Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13

Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45

Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Иванчиковой Ольги.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru

 

В целом для сферы имущественных  отношений в 2006 году было характерно продолжение тенденций предыдущих двух лет, хотя и в несколько ослабленном виде. Происходило сокращение численности федеральных государственных унитарных предприятий и в меньшей степени акционерных обществ с федеральными пакетами акций. В структуре последних произошло резкое увеличение удельного веса АО, где в федеральной собственности находились бы все 100% акций. В целом же структура федеральных пакетов акций по величине доли государства в уставном капитале на середину 2006 г. примерно совпала с той, которую Минимущество России рассматривало в качестве ожидаемой после реализации программы приватизации 2003 года. То же можно сказать и об абсолютном количестве ОАО с федеральными пакетами акций.

Сегодняшняя ситуация в сфере отношений собственности в российской экономике характеризуется одновременной реализацией и сосуществованием двух тенденций.

С одной стороны, можно говорить о продолжении процесса приватизации. Российским правительством ежегодно утверждаются обширные прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на очередной год, включающие в общей сложности многие сотни федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и пакетов акций (долей)  в хозяйственных обществах самой различной отраслевой принадлежности.

Однако при этом необходимо принимать  во внимание следующее.

Во-первых, запланированная приватизация унитарных предприятий происходит путем акционирования, т.е. сначала  унитарное предприятие преобразуется  в акционерное общество, лишь затем (как правило, за пределами данного финансового года) продаются его акции (возможно, далеко не все).

Во-вторых, объектом продажи  до последнего времени являлись в  основном миноритарные и блокирующие  пакеты акций средних по размеру  компаний, не имеющих большого значения в масштабах российской экономики в целом, что существенно снижает их привлекательность и интерес к ним. Утвержденная программа приватизации предполагает резкий перенос акцента на продажу полных (100%) пакетов акций, что представляется весьма спорным и проблематичным. Включение же в нее крупных компаний, сопоставимых по своему значению с объектами приватизации 1990-х гг. и начала 2000-х гг., вряд ли возможно ранее 2008–2009 гг., когда в стране начнется новый политико-деловой цикл. В качестве наиболее явного кандидата на приватизацию можно указать на государственный пакет акций телекоммуникационного холдинга «Связьинвест», продажа которого в предыдущие годы неоднократно откладывалась.

В-третьих, фактические  масштабы акционирования ФГУПов и продажи федеральных пакетов акций заметно отстают от запланированных. Причины этого заключаются в низкой привлекательности предлагаемых к реализации пакетов акций ввиду их размера и отраслевой принадлежности, объективно длительными сроками процедуры акционирования унитарных предприятий, сложностями в администрировании этого процесса (сопротивление менеджмента, межведомственные противоречия, параллельное создание интегрированных структур и т. д.).

С другой стороны, достаточно очевидным является усиление влияния  уже существующих крупных государственных компаний в ходе процесса создания новых холдингов, интегрирующих принадлежащие государству активы, и их активности на рынке слияний и поглощений, не исключая приватизируемые активы.

Таким образом, при внешнем  сжатии размеров государственного сектора, выражающимся в сокращении количества унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства в капитале, происходит его рост вширь и вглубь за счет увеличения масштабов хозяйственной деятельности, в том числе через разветвленную сеть дочерних и зависимых компаний. Сложность в оценке результатов деятельности госкомпаний, как и других холдинговых структур, состоит в том, что состав дочерних, зависимых, контролируемых активов не отличается постоянством, может меняться, оказывая сильное влияние на итоги функционирования группы в целом. Весьма непростым делом является и учет степени консолидации тех или иных активов в холдинге (например, того, как оценивать вклад предприятий и организаций, в которых участвуют структуры, контролируемые холдингом не напрямую, а опосредованно, через сеть дочерних и зависимых компаний). Все это не может не затруднять достоверную оценку общих масштабов государственного сектора, его удельного веса в отдельных отраслях и ВВП в целом.

С большой вероятностью можно говорить о продолжении вышеуказанных тенденции и в наступившем 2007 г. При этом нельзя исключать определенных корректировок, вызванных падением цен на нефть и началом нового политико-делового цикла.

Прогнозный план (программа) приватизации на 2007 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2007–2009 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 1184-р, подобно вышеупомянутым аналогичным документам предусматривает, что в 2007–2009 гг. будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ, или участвующих в формировании интегрированных структур.

В 2007 году будут предложены к приватизации:

  • пакеты акций, размер которых не превышает 50% уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться, исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2007 году и на период до 2009 года в соответствии с перспективным финансовым планом;
  • пакеты акций акционерных обществ топливно-энергетического комплекса, энергостроительного комплекса, строительного комплекса, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ);
  • федеральные государственные унитарные предприятия автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, строительного комплекса, гражданской авиации, геологии, нефтегазового комплекса, топливной промышленности, морского и речного транспорта, предприятия полиграфической промышленности, здравоохранения, предприятия растениеводства, птицеводства и животноводства;
  • имущество казны Российской Федерации, не обеспечивающее государственных функций.

