Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – продемонстрировать экономическую сущность бюджета субъекта Российской Федерации для экономической (финансовой) системы региона.
Задачи:
1) перечислить виды расходов городского и областного бюджетов;
2) охарактеризовать все основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ;
3) проанализировать принципы формирования расходов бюджетов Ярославской области и г. Ярославля;

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы бюджета и бюджетной системы РФ 6
1.1. Сущность бюджета государства, его необходимость и роль 6
1.2. Структура современной бюджетной системы РФ 10
1.3. Понятие расходы бюджета, их классификация 19
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов областного бюджета Ярославской области 22
2.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 22
2.2. Состав и динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 26
3. Анализ состава, структуры и динамики расходов городского бюджета г. Ярославля 28
3.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 28
3.2. Динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 30
Заключение 36
Список использованной литературы (Приложения)……………………….…..…………38

Вложенные файлы: 1 файл

финальный вариант.docx

— 171.38 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение                                                               высшего профессионального образования                                                                  «Ярославский государственный университет  им. П. Г. Демидова»                       

 Кафедра  финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика

 

 

 

 

Дата защиты______________                                                 Научный руководитель 

Оценка с учетом защиты____                                               _____________________  
«___»_______________________2013 г.

Подписи__________________                    Студент группы____________________ 
__________________________                   Форма обучения____________________ 
 
_____________________  
«___»_______________________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ярославль  2013 г.

Реферат

Объем 38 с., 3 главы, 3 рис., 8 табл., 15 источников.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА; РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ; РАСХОДЫ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА; ДИНАМИКА;

Объект исследования – областной бюджет субъекта РФ, городской бюджет

Предмет исследования – расходы  регионального бюджета на примере  бюджета Ярославской области, расходы городского бюджета на примере г. Ярославля.

Цель данной работы – показать экономическую сущность и значение бюджета субъекта Российской Федерации  для экономической, финансовой и  бюджетной системы региона.

В ходе работы рассмотрены основные виды расходов бюджета, выявлены и показаны основные направления использования  средств областного и городского бюджетов, рассмотрены основные принципы формирования расходов бюджетов, проанализировано влияние расходов бюджета на обеспечение финансовой стабильности в регионе.

В результате исследования рассмотрены  основные статьи расходов областного и городско бюджетов, их современные структура. Определены перспективные направления развития бюджета.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 4

1. Теоретические основы бюджета и бюджетной системы РФ 6

1.1. Сущность бюджета государства, его необходимость и роль 6

1.2. Структура современной бюджетной системы РФ 10

1.3. Понятие расходы бюджета, их классификация 19

2. Анализ состава, структуры и динамики расходов областного бюджета Ярославской области 22

2.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 22

2.2. Состав и динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 26

3. Анализ состава, структуры и динамики расходов городского бюджета г. Ярославля 28

3.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 28

3.2. Динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 30

Заключение 36

Список использованной литературы (Приложения)……………………….…..…………38

 

Введение

Расходы бюджета - денежные средства (затраты), направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти 
затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит 
процесс использования средств централизованного фонда государства по различным направлениям. Расходы бюджета -  слаженная система приёмов, способов и отношений, благодаря которой все выделенные бюджетом средства поступают по месту назначения. В вышеизложенном определении заключается основное свойство  
бюджета и раскрывается цель бюджетной деятельности.

На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется тенденция  к регионализации экономических  процессов. Иными словами, функции  регулирования экономических процессов  от центральных уровней государственной  власти переходят к 
региональным уровням. Следовательно, значимость и сфера применения региональных финансов, доходов и расходов увеличивается. Круг финансируемых региональными бюджетами мероприятий 
постоянно расширяется (учебные заведения, объекты здравоохранения, строительство и содержание местных дорог, мероприятия по 
внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.).

Актуальность, целесообразность и  своевременность темы курсовой работы обуславливаются возросшей ролью  региональных финансов и повышением роли расходов в субъектах Российской 
Федерации на экономику региона и качество жизни населения. Актуальность предопределяет необходимость рассмотрения расходов 
регионов Российской Федерациив в динамике (анализ их состава и структуры в выбранном промежутке времени). 
Цель курсовой работы – продемонстрировать экономическую сущность бюджета субъекта Российской Федерации для экономической (финансовой) системы региона.

Задачи:

  1. перечислить виды расходов городского и областного бюджетов;
  2. охарактеризовать все основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ;
  3. проанализировать принципы формирования расходов бюджетов Ярославской области и г. Ярославля;
  4. объяснить влияние расходов бюджета субъекта РФ на экономический рост и финансовую стабильность региона.

Объект исследования – региональный и городской бюджет субъекта РФ.

Предмет исследования – расходы  регионального бюджета на примере  бюджета Ярославской области, расходы  городского бюджета на примере г. Ярославля.

Теоретическая основа работы -  исследования российских ученых  в области  бюджета и региональных финансов (В.М. Родионова, М.В. Романовский). Информационная база -  нормативно-правовые акты: бюджетный  кодекс РФ, Законопроект Ярославской  области «Об областном бюджете  на 2013 год». 

Глава 1. Теоретические основы бюджета и бюджетной системы РФ.

    1. Сущность бюджета государства, его необходимость и роль.

Слово «бюджет» в современном русском языке имеет много значений и трактовок. Бюджет (от стар. нормандского budget — кошель) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.   Бюджет — это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы. 
 Государственный бюджет — финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.      Шестая статья Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления"1. Бюджет раскрывает отношения по поводу формирования централизованных фондов на общегосударственном и региональном уровнях, предназначенных для реализации основных функций государства. В этом и раскрывается сущность бюджета как экономической категории.

Каждый год бюджет централизует определенную долю доходов населения и учреждений. Централизованные средства идут на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет средств бюджета финансируются:  фундаментальные технические и гуманитарные науки, оборона (государственная безопасность), управление, общественный порядок и др. Бюджет частично финансирует затраты на здравоохранение, образование и искусство. Утверждается бюджет на год Парламентом.

Бюджетные отношения имеют всеохватывающий  характер, в них вовлечены все  физические и юридические лица.  Регулируются бюджетные отношения  законом, посредством принятия нормативно-правовых актов.                                                                                                                        

Бюджет выполняет функцию перераспределения  ВВП между регионами и категориями населения.

Выражаясь бытовым языком, государственный бюджет - финансовый план государства (доходы и расходы) на один год, закрепленный законом.

Рассмотрим еще несколько  научных подходов к определению бюджета.    Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2

Проф. В.М. Родионова бюджетом называет «совокупность отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Будучи же экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве экономической категории»3.

Являясь центральным звеном системы государственного регулирования экономики, бюджет представляет интересы определённых слоёв населения. С этой точки зрения бюджетные отношения могут быть интересны историкам, поскольку они являют собой этапы,  психологию и идеологию общественного развития.

Государственный бюджет как звено финансовых отношений характеризуется следующими специфическими чертами и функциями:

- это особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанная с отделением и централизацией части национального дохода в руках государства и последующим её использованием в целях общественных потребностей;

- бюджет перераспределяет национальное богатство между производственными и непроизводственными сферами, между различными категориями производственной  сферы (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и т.д.), между регионами страны;

- бюджетные отношения занимают главенствующее место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по отношению к иным звеньям финансовой системы.

Ведущую роль в формировании экономической структуры общества играет государственное регулирование экономической политики. Роль бюджета в этой политике – это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет.

Роли бюджета государства:

1.    Фискальная роль (при помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов).  
2.    Регулирующая роль (регулирование различных экономических процессов при помощи бюджета).

Фискальная роль бюджета заключается  в том, что государство должно обеспечить равенство доходов и расходов. Но на практике такое встречается редко. Обычно государство формирует бюджет или с дефицитом или с профицитом.        Важную фискальную роль играют косвенные налоги (включаются в цену товара и оплачиваются покупателями): акцизы на алкоголь и табак, таможенные пошлины.

Характерная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.

Сегодня действуют и традиционные налоги, не дающие существенного фискального вклада: налог с наследства/дарения и поимущественный налог (взимается с оценочной стоимости земли, зданий).         Составной частью бюджета являются расходы - обеспечивают потребности правительства в финансовых ресурсах. Важнейшая функция государства в регулировании экономики – обеспечение устойчивого экономического роста.

В развитых странах через бюджет финансируется до 50 % всех инвестиций в основной капитал. Обновляется техническая база производства, возрастают государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные разработки. Гигантские суммы расходуются на кредиты, субсидии и дотации предпринимателям, участвующим в государственных программах экономического развития. Увеличиваются инвестиции в образование.  

Государство посредством бюджетных инструментов (налоги и бюджетное финансирование) стремится воздействовать на экономику в нужном для себя направлении. В этом заключается регулирующая функция государства. 
Государство воздействует на 4 процесса: экономический рост,  уровень занятости, состояние денежного обращения (уровень инфляции), валютный курс. Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая уменьшает расходы и повышает налоги, что помогает ослабить инфляцию. Меры эти могут дать надлежащий эффект, если связываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика