Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации и планирования внешнеэкономической деятельности предприятия, а также управление ею.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности предприятия;
- изучить классификацию внешнеэкономических операций предприятий;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Этапы осуществления экспортно-импортных операций
2.2 Организационные методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
2.3 Экономические методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЧЕТМАШ»
3.1 Характеристика производственной и финансовой деятельности
ОАО «Счетмаш»
3.2 Анализ системы управления внешнеэкономической деятельностью ОАО «Счетмаш»
3.3 Предложения по совершенствованию работы ОАО «Счетмаш» на внешних рынках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Как видно из таблицы 2, выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в 2010 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 39583 руб., или на 2,86%, а по сравнению с 2009 г. на 10,16%, составив тем самым в 2010 г. 1343434 руб.
Среднесписочная численность персонала в 2010 г. 2574 чел. или 81,4% к 2009 г., и 79,1% к 2008 г. Структура персонала приведена на рисунке 1.
Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) в 2010 г. составила 1317244 руб., снизившись на 5799 руб. по сравнению с 2008 г. или на 0,44%.
Валовая прибыль в 2010 г. имеет самый низкий показатель – всего 26190 руб., что на 69,89% ниже показателя 2009 г. и на 56,33% - 2008 г.
Рисунок 1 - Структура персонала ОАО «Счетмаш» в 2010 г.
Коммерческие расходы увеличиваются из года в год – в 2010 г. наблюдается самый высокий показатель – 29310 руб., что на 12,15% больше показателя 2009 г. и на 39,68% больше показателя 2008 г.
В 2008 и 2009 гг. наблюдалась прибыль от продаж в размере 38991 руб. и 60850 руб. соответственно. В 2010 г. предприятие имеет убыток в размере 3120 руб. Сальдо прочих доходов и расходов в 2010 г. имеет отрицательное значение, равное 41975 руб., что говорит о негативной тенденции.
Таким образом, чистая прибыль в 2010 г. также имеет отрицательное значение – 46902 руб. Это означает, что предприятие имеет убыток.
Стоимость основных фондов
предприятия незначительно
Существенное влияние на финансовые показатели предприятия в 2010 г. оказал экономический кризис. Среднемесячные объемы продаж автоэлектроники в ноябре-декабре 2010 г. на компанию ГАЗ (6-10 млн. руб.) обнулились, на АВТОВАЗ составили около 40%. (от 15-20 млн. руб.). Значительно – до 50% снизились объемы продаж кассовой техники.
В результате четвертый квартал 2010 г. и в целом 2010 г. предприятие завершило с убытком в 46902 млн. руб.
За счет реализации мероприятий по минимизации производственных издержек в 2010 г. получен экономический эффект в сумме 20 891 тыс. руб.
Объемы производства в 2010 г. составили 1338,76 млн. руб., к 2009 г. -88,2%. Средняя заработная плата в 2010 г. увеличилась на 17,7% и составила 9149 рублей в месяц.
Выручка предприятия за этот период составила 1343,4 млн. руб., что составляет 89,8% к 2009 г. Среднемесячная загрузка предприятия по мощностям составила 84,6% в месяц, по персоналу – 22-24 рабочих дня в месяц.
Общая стоимость имущества ОАО «Счетмаш» за 2010 г. составила 630,2 млн. руб. Основной капитал, вложенный в недвижимость, основные производственные фонды и др. внеоборотные активы по реальной стоимости (за вычетом износа) – 165 млн. руб. Износ основных фондов составляет 45,8%.
3.2 Анализ системы управления внешнеэкономической деятельностью ОАО «Счетмаш»
На сегодняшний день маркетинговая политика ОАО «Счетмаш» на внешних рынках предполагает:
- восстановление и укрепление своих позиций на рынках на рынках стран таможенного союза;
- поэтапное проникновение на рынки Дальнего Зарубежья;
- ориентацию на всех
рынках на массового
- предложение покупателю широкой номенклатуры изделий при постоянном наращивании их функциональных возможностей;
- усовершенствование
сервисно-сбытовых сетей,
Создание и профессиональное выполнение всех намеченных политикой задач невозможно каким-либо одним подразделением службы. Более того, оно невозможно без тесного взаимодействия, постоянного контакта со всеми остальными службами и подразделениями предприятия.
В разработке сбытовой политики на внешних рынках в ОАО «Счетмаш» принимают участие все структурные подразделения службы маркетинга и сбыта (см. рисунок А.1 приложения А):
- отдел внешних экономических связей;
- бюро рекламы;
- отдел сбыта;
- технический центр;
- отдел протокольной работы.
Функционально каждое подразделение службы – отдел, выполняет конкретные задачи, направленные на реализацию отдельных элементов маркетинговой политики. Для лучшего руководства и контроля исполнения возложенных на отделы задач они разбиты на структурные звенья – бюро, каждое из которых отвечает за свой, наиболее специфический участок работы.
Отдел внешних экономических связей и маркетинга является самостоятельной структурной единицей, входящей в состав управления, возглавляется начальником отдела и состоит из следующих подразделений:
- бюро экспорта готовой продукции;
- бюро внешних экономических связей.
Каждое из этих подразделений выполняет задачи, направленные на поиск партнеров, в том числе иностранных, заключение и исполнение сделок, расширение экспорта продукции предприятия в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Кроме этого все бюро, имеющие наиболее тесный контакт с иностранными покупателями продукции ОАО «Счетмаш», находятся в постоянном взаимодействии с другим отделом, входящим в управление маркетинга и ВЭС – отделом маркетинга и рекламы, который состоит из:
- бюро маркетинга и анализа рынка;
- бюро рекламы.
Функции и обязанности этих подразделений четко определены в их названии.
Основная задача, возложенная на отдел импорта, заключается в налаживании связей и организации ритмичных поставок необходимых импортных комплектующих и материалов.
В налаживании связей с внешними партнерами также особое место необходимо отвести отделу протокольной работы состоящему из:
- бюро организации встреч;
- бюро переводов.
Именно от профессионализма переводчиков и организации встреч зачастую зависит впечатление иностранных гостей от посещения предприятия и, как следствие, успех в налаживании взаимовыгодного сотрудничества.
Однако не стоит забывать и еще об одном отделе – отдел сбыта, который занимается удовлетворением покупательского спроса внутри нашей страны.
Таким образом, в работе ОАО «Счетмаш» на внешних рынках участвуют такие структурные подразделения, как отдел внешнеэкономических связей, бюро рекламы, отдел сбыта и отдел протокольной работы.
Основным внешним рынком сбыта продукции ОАО «Счетмаш» является рынок стран СНГ.
Основными целевыми рынками сбыта продукции ОАО «Счетмаш» являются Белоруссия, Украина и Казахстан.
Рынок вычислительной техники СНГ в ближайшие годы будет иметь размер около 10-11 млн. ед. с ежегодным приростом около 10-15%. Данные о емкости рынка вычислительной техники стран СНГ приведены в таблице 3.
Рынок продаж СНГ в 2011 году будет иметь размер порядка 11-12 млн. ККМ. Темп роста рынка в 2010 г. составил 131%. Темп роста рынка в 2011 г. замедлился в связи с насыщением малоемких его сегментов.
Таблица 3 - Емкость рынка ККМ стран СНГ в натуральном выражении, шт.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Экспорт продукции из РФ, всего: |
426 591 |
350 000 |
В том числе экспорт ОАО «Счетмаш», всего: |
211 479 |
125 000 |
Произведено предприятиями Белоруссии |
401 600 |
580 000 |
Произведено предприятиями Украины |
431 500 |
353 000 |
Произведено предприятиями Казахстана |
375 600 |
290 000 |
Произведено предприятиями Узбекистана |
90 571 |
60 000 |
ИТОГО: произведено в СНГ |
1 510 750 |
625 000 |
Оценка импорта из третьих стран на территорию СНГ (с учётом нелегального импорта) |
2 250 000 |
3 100 000 |
Ёмкость рынка ККМ, всего: |
4 187 341 |
3 760 000 |
В то же время следует отметить сокращение удельного веса продукции ОАО «Счетмаш», поставляемой на экспорт (см. таблицу 4). Структура продаж продукции ОАО «Счетмаш» по рынкам сбыта в 2010 г. представлена также на рисунке 2.
Таблица 4 - Структура продаж продукции ОАО «Счетмаш» по рынкам сбыта, %
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение 2010 г. от 2009 г. (+/-) |
Отклонение 2010 г. от 2008 г. (+/-) | |||||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
по уд. весу, % |
тыс. руб. |
по уд. весу, % | |
Внутрен-ний рынок |
109095 |
40,8 |
94797 |
45,8 |
104246 |
77,0 |
9450 |
31,20 |
-4849 |
36,20 |
Ближнее зарубежье |
158295 |
59,2 |
111976 |
54,1 |
31004 |
22,9 |
-80973 |
-31,2 |
-127292 |
-36,30 |
Дальнее зарубежье |
- |
- |
207 |
0,1 |
135 |
0,1 |
-72 |
- |
135 |
0,10 |
Итого |
267390 |
100,0 |
206980 |
100,0 |
135385 |
100,0 |
-71595 |
- |
-132005 |
- |
Очевидно, что доля экспорта в общем объеме продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократилась на 31,2%, а по сравнению с 2008 г. – на 36,2%. При этом выручка от реализации продукции на экспорт сократилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 81044,6 тыс. руб. (на 72,74%), а по сравнению с 2008 г. – на 127156 тыс. руб. В относительном выражении снижение выручки от реализации продукции в целом за период составило 80,33%.
Рисунок 2 - Структура продаж продукции ОАО «Счетмаш» по рынкам сбыта
Таким образом, можно судить о значительном снижении поставок продукции ОАО «Счетмаш» на внешние рынки. Данный факт свидетельствует о снижении эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия и связан в первую очередь с обострением конкуренции на внешних рынках.
На рисунке 3 показана структура экспорта продукции ОАО «Счетмаш» в 2010 г.
Рисунок 3 - Структура экспорта ОАО «Счетмаш» в 2010 г.
Как видно из рисунка 3, структура экспорта ККМ и вычислительной техники ОАО «Счетмаш» представлена следующим образом: 78,37% всей экспортируемой продукции приходится на рынок Белоруссии, 10,27% – на рынок Казахстана, 6,84% – на рынок Украины, 2,25% – на рынок Кыргызстана, 1% – на рынок Молдовы, 0,89% – на рынок Литвы, 0,26% – на рынок Украины.
Рынок Белоруссии является наиболее приоритетным направлением для продвижения продукции ОАО «Счетмаш».
Общий объем рынка средств вычислительной техники и з/ч к ним в Белоруссии растет темпом 10-25% в год. В 2006 г. общий объем продаж данного вида продукции составлял 5 млн. шт., в 2007 г. – 6,2 млн. шт., в 2008 г. - 7,3 млн. шт., в 2009 г. – 8 млн. шт. Согласно расчетам DISCOVERY Research Group объем продаж средств вычислительной техники и з/ч к ним в 2010 г. составил 9,7 млн. шт., в стоимостном выражении этот показатель соответствует 4,685 млн. долл. против 2,8 млн. долл. в 2009 г. (см. рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика рынка средств вычислительной техники и з/ч к ним в Республике Беларусь в 2006-2010 гг., млн. ед.
В таблице Г.1 приложения Г представлены базовые модели Контрольно-кассовых машин ОАО «Счетмаш» и существующие их преимущества по сравнению с конкурентами.
В сравнительной таблице 5 приведены цены на ККМ импортного и российского производства и на ККМ ОАО «Счетмаш».
Таблица 5 - Цены на ККМ импортного и российского производства и на ККМ ОАО «Счетмаш»
Название ККМ |
Цена, руб. |
Импортного и российского производства | |
Меркурий 115К |
12 400 |
Элвес микро К вер (01) |
13 900 |
ОКА 102К |
9 000 |
АМС-100-К |
17 900 |
АМС-100-МК |
15 800 |
Штрих-Мини-К |
12 790 |
Орион-100К |
13 790 |
Спарк-700 ТК |
24 990 |
ККМ ОАО «Счетмаш» | |
PayVKP-80K |
15 900 |
PayPPU-700K |
16 400 |
PayCTS-2000K |
25 200 |
Из таблицы 5 видно, что цена на ККМ ОАО «Счетмаш» просчитывалась исходя из себестоимости, объемов отгрузки в этот регион, а также цены на аналогичные ККМ конкурентов. Конкуренция на белорусском рынке ККМ достаточно жесткая и на сегодняшний день представлена такими брэндами как Орион-100К, Спарк-700 ТК, Меркурий 115К.
Помимо белорусского рынка перспективным направлением являются рынки Украины, стран Средней Азии и Молдовы, тенденции развития которых практически идентичны белорусскому.
Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия ОАО «Счетмаш»