2,25

10719,1

4,51

15838,5

5,12

- прочие текущие расходы на  закупку товаров и оплату услуг;

47560

19,23

10821,2

4,55

20976,4

6,78

2. Субсидии и текущие трансферты.

           

3. Капитальные расходы.

6697,9

2,71

8900,2

3,75

10750

3,48

Итого:

193143

78,09

180656,8

76,02

230953,7

74,66

4. Налоги и отчисления

54187,6

21,91

56976,4

23,98

78398,1

25,34

Всего расходов:

247330,6

100

237633,2

100

309351,8

100

Превышение доходов над расходами

35190,8

 

5916,2

 

8538,2

 

П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что наибольший удельный вес в составе расходов занимают текущие расходы и в частности расходы на выплату заработной платы. Так, в 2006 году расходы по данной статье составили 37,26% от общей суммы расходов  (2007 году – 45,33%, 2008 году – 43,21%). В то же время в анализируемом периоде наблюдалась тенденция к сокращению удельного веса текущих расходов с 75,38% в 2006 году до 71,18% в 2008 году, что объясняется увеличением налоговой нагрузки. Отчисления налогов и налоговых платежей в 2008 году увеличились на 3,43% (24,2 млн. руб.) по сравнению с 2006 годом. Это связано с изменениями налогового законодательства в части отмены  налоговых льгот.

Расходы на коммунальные услуги увеличились на 2,87% и в 2008 году по отношению к 2006 году и составил 15,8 млн. руб. (в 2006 году – 5,6 млн. руб.(2,25%); в 2007 году – 10,7 млн. руб.(4,51%)). Это связано только с расширением объема оказываемых услуг и увеличением тарифов на коммунальные услуги. Увеличились расходы на капитальный ремонт. В 2008 году на 0,77 процентных пункта или 4,1 млн. руб.

Доходы общеобразовательных школ формируются  преимущественно за счет  оказания платных кружков, платных занятий по тестированию. А так же часть занимают доходы от сдачи имущества в аренду,  абонементы за использование бассейна.

Введение платных услуг в образовании необходимо рассматривать как объективную данность, результат рыночных перемен в образовательной сфере, альтернативу проблемному бюджетному финансированию и как эффективный инструмент воздействия на качество образовательных услуг, диверсификацию их видов.

 

 

3.3 Пути совершенствования планирования  и финансирования расходов на  образование

 

 

В последние 50 лет мировое научное  сообщество и сфера образования практически постоянно обращаются к проблеме неадекватности  финансовых вложений в образование достигнутым и ожидаемым результатом,  а так же способом разрешения возникших противоречий в  отношении  "образование - государство"',  "образование - общество", "образование-человек".

В  течение  последних лет ведется поиск   новых  экономических моделей образования и, особенно, в   частности,    финансирования. В комплексе современных направлений совершенство   финансирования   для   практики стран, где   базовые   проблемы образования   уже решены,   выделяются    общие   тенденции. К ним можно отнести:

- установление  пропорциональной   зависимости  расходов на образование  от темпов роста   национальных  доходов государств;

Информация о работе Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях