Сущность операционных рисков и способы их минимизации в деятельности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Для того, чтобы глубже понять природу операционного риска необходимо исследовать сущность понятий «риск» в целом и «банковский риск» в частности.
Наиболее существенный вклад в развитие экономического аспекта теории риска внесли представители классической, неоклассической и кейнсианской экономической школы.
Определенный интерес представляет сравнение теорий риска и их экономического приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Операционные риски (диплом).doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

В рамках оценки ОР можно сформировать справочник потерь для рисков, реализация которых не приносит прямых денежных потерь. Экспертным путем можно определить косвенные потери в денежном выражении: час простоя той или иной информационной и платежной системы стоит X тенге, исправление ошибки персонала стоит Y тенге, отказ клиента от дальнейшего обслуживания — Z тенге и т.д. Такой справочник может быть привязан к показателям конкретного филиала (доля выручки, количество процессов, количество персонала и др.), т.к. потери из-за аналогичных инцидентов в небольшом и крупном филиалах могут значительно отличаться.

При отсутствии взаимосвязи потерь с показателями филиалов банка предлагается рассматривать несколько вариантов потерь (минимальные, средние, максимальные). В случае утверждения и размещения данного справочника в открытом доступе с риск-менеджеров будет снята масса вопросов по оцифровыванию потерь в результате инцидентов. Оценка косвенных потерь в денежном выражении позволяет определять приоритеты при минимизации операционных рисков.

Прежде чем приступать к созданию такого справочника, необходимо оценить его необходимость и полезность (например, использование при расчете окупаемости мероприятий (проектов), направленных на минимизацию операционного риска). Справочник необходимо пересматривать с установленной периодичностью.

6) Предметный анализ операционных рисков.

Зачастую мы имеем лишь общее и поверхностное описание выявленного операционного риска, и может сложиться обманчивое впечатление, что его можно без труда устранить силами нескольких работников за достаточно короткий срок. Практика показывает, что это не так. Необходимо проводить предметный анализ операционных рисков, представляющий собой не что иное, как функцию бизнес-анализа, т.е. риск-менеджер должен обладать навыками бизнес-аналитика.

Последовательность проведения анализа может быть следующей:

а) анализ наличия / отсутствия нормативной документации (НД); отсутствие или неактуальность НД уже является операционным риском для банка;

б) анализ содержательной части НД (анализ технологий и бизнес-процессов);

в) описание бизнес-процесса (при отсутствии описания) в какой-либо нотации (например, IDEF) и проведение встреч с его владельцами и участниками;

г) сравнение выполнения процесса на практике с описанием в нормативной документации, выявление несоответствий;

д) запрос мнений экспертов, которые в обязательном порядке следует фиксировать и использовать в дальнейшей работе;

е) формирование отчета с предложениями по минимизации операционных рисков.

В некоторых случаях вместо анализа инцидентов операционного риска необходимо проводить служебное расследование — в зависимости от того, какими правами, обязанностями и полномочиями наделены риск-менеджеры банка и как организовано взаимодействие с подразделением безопасности.

При невозможности решения проблемы, выявленной в результате анализа, силами сотрудников данный вопрос передается на более высокий уровень:

-путем формирования служебных записок в адрес руководства;

-путем вынесения на обсуждение правлением банка;

-путем вынесения на обсуждение специализированным коллегиальным органом управления (КОУ) (технологическим комитетом, комитетом по операционным и информационным рискам);

-при отсутствии специализированного КОУ — путем сбора информации о действующих коллегиальных органах управления банка и вынесения вопросов минимизации операционных рисков на обсуждение данными КОУ (в рамках полномочий каждого КОУ).

7) Решение задач по минимизации (устранению) ОР.

В целях минимизации операционных рисков принимают как стандартные, так и нестандартные решения.

К первым можно отнести принятие несущественного риска (в случае когда затраты на его устранение превышают ожидаемый эффект), а также выставление лимитов, страхование и аутсорсинг процессов (передача рисков сторонним организациям).

По мере развития СУОР все большее применение получают нестандартные решения, т.к. операционные риски разноформатны и охватывают практически всю деятельность банка. В зависимости от трудоемкости, сложности задачи и компетенции риск-менеджеров ОР снижают различными способами:

-силами ответственного подразделения (владельца риска);

-силами подразделения риск-менеджмента;

Допустим, процесс кредитования в конкретном банке является длительным, дорогим и неэффективным (с высокой долей просроченных кредитов), т.е. банк несет прямые потери (кредитный риск) из-за неправильно выстроенного процесса (операционный риск).

В ходе анализа процесса на соответствие бизнес-логике выявляют его недостатки и конкретизируют операционные риски. Далее разрабатывают варианты мероприятий по оптимизации процесса кредитования и минимизации операционных рисков. Затем реализуют утвержденные мероприятия по повышению прозрачности процесса (в том числе за счет автоматизации), вводят контрольные управленческие процедуры, изменяют входы и выходы подпроцессов и последовательность выполнения подпроцессов, актуализируют нормативные документы.

Проведенная работа позволяет увеличить скорость кредитования, снизить стоимость процесса, рост и долю просроченных кредитов. Работу проводят несколько подразделений, и вклад каждого подразделения (в процентном соотношении) в финансовый результат определить сложно. Однако практика показывает, что в целом применение СУОР может в значительной степени влиять на финансовый результат.

Кроме опосредованного влияния (в виде снижения операционных рисков, оптимизации бизнес-процессов, усиления внутреннего контроля за процессами, участия в коллегиальных органах управления и т.д.) подразделение по операционным рискам может оказывать и прямое влияние на финансовый результат, выражающееся в предупреждении мошенничества (в том числе возврат денежных средств), организации возмещения страховых сумм при наступлении страховых случаев, инициировании внедрения новых продуктов и технологий.

По мнению авторов, СУОР должна функционировать таким образом, чтобы минимизация операционных рисков производилась комплексно. Рассмотрим несколько комплексов мероприятий (проектов), направленных на решение указанной задачи.

Комплекс мероприятий по снижению риска персонала

-Повышение стандартов обслуживания и регулярный мониторинг качества обслуживания клиентов.

-Разработка системы поддержки фронт-офиса через call-центр.

-Внедрение системы противодействия мошенничеству.

-Распределение прав доступа в информационных системах и соблюдение правил информационной безопасности.

-Внедрение эффективной системы мотивации персонала.

-Анализ хронометража оказания услуг клиенту (сравнение нормативного значения с фактическим).

-Создание «единого окна обслуживания» для сотрудников фронт-офиса (в случае если банк использует несколько разнородных информационных систем).

-Анализ показателей по управлению персоналом (текучесть кадров, количество обученных сотрудников и т.д.).

Комплекс мероприятий по снижению риска процесса:

-Внедрение процессного подхода (структурирование бизнеса на процессы, описание процессов, определение владельцев процессов, нейтрализация «зон безответственности», своевременная актуализация внутренней нормативной документации и т.д.).

-Формирование электронной базыбизнес-процессов, поддерживаемых в актуальном состоянии (например, с применением программного обеспечения Business Studio (www.businessstudio.ru)).

-Внедрение системы мониторинга показателей деятельности на ежедневной основе (применение ключевых индикаторов риска в рамках общей системы мониторинга показателей банка).

-Анализ организационной структуры банка.

-Внедрение системы разработки (от идеи до ввода в действие) дополнительных процессов и новых продуктов. В качестве примеров подобных процессов можно указать следующие: «Управление инновациями и рацпредложениями»; «Анализ внутренних инвестиционных проектов» (чистый денежный поток (NCF), индекс прибыльности (PI), срок окупаемости проекта (РВР), внутренняя норма рентабельности (IRR), модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR), дисконтирование, средневзвешенная стоимость капитала (WACC)); «Расчет маржинальной доходности в разрезе продуктов для эффективного управления продуктовым рядом».

