Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа
В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Введение……………………………………………………………….…………3
1.Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и состав территориальных финансов………………………….6
1.2 Правовая основа территориальных финансов Российской Федерации…9
2. Анализ бюджета Амурской области за 2007 - 2009 гг………………..…15
2.1 Анализ доходов бюджета Амурской области…………………….……..15
2.2 Анализ расходов Амурской области………………………………..……17
3.Межбюджетные отношения и их развитие в РФ…………………….………21
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………….….27
Приложение …………………………….……………………………………..…29
Начиная с 2000 года, финансовая помощь из фонда финансовой поддержки регионов распределяется на основе единого показателя уровня доходов на душу населения субъектов федерации. Этот показатель отражает реальную бюджетную обеспеченность регионов. При этом доходы принимаются не фактические, а доходы, которые потенциально возможно собрать на территории субъекта РФ. На основе этого показателя определялись субъекты РФ, которые имели доходы ниже среднего уровня. Эти субъекты получали право на финансовую помощь из фонда.
В дальнейшем все потенциальные получатели делились еще на две группы:
1. Те субъекты, которые имели бюджетную обеспеченность более чем в два раза ниже, чем средне российская.
2. Все прочие субъекты РФ.
Из фонда выделялось два вида финансовой помощи:
1. Дотации регионам, которые особо нуждаются в финансовой помощи. При помощи этой дотации обеспечились некоторые минимальные среднедушевые доходы.
2. Дотации, выделявшиеся всем субъектам федерации для повышения их среднедушевого дохода до среднего уровня.
Кроме фонда финансовой поддержки регионов, субъекты федерации получали и другие виды финансовой помощи – целевую финансовую помощь и бюджетные ссуды, которые распределялись на основе индивидуальных соглашений.
Четвертый этап начался с 2003 года по настоящее время. Он связан с принятием правительственной программы развития межбюджетных отношений на период до 2005 года.
В основе развития межбюджетных
отношений в этот период находится
разграничение расходных
Эти нормативы должны быть рассчитаны минимум на три года.
Доходы бюджетов при этом формируются в обычном порядке, за счет собственных и регулирующих доходов, но предполагается к 2005 году переход на установление долгосрочных (на срок до 3-х лет) нормативов распределения регулирующих доходов.
Начиная с 2003 года финансовая помощь стала предоставляться только из специальных фондов. Таких фондов в настоящее время четыре в федеральном бюджете:
1. Фонд финансовой
поддержки субъектов РФ. Из него
предоставляются дотации в
2. Фонд регионального
развития. Из этого фонда выплачиваются
субвенции и субсидии для
3. Фонд компенсаций.
Из него выдаются также
4. Фонд развития
региональных финансов. Он создан
для финансирования отдельных
субъектов РФ, которые наиболее
эффективно проводят
В настоящее время в
России в сфере межбюджетных отношений,
несмотря на уже довольно продолжительный
процесс реформирования, остается множество
нерешенных проблем, таких как: невыполнение
бюджетами субфедерального
Осуществление реформ в сфере
межбюджетных отношений существенно
затрудняется по той причине, что
при разработке направлений реформирования
межбюджетных отношений, не учитывается
готовность субфедерального уровня
к проведению реформ. Бюджеты многих
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований
находятся в
Скорейшее решение вышеуказанных
проблем будет способствовать построению
эффективной системы
В настоящее время в
Российской Федерации отсутствует
четкое закрепление расходных
Именно реальные интересы
и все их разновидности - национальные,
региональные, муниципальные, интересы
социальных групп, коллективно-групповые,
семейно-индивидуальные - должны составить
модель социально-экономического развития.
Поддержание государством баланса
экономических интересов
Основной внутренний фактор для каждого региона - это финансовые возможности для сокращения бюджетных расходов и расчет доли расходов, которые относительно безболезненно могут быть подвержены полному или частичному сокращению. К такого рода "нерациональным" бюджетным расходам относятся расходы на субсидирование ЖКХ, промышленности, сельского хозяйства, бюджетные ссуды предприятиям, расходы на управление и некоторые другие. По каждой из этих статей требуется разработка особых методик оценки излишков.
Кроме этого, следует учитывать,
что реформирование межбюджетных отношений
не может быть реализовано без
всесторонне обоснованного
Важнейшими характеристиками
налоговой базы регионов являются степень
ее диверсификации (по видам налогов,
налогоплательщикам, отраслям и пр.)
и налоговый потенциал региона.
Решение проблемы стимулирования регионов
к поиску и увеличению собственных
доходных источников для финансирования
социальной сферы, достижению финансовой
самодостаточности замыкается на обоснованном
определении налогового потенциала
территорий. Именно сопоставление фактических
налоговых поступлений с
На сегодняшний день практически значимым по-прежнему остается фактическое исполнение региональных бюджетов по доходам. Однако более объективную оценку налоговых доходов можно получить, если учитывать долю прироста налоговой недоимки в общем объеме начисленных налогов. Вместе с показателем доли "живых" денег в налоговых поступлениях прирост недоимок позволяет оценить на качественном уровне возможности увеличения налоговых доходов. Если же исходить из учета всей совокупности полученных на территории доходов, то целесообразно ввести понятие "потенциал доходов бюджета".
Принципиально важное значение
для создания более совершенной
и действенной системы
Опыт функционирования системы
межбюджетных отношений позволяет
выделить те базовые условия, которые
будут способствовать повышению
заинтересованности субъектов Федерации
и муниципальных образований
в наращивании собственных
Общая стратегия реформы
межбюджетных отношений предполагает
различные тактические варианты
и подходы. Однако совершенно очевидно,
что, вне зависимости от выбранных
вариантов, первоначально должны быть
устранены наиболее острые противоречия
и недостатки существующей системы
межбюджетных отношений. На следующем
этапе должны быть определены базовые
параметры новой системы
Информация о работе Территориальные финансы, их формирование и использование