Разработка стратегии развития на предприятии ООО "Заводауковский элеватор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Четкая, продуманная и эффективная стратегия – редкость на большей части российских предприятий, так как большинство руководителей предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования, оставляя без внимания вопросы перспективного развития предприятия. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития не принесет желаемых результатов. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………..…………………..7
1.1. Сущность понятия стратегии развития предприятия……………….7
1.2. Виды стратегий развития предприятия……………….……...……..15
1.3. Методические основы разработки стратегии развития предприятия……………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР».................................................................38
2.1. Характеристика предприятия ООО «Заводоуковский элеватор» как объекта исследования…………….…………………...……………..…...38
2.2. Анализ стратегии развития предприятия…………………………..50
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………….70
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор……………….70
3.2. Оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций……………………………………………………………..85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………………..88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………….92

Вложенные файлы: 1 файл

4.1 диплом 55 печать.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 Тюменской  области

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(ГАОУ ВПО  ТО «ТГАМЭУП»)

 

 

Кафедра национальной экономики  и менеджмента

 

 

Допустить к защите в  ГАК

Зав. кафедрой национальной

экономики и менеджмента

__________Е.С. Серочудинов

«____»_________ 2013 г.

 

 

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ    

ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ  ЭЛЕВАТОР»

Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:

специальность 080507.65 «Менеджмент организаций»

  • очное  обучение

  •  

     

                                                   Автор работы

                                                                                               Валл Е.А.        _______

                                                                                               Научный руководитель

                                                                                               К.э.н., доцент

                                                                                              Вострецов А.М. _______

  •     
  •  

     

     

     

    Тюмень 2013 г

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

     

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………..…………………..7

    1.1. Сущность понятия  стратегии развития предприятия……………….7

    1.2. Виды стратегий развития предприятия……………….……...……..15

    1.3. Методические основы  разработки стратегии развития предприятия……………………………………………………………….22

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР».................................................................38

    2.1. Характеристика предприятия ООО «Заводоуковский элеватор» как объекта исследования…………….…………………...……………..…...38

    2.2. Анализ стратегии развития предприятия…………………………..50

    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………….70

    3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор……………….70

    3.2. Оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций……………………………………………………………..85

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………………..88

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………….92

    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….…………………96

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.

    Четкая, продуманная и эффективная стратегия – редкость на большей части российских предприятий, так как большинство руководителей предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования, оставляя без внимания вопросы перспективного развития предприятия. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития не принесет желаемых результатов. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

    Разработка стратегии  является длительным и трудоемким процессом, однако, сама по себе стратегия — это только верхушка айсберга. Очень много времени отводится непосредственно на комплекс работ, связанных с внедрением стратегии. Стратегия развития предприятия предполагает формирование основополагающих целей и задач на долгосрочной основе, а также чёткое определение курса действий и грамотное распределение ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели. В итоге стратегия развития предприятия дает ответы на такие вопросы: как, в каких направлениях хозяйственной деятельности выгоднее развиваться, какие средства будут для этого необходимы, а также какая прибыль будет получена при развитии данных направлений.

    Актуальность выбора темы дипломной работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

    Таким образом, под разработкой  стратегии развития предприятия понимается процедура разработки желаемого состояния организации: видения, миссии, целей и конкретных мероприятий по использованию сильных (слабых) сторон для достижения возможностей. Стратегия развития предприятия определяет долгосрочный успех предприятия.

    Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Раскрыть сущность понятия стратегия развития предприятия
    2. Выделить виды стратегии развития предприятия
    3. Определить методические основы разработки стратегии развития предприятия
    4. Проанализировать стратегию развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор»
    5. Разработать рекомендации по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор»
    6. Оценить экономическую эффективность разработанных рекомендаций

    Предметом исследования дипломной работы является разработка стратегии развития, объектом исследования – предприятие ООО «Заводоуковский элеватор».

    Данную тему затрагивали такие  авторы, как А. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф, М. Портер, М. Мескон,  А.А. Томсон, А. Дж. Ш. Стрикленд, Ф. Котлер, Д.Б. Куин, Г. Минцберг,  О.С. Виханский, А. Н. Петров,  Ю. В. Гусев, А.Т. Зуб, Р.А. Фатхутдинов, В.А.Винокуров, А.Ю.  Юданов, Н.И. Перцовский и другие.

    Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

    Во введении обосновывается актуальность темы исследования, практическая значимость полученных результатов, определяются объект, предмет, цель и задачи дипломной  работы, а также дается структура работы с определением краткого содержания глав.

    В первой главе дипломной работы раскрывается сущность понятия стратегия развития предприятия  и выделяются ее виды. Кроме того, в данной главе рассматриваются методические основы разработки стратегии развития предприятия.

    Во второй главе представлена характеристика ООО «Заводоуковский элеватор» как объекта исследования и проведен анализ текущего состояния предприятия.

    Третья глава содержит в себе рекомендации по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор» и оценку экономической эффективности разработанных рекомендаций.

    В заключении сформулированы краткие выводы по итогам дипломного исследования. Общий объем работы составляет 98 страниц. Дипломная работа содержит 47 таблиц, 19 рисунков. Список использованной литературы включает 52 источника.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

      1.  Сущность понятия стратегии развития предприятия

     

    Стратегия (с др. греч. «искусство полководца») –  общий, недетализированный  план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели [25, с. 61].

    В результате исследования и анализа экономической литературы выявлены следующие определения понятия "стратегия".

     

    Таблица 1.1 – Определения  понятия «стратегия»

    Определение

    Автор

    1

    2

    3

    1.

     Стратегия – это:

    Наука о ведении  войны, искусство ведения войны.

    Общий план ведения  войны, боевых операций.

    Искусство руководства  общественной, политической борьбой, а  также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

    С.И. Ожегов

     Толковый словарь русского  языка [30, с. 456]

    2.

    Стратегия – это определение  основных долгосрочных целей и задач  предприятия и утверждение курса  действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

    А. Чандлер

    [1, с. 211]

    3.

    Стратегия – набор правил для  принятия решений, которыми организация  руководствуется в своей деятельности

    И. Ансофф

    [1, с. 208]

    4.

    Стратегия  представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

    М. X. Мескон

    [17, с. 161]

    5.

    Стратегия – сочетание плановых и ответных действий, являющихся реакцией на изменение в отрасли и конкурентные события.

    А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд

    [26, с. 213]

    6.

    Стратегия – это план интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некоторое согласованное целое.

    Д. Б. Куинн 

    [3, с. 134]


     

     

    Продолжение таблицы 1.1

    1

    2

    3

    7.

    Сратегия - это единство 5Р: план, проделка, отвлекающий маневр, позиционирование, принцип поведения, перспектива.

    Г. Минцберг

    [18, с. 218]

    8.

    Стратегия – создание посредством разнообразных  действий уникальной и ценной рыночной позиции.

    М. Портер

    [21, с. 361]

    9.

    Стратегия — это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

    О.С. Виханский 

    [4, с. 107]


     

    Анализ экономической  литературы позволяет сделать вывод  о том, что наблюдаются терминологические различия в определении термина стратегии, однако следует согласиться с Дж. Миддлтоном, который отмечает, что определение стратегии всегда связаны с выбором направления для развития деятельности организации и маршрутом этого движения.

    Все разнообразие определения  стратегий можно свести к трем группам:

    1) стратегия как средство  достижения целей предприятия, план или модель его действий;

    2) стратегия как набор  правил принятия решений;

    3) стратегия как программа  функционирования предприятия во  внешней среде, т.е. программа  взаимодействия с конкурентами, удовлетворение потребностей клиентов, реализации интересов владельцев, укрепления конкурентных позиций предприятия.

    Так, к первой группе можно  отнести подходы к определению  стратегии  М.Х. Мескона, Д.Б. Куинна, С. И. Ожегова, которые  определяют стратегию, как план достижения целей. Примером второй группы является определение стратегии Чандлером, как определение долгосрочных целей и задач предприятия, корректировка деятельности в этой связи и привлечение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей. По такому определению, стратегия является средством координации целей и ресурсов, что больше всего отвечает концепции стратегического управления. Стратегия по Виханскому наиболее точно характеризует представителей третьей группы – А. А. Томпсона, А. Дж. Ш. Стрикленда. Автор работы под  стратегией будет понимать набор правил, способов, механизмов развития, необходимых для эффективной деятельности предприятия, в условиях ограниченности ресурсов и динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.

    Информация о работе Разработка стратегии развития на предприятии ООО "Заводауковский элеватор"