-Внедрение системы определения приоритетности автоматизации процессов (с учетом рисков).

-Создание единого хранилища данных и формирование на его основе ERP-системы, системы бизнес-анализа (Business Intelligence. BI).

-Усиление внутреннего контроля бизнес-процессов.

Комплекс мероприятий по снижению риска систем:

-Оперативный учет информационных активов (информационные системы, оборудование, каналы связи).

-Формирование планов восстановления ГГ-сервиса.

-Внедрение системы оперативной замены оборудования, системы резервирования каналов связи.

-Внедрение системы Help-Desk.

-Виртуализация серверов.

-Внедрение проектногоподходакдеятель-ности подразделения, отвечающего за доработку используемого ПО и разработку нового.

-Внедрение сервисногоподходакдеятельно-сти подразделения, отвечающего за обслуживание IT-сервисов (информационных систем) (IT Service Management, ITSM).

-Четкое разделение функций между отделами, занимающимися разработкой программного обеспечения и обслуживанием информационных систем.

Комплекс мероприятий по снижению риска внешней среды:

-Комплексное страхование бизнеса.

-Внедрение системы ОНиВД (обеспечения непрерывности деятельности и/или восстановления деятельности банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств): повышение физической безопасности объектов банка; повышение информационной безопасности банка; повышение организационной безопасности банка.

Представленные выше проекты могут быть как взаимодополняющими, так и взаимоисключающими. При этом решение данных задач требует активного участия всех подразделений банка. Успех описанных проектов зависит от уровня слаженности управленческой команды и понимания общих целей и задач.

8) Мониторинг и контроль минимизации ОР.

Мониторинг проводят с установленной периодичностью путем наблюдения, т.е. операционному риску (группе операционных рисков) присваивается статус: «устранен», «минимизирован», «принят», «передан сторонним организациям», «в работе». Необходимо фиксировать, каким образом был минимизирован тот или иной операционный риск.

Существует несколько вариантов проведения мониторинга:

-На основании анализа индикаторов операционного риска. Отметим, что в некоторых случаях внедрение учетной системы ключевых индикаторов риска требует значительных затрат, при этом получаемый эффект остается «непрозрачным» в денежном выражении.

-На основании отчетов руководителя рабочей группы о ходе выполнения того или иного проекта.

-На основании повторного выявления операционных рисков.

-На основании данных системы административного контроля (результаты выполнения задач, зафиксированных в письменной или электронной форме в контрольных карточках). Административный контроль позволяет снижать вероятность затягивания работ по минимизации ОР и зачастую помогает улучшить качество и эффективность выполнения решений.

Наиболее сложным моментом в мониторинге процесса минимизации ОР является определение качества выполняемых работ. Этот вопрос можно решить путем повышения компетентности риск-менеджеров в той или иной профессиональной области, а также с помощью сторонних экспертов (дорогой вариант решения) либо путем проведения опроса внутренних потребителей услуг.

Система управления операционными рисками может быть представлена следующими отчетами:

-отчеты, рекомендуемые НБ РК;

-отчет об операционных рисках, выявленных за определенный период (и вероятности их реализации); отметим, что большинство внутренних заказчиков интересует не математический расчет вероятности реализации риска (особенно в условиях кризиса), а конкретные меры по его предотвращению;

-отчет по ключевым индикаторам риска (план-факт-анализ КИР);

-отчет о технологическом отличии (превосходстве / отставании) от лидирующих кредитных организаций в части операционного риска;

-отчет об операционных рисках корпоративного уровня и уровня бизнес-единиц;

-карта рисков.

9) Анализ СУОР.

Дополнительной полезной работой является регулярный анализ СУОР. Результаты анализа дают представление о недостатках системы и позволяют определить приоритеты ее развития.

 

В зависимости от величины кредитной организации, количества бизнес-процессов, широты продуктового ряда, наличия тех или иных систем управления численность подразделения по операционным рискам может варьироваться:

Информация о работе Сущность операционных рисков и способы их минимизации в деятельности коммерческих банков