Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – продемонстрировать экономическую сущность бюджета субъекта Российской Федерации для экономической (финансовой) системы региона.
Задачи:
1) перечислить виды расходов городского и областного бюджетов;
2) охарактеризовать все основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ;
3) проанализировать принципы формирования расходов бюджетов Ярославской области и г. Ярославля;
Введение 4
1. Теоретические основы бюджета и бюджетной системы РФ 6
1.1. Сущность бюджета государства, его необходимость и роль 6
1.2. Структура современной бюджетной системы РФ 10
1.3. Понятие расходы бюджета, их классификация 19
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов областного бюджета Ярославской области 22
2.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 22
2.2. Состав и динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 26
3. Анализ состава, структуры и динамики расходов городского бюджета г. Ярославля 28
3.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 28
3.2. Динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 30
Заключение 36
Список использованной литературы (Приложения)……………………….…..…………38
Минобрнауки России
Государственное
образовательное учреждение
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика
Дата защиты______________
Оценка с учетом защиты____
«___»_______________________
Подписи__________________
__________________________
_____________________
«___»_______________________
Ярославль 2013 г.
Реферат
Объем 38 с., 3 главы, 3 рис., 8 табл., 15 источников.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА; РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ; РАСХОДЫ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА; ДИНАМИКА;
Объект исследования – областной бюджет субъекта РФ, городской бюджет
Предмет исследования – расходы регионального бюджета на примере бюджета Ярославской области, расходы городского бюджета на примере г. Ярославля.
Цель данной работы – показать экономическую сущность и значение бюджета субъекта Российской Федерации для экономической, финансовой и бюджетной системы региона.
В ходе работы рассмотрены основные виды расходов бюджета, выявлены и показаны основные направления использования средств областного и городского бюджетов, рассмотрены основные принципы формирования расходов бюджетов, проанализировано влияние расходов бюджета на обеспечение финансовой стабильности в регионе.
В результате исследования рассмотрены основные статьи расходов областного и городско бюджетов, их современные структура. Определены перспективные направления развития бюджета.
Содержание
Введение 4
1. Теоретические основы бюджета и бюджетной системы РФ 6
1.1. Сущность бюджета государства, его необходимость и роль 6
1.2. Структура современной бюджетной системы РФ 10
1.3. Понятие расходы бюджета, их классификация 19
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов областного бюджета Ярославской области 22
2.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 22
2.2. Состав и динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 26
3. Анализ состава, структуры и динамики расходов городского бюджета г. Ярославля 28
3.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 28
3.2. Динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 30
Заключение 36
Список использованной литературы
(Приложения)……………………….…..…………
Расходы бюджета - денежные средства
(затраты), направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления. Эти
затраты выражают экономические отношения,
на основе которых происходит
процесс использования средств централизованного
фонда государства по различным направлениям.
Расходы бюджета - слаженная система
приёмов, способов и отношений, благодаря
которой все выделенные бюджетом средства
поступают по месту назначения. В вышеизложенном
определении заключается основное свойство
бюджета и раскрывается цель бюджетной
деятельности.
На сегодняшний день в Российской
Федерации реализуется
региональным уровням. Следовательно,
значимость и сфера применения региональных
финансов, доходов и расходов увеличивается.
Круг финансируемых региональными бюджетами
мероприятий
постоянно расширяется (учебные заведения,
объекты здравоохранения, строительство
и содержание местных дорог, мероприятия
по
внутренней безопасности, правопорядку,
охране окружающей среды и др.).
Актуальность, целесообразность и
своевременность темы курсовой работы
обуславливаются возросшей
Федерации на экономику региона и качество
жизни населения. Актуальность предопределяет
необходимость рассмотрения расходов
регионов Российской Федерациив в динамике
(анализ их состава и структуры в выбранном
промежутке времени).
Цель курсовой работы – продемонстрировать
экономическую сущность бюджета субъекта
Российской Федерации для экономической
(финансовой) системы региона.
Задачи:
Объект исследования – региональный и городской бюджет субъекта РФ.
Предмет исследования – расходы регионального бюджета на примере бюджета Ярославской области, расходы городского бюджета на примере г. Ярославля.
Слово «бюджет» в современном русском
языке имеет много значений и трактовок.
Бюджет (от стар. нормандского budget — кошель)
— схема доходов и расходов определённого
лица (семьи, бизнеса, организации, государства
и т. д.), устанавливаемая на определённый
период времени, обычно на один год. Бюджет
— это важнейшая концепция, как в микроэкономике,
так и в макроэкономике (государственный
бюджет). Изучением бюджета занимается
наука финансы.
