Понятие финансов и финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны. В широком смысле «финансы» представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе.

Содержание

Введение…………….……………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы……………….………..6
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ………….…………………..11
ГЛАВА 3. . Финансовый контроль. Управление
финансами ……………………………………………………………….17
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
КАЗАХСТАНА..…………………………….………………………………...23
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

 

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей  в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим  государством дани со своих граждан  и покоренных народов, натурализация  общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения  отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят  о другом – функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

 

Появление финансовых отношений  всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения  финансов.

 

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

 

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров  и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.

 

На третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

 

Областью возникновения  и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

 

Распределение и перераспределение  стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением  денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов; они формируются  у субъектов хозяйствования и  государства за счет различных видов  денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

 

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через  денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

 

Важнейшим признаком финансов является то, что финансовые отношения  всегда связаны с формированием  денежных доходов и накоплений, принимающих  форму финансовых ресурсов.

 

Финансовая система государства  представляет собой совокупность финансово-экономических  институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение  в экономическом смысле.

 

В юридическом смысле под  финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные  банки, государственные страховые  компании). Финансовая система РК носит  рыночный характер и обычно состоит  из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий  и корпораций.

 

Финансовая система может  быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

 

Общественные отношения, выступающие предметом финансового  права в целом, так и отдельных  его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

 

Финансовая система предполагает:

 

1. финансовое устройство;

 

2. правовые основы денежной  системы;

 

3. управление в области  финансов;

 

4. финансовое планирование;

 

5. финансовый контроль.

 

Принципы организации  финансовой системы можно определить так:

 

1) финансы любой страны  носят организованный характер, они подразделены на определенные  фонды денежных средств, опосредованные  финансово-экономическими институтами.

 

2) институт, посвященный  организации денежной системы  в стране касается всех существующих  в государстве денежных отношений  (финансовых, товарно-денежных, отношений  по оплате труда).

 

3) управление в области  финансов всегда носит организационный  характер, ведь сами финансы вне  его организационных усилий ни  возникнуть,  не функционировать  не могут.

 

4) финансовое планирование  роста дается на бюджетное  планирование, банковское планирование, планирование финансов госпредприятий  и организаций.

 

5) финансовый контроль  принимает виды бюджетного, банковского,  ведомственного контроля.

 

Финансовая система государства  представляет собой совокупность различных  финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономической ли­тературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

 

1. Совокупность финансовых  отношений.

 

2. Совокупность фондов  денежных средств.

 

3. Финансовый аппарат  управления.

 

Финансовые отношения  представляют собой совокупность экономических  отношений, возникающих между государством, предприятиями, организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с  движением денежных фондов.

 

Например:

 

-       финансовые  отношения между государством  и предприятием - это взнос платежей  в бюджет (налоги, прибыль), а также  дотации и кредиты.

 

-       финансовые  отношения между предприятиями  - это долевое участие в создании  совместных предприятий; взаимное  кредитование: купля-продажа ценных  бумаг.

 

-       финансовые  отношения между предприятием  и его работниками - это движение  фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).

 

-       финансовые  отношения между предприятием  и кредитной системой осуществляют  при оплате процентов за предоставление  кредитов.

 

-       финансовые  отношения между государством  и населением - это уплата подоходного  налога; откладывание средств на  лицевые счета, получение ссуд.

 

Финансовая система представлена централизованными финансами с  децентрализованными финансами.

 

Централизованные (общегосударственные) финансы:

 

-       бюджет (республиканский и местный);

 

-       специальные  внебюджетные фонды (пенсионный  фонд, фонд социального страхования,  фонд содействия занятости населения,  дорожный фонд, инвестиционный и  др.).

 

Децентрализованные финансы:

 

-     финансы предприятий  и организаций народного хозяйства,  которые подразделяются на финансы  сферы материального производства  и финансы непроизводственной  сферы;

 

-     финансы населения  (уплата подоходного налога, получение  материальных и нематериальных  благ, оплачиваемые услуги, оплата  труда за ис­ключение товаров в кооперативах и других рынках).

 

Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит  из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий  и корпораций.

 

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации  финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы  предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.[2]

 

Внутри каждой из названных  сфер выделяются звенья, причем группировка  финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых  денежных фондов. Этот критерий позволяет  выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах: финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта  страхования, в качестве звеньев  выступают: социальное страхование, имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности, страхование предпринимательских  рисков. В сфере государственных  финансов - соответственно, государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит.

 

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя  в совокупности единую финансовую систему.

 

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения:

 

- внутрихозяйственное - финансами предприятий;

 

- внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций;

 

- межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

 

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

Глава 2. Структура финансовой системы Республики Казахстан

2.1.

 Общегосударственные  финансы

Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем  распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость  концентрации в распоряжении государства  значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую  оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами  использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства  при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются  другие формы и методы образования  и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти децентрализованные фонды  денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

 

Рассмотрим кратко экономическое  содержание составных звеньев общегосударственных  финансов, к числу которых относятся:

 

-     государственный  бюджет;

 

-     внебюджетные  фонды.

 

Государственный бюджет - это  главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход  государства. Иногда дают более простое  и краткое определение: госбюджет - это доходы и расходы государства. Соответственно бюджет государства  состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники  поступления денежных средств и  их количественные характеристики. В  расходной части госбюджета указываются  направления, сферы, в которых расходуются  деньги, их количественные параметры.

 

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя  и материальном положении основной части населения. И действительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет огромный дефицит, т.е. предусмотренные в нем расходы  значительно перекрывают планируемые  доходы? Понятно, что в этом случае какие-то инвестиционные проекты останутся  на бумаге, кто-то из бюджетников снова  не получит вовремя зарплату, а  финансовые дыры в одном месте  будут лататься за счет образования  дыр в других местах. Другое дело - бюджет бездефицитный, а еще лучше, если он с профицитом, т.е. с превышением  доходов над расходами.

 

Проанализируем структуру  расходной части госбюджета. Если основная или значительная часть  расходов направляется на приобретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это - милитаристский бюджет. Размеры социальных расходов в этом случае большими быть не могут, напротив, они крайне незначительны, а, следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может. И совершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т.д. Отметим, что в недавнем прошлом военные расходы доминировали в бюджете СССР. В настоящее время они, порой, ниже того минимума, который требуется для поддержания эффективной армии.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой системы