Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

- усиление  функции  местных  органов  власти финансирования   образования   и   ориентация роли   бюджетов правительственного уровня на развитие, обеспечения приоритетов, социальную защиту и компенсационные нужды;

- обеспечение государством   финансовой   поддержки образования   на основе нормативов  финансирования  в расчёте на одного  ученика (студента);

- развитие  многоканальности   и многоуровности   финансировании   всех   типов   учебных  заведений   с  целью поддержание   балансов   интересов различных    субъектов и  участников   образовательного   процесса;

- возрастание  доли   семейных   бюджетов   в расходах    на образование и   объёмов   добровольных   источников (спонсорских) в   финансировании   учебных   заведений;

- постоянный   поиск  мер  и   структур,  направленных   на  ослабление   влияния   привычных   механизмов,   расширение, выбора,   направлений   финансирования  образования (ваучеры, системы грандов,  ссуды,   кредиты);

- государственная   финансовая   поддержка   сферы  негосударственной   системы образования, направленная на обеспечение высших  образовательных  стандартов.

В новых условиях  развития   наше  государство  расценивает уровень образованности в качестве важнейшего фактора, определяющего   социально-экономическое и духовное развитие общества, политическую и правительственно-психологическую атмосферу в стране. Выход на уровень лучших образовательных систем является одним из ведущих принципов развития образования.

В настоящее время в республике действует система государственных    и   ведомственных    программ   по   наиболее актуальным   проблемам    школьного образования: "Информатизация систем   образования",  " Развитие общего среднего образования".   Программный  разрез   бюджета   ставит целью   не   только   улучшить   финансовое   обеспечение за счёт дополнительных ресурсов  республиканского   уровня,   но   и мобилизовать    ресурсы  местных    бюджетов.

Образование  является наиболее  важным разделом  расходов  местного  бюджета.   Удельный   вес  расходов   на   образование   в   их   структуре   возрос   с 20% в 1995 году   до 27,5% в 2008 году.   Основная   трудность   в   выделении средств из местных  бюджетов  на образование - это   формирование   его доходной  части. Местные налоги, особенно на низких  уровнях управления,   не   позволяют  создать   достаточные   и   устойчивые бюджеты.  

В  сфере  образования определены    основные   принципы   и   задачи  реформирования   экономики   образования.  Часть   из  этих  задач   и   принципов   было реализовано.   Нереализованным    остался   основной - нормативный   принцип   выделения   средств. Нормативы   должны не только  решить   проблему   выделения   средств   в полном   объеме,   но и   обеспечить единство принципов и порядок расчета расходов на   образование на республиканском  и  местном  уровнях,  и  в образовательном  учреждении.

В результате в качестве  нормативов в основу  расчетов  были   положены  достигнутые расходы   на   одного   обучающегося.   С  поправкой   на   предстоящие   инфляционные ожидания   эти   величины  по типам  учебных  заведений предлагалось  закладывать   в   проекты    бюджета, хотя   они   и   не   соответствовали   действительным   потребностям.   Развитие   инфляции,   введение   принципа выделения   средств   по   защищенным   статьям,   прямое  недофинансирование системы образования, углубление  процессов деформации  структуры  расходов  сделали  бесполезным использование в качестве   нормативов инструментов прогнозирования.

В настоящее время в республике формируется государственное    долговременная политика, основанная   на   закрепление   в  законодательном   порядке системы социальной стандартизации, которая предполагает  нормативный   порядок обеспечения   широкого    круга    бесплатных   услуг   и  гарантий с  определением   соответствующих  или   научно   обоснованных натуральных нормативов, а также источников государственного   финансирования.

В  сфере   образования   государственные  минимальные стандарты   должны распространяться: на обязательства перед  жителями  республики   по обеспечению    и  развитию   доступности   бесплатного образования  в  различных   типах  государственных  образовательных  учреждений; набор  общедоступных  бесплатных  образовательных услуг; нормативы   предельной   и  минимальной   наполняемости   классов, учебных  групп; социальные, материальные нормативы, регулирующие взаимоотношения   государства   и   субъектов   сферы образования - социальной поддержки обучающихся, социальной поддержки   педагогов, материально-технического обеспечения,   и   так   далее.

Разработка   и   установление  системы   социальных    нормативов,   норм  и   гарантий   и    выбор   первоочередных  мер позволяет   обсуждать   обоснованность нормативного   подхода в  финансировании   образования.

Начало  процесса   восстановления  необходимых  объемов финансовых  ресурсов,   их структуры в  образовании на   ближайшую  перспективу   связывается с повышением  эффективности   использования   и  мобилизации   дополнительных  государственных средств на основе действующей   системы   государственных   и   ведомственных  программ.  Объемы   финансирования   по  реализации  программ   должны   обеспечить проведение  реформы    общеобразовательной   школы   за   счёт целенаправленного   выделения   средств   республиканского   и местных  бюджетов; поднять  уровень   заработной   платы педагогов   до   уровня   средней   по   промышленности (в соответствии   с законом «Об образовании»), а   профессорско-преподавательского   состава   в 1,2 раза   выше   этого   уровня; обеспечить   программу  производства  учебных   средств   и   оборудования; в ближайшие  годы  гарантировать   учащимся  минимально  необходимый  уровень   средств   обучения и другое.

Поддержание и развитие системы  образования,  адекватной  современным  требованиям,   немыслимо   без  существенных  инвестиций,  применение   новых более   прогрессивных  методов   обучения.

Одним,   из   способов  увеличения   финансовых ресурсов   учреждений образований является предоставление дополнительных   образовательных или иных услуг, предусмотренных уставом   образовательного учреждения, с целью улучшения качества   образовательного   процесса   и   привлечение   в   систему   образования   средств из дополнительных источников финансирования. 

Платные дополнительные образовательные услуги должны  осуществляться  за счет внебюджетных средств (средств спонсоров,  сторонних  организаций,   частных лиц, родителей) и не могут  быть   оказаны  в  замен  и в рамках  основной образовательной   деятельности,  финансируемой   из   бюджета.

Пример: в 2008 году доля платных образовательных услуг в среднем по школам составляет 0,65% бюджетного финансирования. Тогда как средние школы перевыполнившие план например СШ №16 доля платных образовательных услуг составляет 1,6%, СШ №9 - 1,22 % бюджетного финансирования. Работая на должном уровне все средние школы могли бы получить доход от оказания платных образовательных услуг около 405,6 млн. рублей. Фактический доход  в 2008 году составил 196,6 млн. рублей. То есть около 80 миллионов чистого дохода не дополучили учреждения.

В  образовательных  учебных заведениях  не  используется в должной  мере: спортивный   зал, учебные  мастерские, столовая, библиотека,  актовый зал.

 Можно было бы за умеренную плату в вечернее время предоставлять спортивный зал для желающих улучшить свою физическую подготовку. В актовом зале учебного заведения можно организовать диско-клубы для молодежи.  

 Пример: По расчетам экономистов отдела образования на 1 час занятий в спортивном зале школ на группу из 10  человек составляет 15 тысяч. рублей (1500 рублей на человека). Если занятия в спортивном зале будут проводиться регулярно в течение учебного года 3 часа в день, можно получить  чистый доход учреждению около 4 млн. рублей.

Учебные   мастерские    могут  использоваться   для    оказания     мелкого    ремонта   имущества   населения, а   так же   для   организации  мелкосерийного    производства    деревообработки,    металлообработки. При   упрощенной   разрешительной   системе   предпринимательства    в   учебных    заведениях    и   разрешением   самостоятельного  использования   денежных    средств   образовательные учебные   заведения    смогли бы   существенно   улучшить   свое финансовое  положение.                                              

В  настоящее время в Республике Беларусь  введена плата за   пользование  учебниками.  Эти   денежные   средства аккумулируются   в Министерстве образования для обновления фонда учебной   и   методической   литературы,   для   создания    новых    видов  учебной  литературы,   закупке   необходимой   учебно-методической  литературы   за   пределами Республики Беларусь. Плата за пользование учебной литературой  не вносит  существенного    влияния   на   финансирование учебных заведений. 

В современных условиях проблема финансирования   общеобразовательной   школы  и системы   образования в  целом  является   очень   острой.   Дефицит  государственного    бюджета инфляционные  процессы   не  могут  не  сказаться    на   обеспечении    школ    денежными  ресурсами, что, в свою  очередь, отражается   на финансирование  их материально-технической оснащенности. Недостаток государственных   средств   привёл к  тому, что общеобразовательные   школы   в   первую   очередь обеспечиваются   денежными  ресурсами по защищенным статьям (заработная плата,  оплата  коммунальных  услуг), а расходы на   техническое оснащение  учебного   процесса   и   поддержание  материальной   базы   в   пригодном   состоянии не считаются   первостепенными   и финансируются   по   остаточному   принципу. 

В   настоящее   время   необходимо   существенная    помощь государству   для   поддерживания   и  развития   материально-технических   баз   школ. Может быть   полезным   существующий   в   некоторых   странах мира   опыт,  когда   для создания и   укрепления  материальной   базы   учебных  заведений хозяйствующие   субъекты   (независимо   от  формы собственности) отчисляют  в  государственный  бюджет   некоторый процент от   фонда   оплаты   труда,  при этом,   затраты   на эти  цели  можно   было   бы   отнести   на   себестоимость   продукции. Аналогичные   меры, в случае   их  принятия   в   нашей республике, могли   бы   содействовать   увеличению   государственного   финансирования    материально-технической   оснащенности образовательной   подготовки   школьников.   Сегодня   в школе  необходимо   коренное преобразование учебно-материальной базы,    которая   обеспечивает реализацию главной   функции   школы.   Учебно-материальная   база   большинства школ не обеспечивает  условий для осуществления   оптимального   учебно-воспитательного   процесса.

Для  преодоления   кризисных  процессов   в   системе  материально-технического   обеспечения,   сохранения и  развития учебно-материальной   базы   общеобразовательных  школ   уже сейчас   необходимо  реализовывать   следующие  меры:

- совершенствовать подходы  к финансовому  и  материальному   обеспечению   системы общеобразовательной подготовки за счёт, более широкого   привлечения внебюджетных источников и других организационно-экономических   структур   (фонд   поддержки   образования,  потерь и так   далее);

- использовать преимущество торгов и другие более эффективные процедуры для приобретения учебного оборудования по более низким ценам. Это можно достичь при заключении выгодных соглашений по оптовым закупкам или при обращении к более дешевым источникам снабжения

- экономию дает сокращение непроизводственных расходов (например, бережное использование электроэнергии, воды, отопления).

ХХI век символизирует собой эпоху науки и знаний, высоких технологий и инноваций, социальных и культурных трансформаций, глобального информационного единства человека, интеграционных процессов в экономике, культуре, политике. Все это требует соответствующего уровня образования, который может быть достигнут с помощью формирования новых стандартов образования и воспитания, что позволит обеспечить подготовку к самостоятельной жизни, умение профессионально ориентироваться в стремительно меняющихся условиях жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1. Одной из отраслей непроизводственной сферы является сфера    образования. Финансирование учреждений образования производится на основании предоставления смет и основных приложений к сметам. Анализ  расходов  на     образование  начинается  с  анализа  исполнения  сметы расходов.  В смете наибольший удельный вес занимают текущие расходы, большую половину которых составляет заработная плата и начисление на заработную плату.

2. Поддержание и развитие системы  образования,  адекватной  современным  требованиям,   немыслимо   без  существенных  инвестиций,  применение   новых более   прогрессивных  методов   обучения.

Одним   из   способов  увеличения   финансовых ресурсов   учреждений образований является предоставление дополнительных   образовательных или иных услуг, предусмотренных уставом   образовательного учреждения, с целью улучшения качества   образовательного   процесса   и   привлечение   в   систему   образования   средств из дополнительных источников финансирования. 

Пример: в 2008 году доля платных образовательных услуг в среднем по школам составляет 0,65% бюджетного финансирования. Тогда как средние школы перевыполнившие план например СШ №16 доля платных образовательных услуг составляет 1,6%, СШ №9 -  1,22 % бюджетного финансирования. Работая на должном уровне все средние школы могли бы получить доход от оказания платных образовательных услуг около 405,6 млн. рублей. Фактический доход  в 2008 году составил 196,6 млн. рублей. То есть около 80 миллионов чистого дохода не дополучили учреждения.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов на среднее образование в современных условиях