Государственный бюджет — финансовый
документ страны. Он представляет собой
совокупность финансовых смет всех ведомств,
государственных служб, правительственных
программ и т. д. В нём определяются потребности,
подлежащие удовлетворению за счёт государственной
казны, равно как указываются источники
и размеры ожидаемых поступлений в государственную
казну. Шестая статья Бюджетного Кодекса
Российской Федерации (далее БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления"1.
Бюджет
раскрывает отношения по поводу формирования
централизованных фондов на общегосударственном
и региональном уровнях, предназначенных
для реализации основных функций государства.
В этом и раскрывается сущность бюджета
как экономической категории.
Каждый год бюджет централизует определенную долю доходов населения и учреждений. Централизованные средства идут на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет средств бюджета финансируются: фундаментальные технические и гуманитарные науки, оборона (государственная безопасность), управление, общественный порядок и др. Бюджет частично финансирует затраты на здравоохранение, образование и искусство. Утверждается бюджет на год Парламентом.
Бюджетные отношения имеют
Бюджет выполняет функцию
Выражаясь бытовым языком, государственный бюджет - финансовый план государства (доходы и расходы) на один год, закрепленный законом.
Рассмотрим еще несколько научных подходов к определению бюджета. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2
Проф. В.М. Родионова бюджетом называет «совокупность отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Будучи же экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве экономической категории»3.
Являясь центральным звеном системы государственного регулирования экономики, бюджет представляет интересы определённых слоёв населения. С этой точки зрения бюджетные отношения могут быть интересны историкам, поскольку они являют собой этапы, психологию и идеологию общественного развития.
Государственный бюджет как звено финансовых отношений характеризуется следующими специфическими чертами и функциями:
- это особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанная с отделением и централизацией части национального дохода в руках государства и последующим её использованием в целях общественных потребностей;
- бюджет перераспределяет национальное богатство между производственными и непроизводственными сферами, между различными категориями производственной сферы (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и т.д.), между регионами страны;
- бюджетные отношения занимают главенствующее место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по отношению к иным звеньям финансовой системы.
Ведущую роль в формировании экономической структуры общества играет государственное регулирование экономической политики. Роль бюджета в этой политике – это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет.
Роли бюджета государства:
1. Фискальная
роль (при помощи бюджетного распределения
государство обеспечивает себя необходимым
количеством финансовых ресурсов).
2. Регулирующая
роль (регулирование различных экономических
процессов при помощи бюджета).
Фискальная роль бюджета заключается в том, что государство должно обеспечить равенство доходов и расходов. Но на практике такое встречается редко. Обычно государство формирует бюджет или с дефицитом или с профицитом. Важную фискальную роль играют косвенные налоги (включаются в цену товара и оплачиваются покупателями): акцизы на алкоголь и табак, таможенные пошлины.
Характерная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.
Сегодня действуют и традиционные налоги, не дающие существенного фискального вклада: налог с наследства/дарения и поимущественный налог (взимается с оценочной стоимости земли, зданий). Составной частью бюджета являются расходы - обеспечивают потребности правительства в финансовых ресурсах. Важнейшая функция государства в регулировании экономики – обеспечение устойчивого экономического роста.
В развитых странах через бюджет финансируется до 50 % всех инвестиций в основной капитал. Обновляется техническая база производства, возрастают государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные разработки. Гигантские суммы расходуются на кредиты, субсидии и дотации предпринимателям, участвующим в государственных программах экономического развития. Увеличиваются инвестиции в образование.
Государство посредством бюджетных инструментов
(налоги и бюджетное финансирование) стремится
воздействовать на экономику в нужном
для себя направлении. В этом заключается
регулирующая функция государства.
Государство воздействует на 4 процесса:
экономический рост, уровень занятости,
состояние денежного обращения (уровень
инфляции), валютный курс. Путем изменения
уровня расходов и налогообложения правительства
могут регулировать объем совокупного
спроса (величину потребительских и инвестиционных
расходов). В связи с этим различают экспансивную
(расширительную) и рестриктивную (ограничительную)
бюджетную политику. Первая выражается
в увеличении расходов и снижении уровня
налогообложения, что позволяет легче
преодолевать экономические кризисы и
ускорять экономический рост. Вторая уменьшает
расходы и повышает налоги, что помогает
ослабить инфляцию. Меры эти могут дать
надлежащий эффект, если связываются с
соответствующими переменами в кредитно-денежной
сфере. Когда экспансивная политика не
сопровождается уменьшением объема денежной
эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию.
В свою очередь, если рестриктивная политика
сочетается с жесткими ограничениями
объема денежных средств, то это может
вызвать экономический кризис.
Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика