Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:12, курсовая работа
В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5
1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5
1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8
1.3 Типы финансовой политики.................................................................15
Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18
2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18
2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24
Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30
3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30
3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42
В свою очередь введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (которые уменьшаются).
Следовательно,
можно прогнозировать дискреционную
фискальную политику государства в
различные периоды
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
Конечно,
это абстрактная схема
У проводимой государством фискальной политики есть вторая составляющая – не дискредитационная политика, подразумевающая ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стане без непосредственного вмешательства каких-либо управленческих органов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.
К основным
встроенным стабилизаторам относится,
во-первых, изменение налоговых
Кроме того,
в период экономического подъема
автоматический рост налоговых поступлений
формирует тенденцию к
К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Под денежно-кредитной
политикой понимают обеспечение
устойчивости денежного обращения
через управление эмиссией, регулирование
инфляции и курса национальной денежной
единицы; обеспечение своевременности
и бесперебойности расчетов в
народном хозяйстве и в различных
звеньях финансовой системы через
регламентацию и регулирование
деятельности банковской системы; управление
деятельностью финансового
В денежно-кредитной
политике относительную
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства. Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.
Финансовая
политика международных финансовых
организаций направлена на оказание
финансовой помощи государствам, переживающим
финансовый кризис или испытывающим
финансовые трудности. Помощь, как правило,
оказывается в форме
1.3 Типы финансовой политики
1. Классическая
Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.
2. Регулирующая
В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
3.Неокласическая
Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.
Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения. 4.Планово-директивная
Планово-директивная
финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности
на средства производства, плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях – обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства для последующего
перераспределения в
Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений
2.1 Налоговая политика государства
Налоговая
политика является одной из наиболее
острых проблем современного государства,
а ее разработка требует решения
все более сложных задач. Одна
из основных причин этого – интеграция
национальных экономик и всемирная
конкуренция за инвестиции. В таких
условиях при прочих равных факторах
некоторое увеличение налогового бремени
по сравнению с государствами-
Следует учитывать и тот факт, что сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, т.е. стоящие в настоящее время у власти политические силы.
Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Как уже отмечалось, она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем обще6ства, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.
Задачи
налоговой политики сводятся к обеспечению
государства финансовыми
фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.
Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений