Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13
Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45
Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................
Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru
В целом для сферы имущественных отношений в 2006 году было характерно продолжение тенденций предыдущих двух лет, хотя и в несколько ослабленном виде. Происходило сокращение численности федеральных государственных унитарных предприятий и в меньшей степени акционерных обществ с федеральными пакетами акций. В структуре последних произошло резкое увеличение удельного веса АО, где в федеральной собственности находились бы все 100% акций. В целом же структура федеральных пакетов акций по величине доли государства в уставном капитале на середину 2006 г. примерно совпала с той, которую Минимущество России рассматривало в качестве ожидаемой после реализации программы приватизации 2003 года. То же можно сказать и об абсолютном количестве ОАО с федеральными пакетами акций.
Сегодняшняя ситуация в сфере отношений собственности в российской экономике характеризуется одновременной реализацией и сосуществованием двух тенденций.
С одной стороны, можно говорить о продолжении процесса приватизации. Российским правительством ежегодно утверждаются обширные прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на очередной год, включающие в общей сложности многие сотни федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и пакетов акций (долей) в хозяйственных обществах самой различной отраслевой принадлежности.
Однако при этом необходимо принимать во внимание следующее.
Во-первых, запланированная приватизация
унитарных предприятий
Во-вторых, объектом продажи до последнего времени являлись в основном миноритарные и блокирующие пакеты акций средних по размеру компаний, не имеющих большого значения в масштабах российской экономики в целом, что существенно снижает их привлекательность и интерес к ним. Утвержденная программа приватизации предполагает резкий перенос акцента на продажу полных (100%) пакетов акций, что представляется весьма спорным и проблематичным. Включение же в нее крупных компаний, сопоставимых по своему значению с объектами приватизации 1990-х гг. и начала 2000-х гг., вряд ли возможно ранее 2008–2009 гг., когда в стране начнется новый политико-деловой цикл. В качестве наиболее явного кандидата на приватизацию можно указать на государственный пакет акций телекоммуникационного холдинга «Связьинвест», продажа которого в предыдущие годы неоднократно откладывалась.
В-третьих, фактические масштабы акционирования ФГУПов и продажи федеральных пакетов акций заметно отстают от запланированных. Причины этого заключаются в низкой привлекательности предлагаемых к реализации пакетов акций ввиду их размера и отраслевой принадлежности, объективно длительными сроками процедуры акционирования унитарных предприятий, сложностями в администрировании этого процесса (сопротивление менеджмента, межведомственные противоречия, параллельное создание интегрированных структур и т. д.).
С другой стороны, достаточно очевидным является усиление влияния уже существующих крупных государственных компаний в ходе процесса создания новых холдингов, интегрирующих принадлежащие государству активы, и их активности на рынке слияний и поглощений, не исключая приватизируемые активы.
Таким образом, при внешнем сжатии размеров государственного сектора, выражающимся в сокращении количества унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства в капитале, происходит его рост вширь и вглубь за счет увеличения масштабов хозяйственной деятельности, в том числе через разветвленную сеть дочерних и зависимых компаний. Сложность в оценке результатов деятельности госкомпаний, как и других холдинговых структур, состоит в том, что состав дочерних, зависимых, контролируемых активов не отличается постоянством, может меняться, оказывая сильное влияние на итоги функционирования группы в целом. Весьма непростым делом является и учет степени консолидации тех или иных активов в холдинге (например, того, как оценивать вклад предприятий и организаций, в которых участвуют структуры, контролируемые холдингом не напрямую, а опосредованно, через сеть дочерних и зависимых компаний). Все это не может не затруднять достоверную оценку общих масштабов государственного сектора, его удельного веса в отдельных отраслях и ВВП в целом.
С большой вероятностью можно говорить о продолжении вышеуказанных тенденции и в наступившем 2007 г. При этом нельзя исключать определенных корректировок, вызванных падением цен на нефть и началом нового политико-делового цикла.
Прогнозный план (программа) приватизации на 2007 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2007–2009 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 1184-р, подобно вышеупомянутым аналогичным документам предусматривает, что в 2007–2009 гг. будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ, или участвующих в формировании интегрированных структур.
В 2007 году будут предложены к приватизации:
Из числа крупных объектов федерального имущества в 2007 году предполагается приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ «ВО “Станкоимпорт”», «Московский метрострой», «Аэропорт Салехард», «Международный аэропорт Уфа».
В 2007–2009 гг. будет продолжена работа по созданию интегрированных структур в оборонно - промышленном комплексе, авиационной, судостроительной, атомной и космической промышленности. В 2008–2009 гг. к приватизации будут предложены все федеральные государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных функций Российской Федерации, а также акции открытых акционерных обществ, созданных при акционировании указанных федеральных государственных унитарных предприятий.
Важное значение для того, в какой степени и насколько долго государство останется акционером, будет иметь успешность реализации полных (100% акций) пакетов. В этом отношении очередная приватизационная программа на 2007 г. выглядит более чем амбициозно, особенно на фоне реальных итогов предыдущих лет (таблица 2.8).
Таблица 2.8
Динамика и структура продажи федеральных пакетов акций в зависимости от их размера в 2001–2005 гг. и по программе приватизации на 2007 г.
Год |
всего |
до 25% |
от 25% плюс 1 акция до 50% |
от 50% плюс 1 акция до 100% минус 1 акция |
100% | |||||
ед |
% |
ед |
% |
ед |
% |
ед |
% |
ед |
% | |
2001 |
125 |
100 |
78 |
62,4 |
45 |
36 |
2 |
1,6 |
- |
- |
2002 |
112 |
100 |
51 |
45,5 |
56 |
50 |
5 |
4,5 |
- |
- |
2004 |
565 |
100 |
406 |
71,85 |
119 |
21,05 |
34 |
6 |
6 |
1,1 |
2005 |
521 |
100 |
360 |
69,1 |
81 |
15,5 |
29 |
5,6 |
51 |
9,8 |
2007 |
911 |
100 |
87 |
9,5 |
27 |
3 |
12 |
1,3 |
785 |
86,2 |
Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;
Как наглядно демонстрирует таблице 2.8, в приватизационной программе на 2007 г. намечен резкий поворот в структуре продаваемых федеральных пакетов акций в сторону полноразмерных (100% акций), доля которых должна составить более 86%. Речь, вероятно, идет о пакетах, появившихся в результате заметного увеличения темпов акционирования ФГУПов. Реальность этой цифры вызывает большие вопросы хотя бы в свете итогов 2005 года, когда был продан всего 51 полный пакет, что составило менее 10% всех проданных пакетов. Большое удивление вызывает резкое сокращение количества и доли планируемых к продаже миноритарных пакетов акций, которые составляли основную часть всех реализованных пакетов в 2001 году и 2004–2005 гг. Напомним, что на 1 июня 2006 году в федеральной собственности находилось 1063 пакета акций c размером принадлежащего государству пакета до 25% уставного капитала. На их долю приходилось более 30% всех федеральных пакетов.
Помимо пакетов акций
911 ОАО планируется
Далее проведем анализ доходов от реализации государственной собственности в Российской Федерации.
В таблице 2.9 приведена динамика доходов от приватизации и использования государственного имущества.
Таблица 2.9
Динамика доходов от приватизации и использования федерального имущества, млн. рублей
1.Невозобновляемые источники, всего |
1.1. Приватизация |
1.2.Реализация имущества ФГУП и военного имущества |
1.3. Продажа земли и нематериальных активов |
2.Возобновляемые источники, всего |
2.1.Дивиденды |
2.2.Аренда имущества |
2.3. Аренда земли |
2.4.Часть прибыли ФГУП |
2.5. ГСП "Вьетсовпетро" |
Всего | |
1999 |
8547,4 |
8547,4 |
- |
- |
8720,5 |
848,1 |
2191,4 |
- |
- |
5675 |
17267,9 |
2000 |
31367,1 |
31367,1 |
- |
- |
18790,1 |
3675,1 |
3427,2 |
- |
- |
11687,3 |
50157,2 |
2001 |
10110,6 |
9900,6 |
- |
120 |
29122,6 |
6478 |
4896,1 |
3917 |
209,6 |
13621,9 |
39233,2 |
2002 |
14700,7 |
12703,8 |
- |
1996,9 |
36762,2 |
10402,3 |
7657,9 |
4400 |
914,2 |
13388,8 |
51462,9 |
2003 |
95237,3 |
90660 |
585 |
3992,3 |
41143,2 |
12395,2 |
9573,9 |
197,3 |
2387,6 |
16200 |
136381 |
2004 |
65777 |
61856,8 |
662,7 |
3275,5 |
53710,3 |
17222 |
11928,8 |
901,7 |
2538,1 |
17199,5 |
119487 |
2005 |
34882 |
29079,2 |
522 |
5280,8 |
54404 |
18610 |
14710 |
1748 |
2386 |
17490 |
89286 |
2006 (прог ноз) |
31600 |
31000 |
600 |
н.д. |
53052 |
20500 |
16700 |
2000 |
2500 |
11352 |
84652 |
2006 (факт) |
19010 |
17600 |
1410 |
н.д. |
67363,6 |
23000 |
16800 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
86373,6 |
2007 (прог ноз) |
49000 |
41000 |
н.д. |
8000 |
73921,5 |
24080 |
17600 |
4000 |
15425 |
12816,5 |
122922 |