Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:33, курсовая работа
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства. Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась.
Кроме государственных, в странах с развитой рыночной экономикой существует разветвленная система негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые формируются на добровольной коммерческой основе. За счет НПФ выплачиваются дополнительные пенсии, размеры которых могут быть значительны (рисунок 1).
Рисунок 1 Организация пенсионных фондов
Основной принцип организации государственных пенсионных фондов — солидарность поколений.
Важное принципиальное отличие
негосударственной пенсионной системы
от государственной состоит в
том, что здесь не применяется
принцип солидарности поколений, а
действует принцип
Принцип солидарности доходов означает
Основные переменные, которые
учитываются при расчете
При организации негосударственных пенсионных фондов работает принцип долгосрочного индивидуального накопления будущей пенсии.
Негосударственные пенсионный фонды всю прибыль направляют в инвестирование, с целью роста пенсионных выплат.[5,6]
2. Анализ деятельности страховых компаний и пенсионных фондов в разных странах
2.1. США
2.1.1 Страховые компании
Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8тыс. компаний имущественного страхования и около 2тыс. компаний по страхованию жизни.
Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет. Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.
В США имеются два типа страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.
Страховые компании осуществляют три типа страхования:
Законодательно предусмотрена
специализация страховых
Деятельность всех страховщиков
США тщательно анализируется
тремя консалтинговыми
Организационно основу американских
страховых компаний составляют акционерные
общества и общества взаимного страхования
. Существует институт андеррайтеров
и страховых брокеров — страховых
агентов или независимых
2.1.2 Пенсионные фонды
Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель используется и в некоторых государствах Латинской Америки, а также в Португалии.
В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.
В распределительной (государственной)
системе пенсионеры получают деньги
ныне работающих и уплачивающих взносы
в соответствующие пенсионные фонды
граждан. Таким образом, эта система
представляет собой "обмен между
поколениями". Она предназначена
не для инвестиций, а для гарантированной
выплаты пенсий в установленных
сроках и объемах. Крупнейшая государственная
пенсионная система США, так называемая
Общая федеральная программа- ОФП,
охватывающая почти всех занятых
в частном секторе экономики,
построена по распределительному принципу.
Программа действует в
Если главная государственная
пенсионная программа носит
К накопительным системам
относятся как государственные,
так и частные пенсионные программы.
Государственные накопительные
программы предназначены для
обеспечения граждан, работающих на
правительство и местные
В США действуют два вида таких накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами и установленными взносами.
Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с предпринимателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Не только частные программы, но и некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь федеральные (охватывающие государственных служащих и военнослужащих), построены как системы с установленными выплатами.
Однако в 1980-90-е гг. в
частном секторе экономики
Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет - ЛПС. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на ЛПС ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, ЛПС может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на ЛПС эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.
Однако и эти три
формы пенсионного обеспечения
не исчерпывают возможности
В США накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно внести крупный вклад в развитие экономики.
Несмотря на многовариантность существующих в мире пенсионных систем, их, безусловно, объединяет одно - стремление со стороны общества и государства обеспечить достойную безбедную старость значительной части своего населения.
По прогнозам Организации
Объединенных Наций, уже к середине
XXI в. численность населения земли
превысит 9 млрд человек. При этом рождаемость
снизится с сегодняшних 282 детей
в среднем на 100 женщин до 215, а
ожидаемая продолжительность
В наиболее экономически развитых странах к середине века население будет ежегодно уменьшаться в среднем на 0,2%. Ожидается, что пенсионеры составят половину населения Европы.
Одновременно с процессом старения населения значительно увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества. Так, во Франции уже к 2040 г. на каждого работающего придется один пенсионер, тогда как в 2000 г. такое соотношение было два к одному, а в 1960 г. - четыре к одному.[7-9]
2.2 Великобритания
2.2.1 Страховые компании
Страховой бизнес Великобритании
на протяжении многих лет концентрируется
в Лондоне как мировом
Личное страхование в Великобритании сконцентрировано в специализированных страховых компаниях, пенсионных фондах, а также инвестиционных компаниях (строительных обществах), осуществляющих продажу недвижимости населению.
Имущественное страхование
среди населения представлено рядом
традиционных видов. Среди них страхование
легковых автомобилей в частной
собственности, домашнего имущества,
гражданской ответственности и
др. Имущественное страхование
Институциональная структура
страхового рынка Великобритании представлена
акционерными обществами, которые принадлежат
их собственникам — акционерам;
обществами взаимного страхования,
которые принадлежат их страхователям;
дружескими обществами; отделениями
и представительствами
В соответствии с директивами
ЕЭС начиная с 1982 г. в Великобритании
не создаются новые универсальные
(композитные) страховые компании. Полисы
личного и имущественного страхования
могут быть выданы в рамках одной
и той же группы страховых компаний.
Страховые компании Великобритании
не вправе заниматься каким-либо другим
видом бизнеса кроме