Становление бюджетной системы БС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, а также показать перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и сущность бюджетной системы РФ;
- проследить историю развития бюджетной системы;
- провести характеристику бюджетной системы, а также выявить основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе;
- рассмотреть направления совершенствования бюджетной системы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета…………………………..6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..11
Глава 2.Этапы становления и развития бюджетной системы РФ……………16
2.1 Становление бюджетной системы в VX-начале XX вв…………………...16
2.2 Возникновение советской бюджетной системы…………………………...21
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы…………………………...25
2.4 Бюджетная система СССР 1945-1980 гг…………………………………...28
2.5 Современная бюджетная система РФ………………………………………31
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ…………..49
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………49
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе…………………………………………………….52
3.3 Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы……………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

План курсовой.docx

— 288.46 Кб (Скачать файл)

Аккумуляция средств в бюджете  позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими  доходами, решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность  корректировать действие саморегулирующегося  рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета  является использование бюджетных  средств для экономической и  социальной стабильности, создания условий  экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций.

        Таким образом, государственные финансы и их сердцевина — бюджет страны оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

 

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная  система

 

Как было отмечено выше, бюджетная  система РФ, состоит из трехуровнего бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Денежные средства, находящиеся  в бюджетной системе РФ, в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических  и физических лиц, а также за счет использования средств, привлеченных на возвратной основе через внутренний или внешний кредит. Из налогового законодательства следует, что под  доходами, полученными за счет налогов, следует понимать федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также  сюда можно отнести штрафы и пени. Доходы с налогов закрепленные за бюджетами соответствующего уровня и бюджетами государственных  внебюджетных фондов, считаются собственными доходами бюджетов. БК РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Одной из наиболее важных и  основных проблем для РФ стала  проблема нехватки денежных средств, необходимых  для решения всех государственных  задач, проблем и реализации планов. Чтобы обеспечить выполнение наиболее важных направлений деятельности государства  по аналогии с зарубежным опытом, стали  создаваться внебюджетные фонды.

Средства внебюджетных фондов формируются за счет специально установленных  обязательных платежей юридических  и физических лиц, а также добровольных выплат, и расходуются строго в  соответствии с целями, для которых  они были учреждены.

Наряду с внебюджетными  фондами существуют также бюджетные  целевые фонды. Целевым бюджетным  фондом является фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов или иных поступлений  и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда  не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Бюджет можно рассматривать  в трех аспектах:

- в материальном аспекте  бюджет - это централизованный денежный  фонд, формируемый государством  либо его территориальными образованиями  и обеспечивающий выполнение  функций органов власти и управления  соответствующей территории;

- в экономическом аспекте  бюджет представляет собой совокупность  отношений, возникающих в связи  с образованием, распределением  и использованием денежных фондов;

- как правовая категория  бюджет - это основной финансовый  план соответствующей территории.

Бюджет как в целом  для РФ, так и для территориальных  единиц играет значительную роль, через  него реализуется региональная и  национальная политика, за его счет происходит развитие международных  связей; бюджет является основой финансовых ресурсов государства и является единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и  муниципальных органов. 
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов предназначены для решения задач и вопросов, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Местные бюджеты, которые  относятся к третьему уровню бюджетной  системы РФ, предназначены для  обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные  бюджеты не включаются в бюджеты  субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).

Ниже представлена структура  бюджетной системы РФ (Рис.2).

Рис. 2. Структура бюджетной системы  РФ

 

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система  РФ имеет многоуровневую структуру. В нашем государстве существует несколько уровней публичной  власти - федеральный, региональный и  местный, каждый из которых действует  самостоятельно в пределах закрепленных за ними полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень  государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому  каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

Федеральные органы власти формируют  и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные  программы. Федеральный бюджет принимается  государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

Каждый регион (субъект РФ) принимает  и исполняет свой собственный  бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций  на своей территории. В бюджетном  процессе на региональном уровне принимают  участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную  систему РФ входят 89 бюджетов субъектов  РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов  федерального значения.

Кроме федерального и регионального  уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных  образованиях осуществляется местное  самоуправление. Муниципальными образованиями  в Российской Федерации считаются  муниципальные районы (несколько  поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские  и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные  образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета и бюджета субъектов  РФ существуют также такие формы  образования и расходования денежных средств как государственные  внебюджетные фонды. Государственные  внебюджетные фонды созданы для  реализации конституционных прав граждан  РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких  фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

В соответствии с Бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной  системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Первый уровень  бюджетной системы включает в  себя помимо федерального бюджета еще  и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а второй уровень бюджетной  системы, помимо 89 бюджетов субъектов  РФ содержит так же и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов.

 

Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

 

2.1 Становление бюджетной системы  в VX-начале XX вв.

 

Годом рождения бюджетной  системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь  московский (ок. 1296-1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское - символ верховной власти на Руси, но и, в первый раз, кстати, право собирать дань с русских княжеств. Князь оправдал свое историческое прозвище калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени.

В царской России составление  государственных смет началось, в  отличие от Западной Европы, достаточно поздно - только в XVII веке. Первая в России смета государственных доходов  и расходов была составлена в 1645 г., и то исключительно в целях  упорядочения финансового хозяйства. Дело в том, что в царской России не существовало каких-либо социальных групп, с которыми властям было бы необходимо бороться, как например, на Западе, где именно борьба за право вводить налоги и определять предметы расходов привела к созданию парламентской формы правления. В связи с данным обстоятельством созданное "сверху" дворянское сословие всегда находилось в прямой зависимости от царской власти, и ни о каком ограничении деятельности последней, в том числе финансовой, не могло быть и речи. Помещики, дворяне всегда были опорой царя. Известный всем бунт декабристов - одно из редких исключений из общего правила.

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с  подвластных земель. Дань имела натуральную  форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме  того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные - виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения стаʜовится соха, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

В XV в. с образованием Русского централизованного  государства посошная подать стала  собираться в пользу Московского  князя. Доходами казны были также  таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система  унитарного государства, состоящая  из великокняжеской казны (бюджета  государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались  за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском  государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них  административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задаҹ с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети. Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Стоит отметить, что кроме прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

Первый в России бюджет - смета  государственных доходов и расходов - был составлен в 1645 г. В городах  составлялись городовые сметы доходов  и расходов. Эта система действовала  до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

Информация о работе Становление бюджетной системы БС РФ