Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 21:21, курсовая работа
Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 8
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России 26
2.2 Денежно-кредитная политика России 31
2.3 Налоговая политика России как способ стимулирования экономического роста 52
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Итак, допустим, что в
стране наблюдается
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.
Другие типы пособий
— такие, как благотворительные
выплаты вне рамок системы
социального страхования, — по
характеру своего
2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний.
Практика показывает, что с целью
создания иллюзии стабильного
дохода корпорации, акционерные
общества другие подобные
4. Инертность склонности
к потреблению. Так, индивид, стремясь
поддержать привычный
Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования
2) Политические и другие
внеэкономические соображения, препятствующие
пассивным действиям
Таким образом, регулирование
экономики нельзя осуществлять
исключительно при помощи
Под дискреционной
политикой понимается
Основными орудиями
дискреционной финансовой
— общественные работы
и другие программы, связанные
с расходами;
— социальные программы;
— правительственные
закупки;
— государственные
инвестиции;
— изменение расходов
трансфертного или
— управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно
найти два главных элемента, составляющих
финансовую политику:
1) Политика в области
государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.
Получив достоверную
информацию о поразившем
В общей сложности
следует отметить, что общественные
работы являются неэффективным
инструментом дискреционной
Вторым инструментом
дискреционной финансовой
Однако недостатком
материальной помощи для
Третий из основных
рычагов, с помощью которых
то есть сбережения
и импорт равняются сумме
вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.
Наконец перейдем к
фискальной политике как
Под налогом, сбором, пошлиной
и другими платежами
Налоги как инструмент
фискальной политики бывают
Ко второму виду
относятся налоги на товары
и услуги; налог с оборота или
налог на добавленную
Итак, основными налогами
в Российской Федерации
1. Индивидуальный подоходный
налог, представляющий собой вычет
из годовых доходов
2. Налог на прибыль
фирм и предприятий. Взымается
с чистой прибыли юридических лиц
(валовая выручка за вычетом всех расходов
и убытков).
3. Социальные взносы, то
есть выплаты, осуществляемые частично
самими рабочими и частично
их работодателями, направляемые
в различные внебюджетные
4. Поимущественные налоги,
то есть налоги на имущество,
дарение и наследство.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а также НДС.
Исходя из описанной системы
налогообложения представляется возможным
выделить такие главные принципы фискальной
политики:
а) Уровень налоговой
ставки должен устанавливаться
с учетом возможностей
б) Налогообложение должно
носить однократный характер, иначе
цена товара, доходящего до потребителя
будет неоправданно завышена, что сделает
его неконкурентноспособным, с другой
стороны постоянный налоговый гнет лишит
предпринимателя стимулов к проявлению
деловой активности. Здесь примечательна
замена налога с оборота подоходным налогом,
в результате чего производитель платит
налог только на добавленную им стоимость,
а не со всей выручки от продажи. Однако
данные проблемы еще не полностью устранены
из российского законодательства, что
подчас приводит к облаганию товара налогом
несколько раз подряд на каждом этапе
его производства.
в) Обязательная уплата
налогов. Налоговая система не
должна оставлять сомнений у
налогоплательщика в
г) Процедура выплаты
налогов должна быть простой,
понятной и удобной для
д) Налоговая система
должна быть гибкой и легко
адаптируемой к меняющимся
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе