Становление бюджетной системы БС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, а также показать перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и сущность бюджетной системы РФ;
- проследить историю развития бюджетной системы;
- провести характеристику бюджетной системы, а также выявить основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе;
- рассмотреть направления совершенствования бюджетной системы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета…………………………..6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..11
Глава 2.Этапы становления и развития бюджетной системы РФ……………16
2.1 Становление бюджетной системы в VX-начале XX вв…………………...16
2.2 Возникновение советской бюджетной системы…………………………...21
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы…………………………...25
2.4 Бюджетная система СССР 1945-1980 гг…………………………………...28
2.5 Современная бюджетная система РФ………………………………………31
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ…………..49
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………49
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе…………………………………………………….52
3.3 Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы……………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

План курсовой.docx

— 288.46 Кб (Скачать файл)

Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток  уклонения от уплаты налогов. Налоговая  нагрузка воспринимается болезненней  добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех  же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в  недополучении бюджетом доходов, которые  могли бы быть использованы в интересах  общества, но и в неравенстве условий  экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации  должно принять конкретные меры противодействия  уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных  административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования  документов бухгалтерского учета при  подготовке и представлении налоговой  отчетности.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и  ответственности регионов, в частности  закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации  определять категории граждан, которым  необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные  стимулы для расширения собственной  доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В предстоящие годы необходимо завершить работу по распределению  полномочий между уровнями публичной  власти. Вместо практики делегирования  субъектам Российской Федерации  исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации  на постоянной основе, обязательно  предусмотрев и передачу субъектам  Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

В настоящее время почти  треть субъектов Российской Федерации  перешла на формирование своих бюджетов в соответствии с программно-целевыми методами бюджетного планирования. В  целях повышения эффективности  расходования бюджетных средств  на финансирование отраслей экономики и социальной сферы необходимо стимулировать дальнейший переход к формированию бюджетов программно-целевыми методами. Необходимо продолжить стимулирование за счет средств федерального бюджета в форме грантов реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Правительству Российской Федерации следует продумать и другие механизмы стимулирования использования программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов на региональном уровне.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации  доходов и оптимизации расходных  обязательств, сконцентрировав расходы  на ключевых социально-экономических  направлениях, в том числе на повышении  заработной платы в бюджетной  сфере. При решении этой задачи необходимо исходить из того, что повышение  оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь  тем специалистам, которые имеют  высокую квалификацию и профессиональные достижения.

Надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных  на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению  доходов региональных и местных  бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации  выпадающих доходов этих бюджетов.

Руководители регионов и  муниципалитетов должны владеть  информацией о зачислении на соответствующих  территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить  прежде всего эффективность принимаемых  мер по расширению доходной базы. Поэтому  надо наладить взаимодействие между  налоговыми органами и заинтересованными  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9. Важными задачами Правительства  Российской Федерации являются  обеспечение постоянного доступа  России на долговые рынки на  приемлемых условиях, снижение стоимости  заимствований и расходов по  долговым обязательствам, получение  дополнительных доходов от управления  средствами, накопленными в Резервном  фонде и Фонде национального  благосостояния.

Возросшая волатильность  рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного  профессионального присутствия  на финансовом рынке, к более разнообразным  стратегиям инвестирования средств  суверенных фондов.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества.

Социально-экономическая  и бюджетная политика государства  осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных  институтов, но и от того, в какой  мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации  необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного  пользователя информативной и компактной форме.

В дальнейшем предлагаю создать  единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в  режиме реального времени необходимую  информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все  регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном  и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов. По многим направлениям бюджетной  реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы  завершается. Предлагаю Правительству  Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать  новую стратегию действий в этой сфере – программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

3.3 Основные задачи развития  бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы

 

В соответствии с Федеральным  законом « О Федеральном бюджете  на 2013 год и на плановый период 2014 И 2015 годов» от 03.12.2012 № 216-ФЗ в 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 – 2015 годах и в  период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности  бюджетных расходов, заложенного  в завершающейся в текущем  году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа  повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу являются:

1) укрепление макроэкономической  стабильности и обеспечение бюджетной  устойчивости;

2) разработка долгосрочной  бюджетной стратегии на период  до 2030 года;

3) определение параметров  развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий  для формирования и исполнения  федерального закона о федеральном  бюджете на 2014 – 2016 годы в программном  формате;

5) создание условий для  оказания качественных государственных  услуг;

6) разработка и реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений;

7) совершенствование системы  управления государственными активами  и обязательствами Российской  Федерации;

8) обеспечение прозрачности  и открытости бюджетного процесса.

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой  цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть  в 2013 – 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и  семилетний периоды для 2014 и 2015 годов  соответственно.

В дальнейшем планируется  ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть  на один год до достижения 10 лет.  

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток  нефтегазовых доходов направлять в  Резервный фонд до достижения его  нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае, если прогнозная цена на нефть  окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов  дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной  величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов  в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может  быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные расходы федерального  бюджета не должны превышать  объем доходов при базовой  цене более чем на один процент  валового внутреннего продукта;

- общий объем планируемых  расходов на очередной финансовый  год не может быть меньше  общего объема расходов без  учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий  финансовый год федеральным законом  о федеральном бюджете на текущий  год и плановый период;

- общий объем планируемых  расходов на первый год планового  периода без учета условно  утвержденных расходов в размере  2,5 процента от общего объема  расходов не может быть меньше  общего объема расходов без  учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий  финансовый год федеральным законом  о федеральном бюджете на текущий  год и плановый период.

Введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах  снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры, повысить устойчивость и  сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение нефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд (таблица 7).

Таблица 7

Дефицит и нефтегазовый дефицит в 2012-2015 годах

Показатель

2012 год 
(закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

закон

№371-ФЗ

проект

закон

№371-ФЗ

проект

проект

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

6 383,3

5 645,8

5 632,0

6 127,2

6 075,1

6 913,3

в % к ВВП

10,5

8,7

8,5

8,4

8,3

8,5

Дефицит, млрд. рублей

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,2

в % к ВВП

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

-6 451,4

-6 670,5

-6 623,9

-6 618,3

-6 534,8

-7 005,5

в % к ВВП

-10,6

-10,3

-10,1

-9,1

-8,9

-8,6

Поступления в Резервный  фонд, млрд. рублей

830,3

570,9

603,7

957,3

988,7

722,6

Цена на нефть, 
долл. США за баррель

115,0

97,0

97,0

101,0

101,0

104,0

Цена сбалансированности 
долл. США за баррель

116,2

113,5

113,9

107,2

108,6

105,4

Информация о работе Становление бюджетной системы БС РФ