Из числа крупных  объектов федерального имущества в 2007 году предполагается приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ «ВО “Станкоимпорт”», «Московский метрострой», «Аэропорт Салехард», «Международный аэропорт Уфа».

В 2007–2009 гг. будет продолжена работа по созданию интегрированных  структур в оборонно - промышленном комплексе, авиационной, судостроительной, атомной и космической промышленности. В 2008–2009 гг. к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций Российской Федерации, а также акции открытых акционерных обществ, созданных при акционировании указанных федеральных государственных унитарных предприятий.

Важное значение для  того, в какой степени и насколько  долго государство останется  акционером, будет иметь успешность реализации полных (100% акций) пакетов. В этом отношении очередная приватизационная программа на 2007 г. выглядит более чем амбициозно, особенно на фоне реальных итогов предыдущих лет (таблица 2.8).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.8

 

Динамика и  структура продажи федеральных пакетов акций в зависимости от их размера в 2001–2005 гг. и по программе приватизации на 2007 г.

 

 

Год

всего

до 25%

от 25% плюс 1 акция до 50%

от 50% плюс 1 акция до 100% минус 1 акция

100% 

ед

%

ед

%

ед

%

ед

%

ед

%

2001

125

100

78

62,4

45

36

2

1,6

-

-

2002

112

100

51

45,5

56

50

5

4,5

-

-

2004

565

100

406

71,85

119

21,05

34

6

6

1,1

2005

521

100

360

69,1

81

15,5

29

5,6

51

9,8

2007

911

100

87

9,5

27

3

12

1,3

785

86,2


 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;

 

Как наглядно демонстрирует таблице 2.8, в приватизационной программе на 2007 г. намечен резкий поворот в структуре продаваемых федеральных пакетов акций в сторону полноразмерных (100% акций), доля которых должна составить более 86%. Речь, вероятно, идет о пакетах, появившихся в результате заметного увеличения темпов акционирования ФГУПов. Реальность этой цифры вызывает большие вопросы хотя бы в свете итогов 2005 года, когда был продан всего 51 полный пакет, что составило менее 10% всех проданных пакетов. Большое удивление вызывает резкое сокращение количества и доли планируемых к продаже миноритарных пакетов акций, которые составляли основную часть всех реализованных пакетов в 2001 году и 2004–2005 гг. Напомним, что на 1 июня 2006 году в федеральной собственности находилось 1063 пакета акций c размером принадлежащего государству пакета до 25% уставного капитала. На их долю приходилось более 30% всех федеральных пакетов.

Помимо пакетов акций 911 ОАО планируется приватизировать  находящиеся в федеральной собственности 7 пакетов акций закрытых акционерных обществ (ЗАО), а также 233 объекта иного федерального имущества.

2.2. Финансово-экономические  результаты реализации федеральной  собственности

 

Далее проведем анализ доходов  от реализации государственной собственности  в Российской Федерации.

В таблице 2.9 приведена  динамика доходов от приватизации и  использования государственного имущества.

Таблица 2.9

 

Динамика доходов  от приватизации и использования  федерального имущества, млн. рублей

 

 

1.Невозобновляемые источники,  всего

1.1. Приватизация

1.2.Реализация имущества  ФГУП и военного имущества

1.3. Продажа земли и  нематериальных активов

2.Возобновляемые источники,  всего

2.1.Дивиденды

2.2.Аренда имущества

2.3. Аренда земли

2.4.Часть прибыли ФГУП

2.5. ГСП "Вьетсовпетро"

Всего

1999

8547,4

8547,4

-

-

8720,5

848,1

2191,4

-

-

5675

17267,9

2000

31367,1

31367,1

-

-

18790,1

3675,1

3427,2

-

-

11687,3

50157,2

2001

10110,6

9900,6

-

120

29122,6

6478

4896,1

3917

209,6

13621,9

39233,2

2002

14700,7

12703,8

-

1996,9

36762,2

10402,3

7657,9

4400

914,2

13388,8

51462,9

2003

95237,3

90660

585

3992,3

41143,2

12395,2

9573,9

197,3

2387,6

16200

136381

2004

65777

61856,8

662,7

3275,5

53710,3

17222

11928,8

901,7

2538,1

17199,5

119487

2005

34882

29079,2

522

5280,8

54404

18610

14710

1748

2386

17490

89286

2006 (прог ноз)

31600

31000

600

н.д.

53052

20500

16700

2000

2500

11352

84652

2006 (факт)

19010

17600

1410

н.д.

67363,6

23000

16800

н.д.

н.д.

н.д.

86373,6

2007 (прог ноз)

49000

41000

н.д.

8000

73921,5

24080

17600

4000

15425

12816,5

122922

Информация о работе Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях