Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………
В
структуре аппарата Министерства финансов
функционирует контрольно-
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые
органы разрабатывают проекты
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.
В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
В
рамках своей компетенции Федеральная
служба организует проверки полноты
и объективности учета и
Итак,
в целом можно заключить, что
финансовая деятельность государства
сводится к выполнению трех основных
функций: это, во-первых, формирование
в том или ином виде денежных фондов
государства, во-вторых, использование
этих фондов для реализации своих задач
и, в-третьих, регулирование финансовых
взаимоотношений между различными звеньями
финансовой системы РФ. При этом основная
роль государственных финансов заключается
в перераспределении и контроле финансовых
потоков.
2.3.
Анализ состояния доходов
населения.
Основными показателями в сфере проводимой государством социальной политики и, в частности, состояния реальных доходов населения являются удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, удельный вес адресной социальной помощи в общем объеме государственных расходов на социальную помощь; удельный вес населения, доходы которого были доведены до уровня прожиточного минимума путем оказания адресной социальной помощи; доля финансирования социальных услуг на принципах «деньги следуют за потребителем» и на условиях государственного социального заказа в общем объеме государственных расходов на социальную помощь.
Рассмотрим некоторые показатели динамики состояния доходов населения на основании финансовых отчетов Министерства финансов Российской Федерации и данных Госкомстата РФ за 2001-2002 годы.
В целом благоприятные тенденции в российской экономике в 2001 г. положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и уровня жизни населения. По данным Госкомстата РФ, реальные располагаемые денежные доходы в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросли на 5,9 %, реальная заработная плата — на 19,8 %, реальная пенсия — на 21,4 % (среднегодовые показатели).
Положительной тенденцией последних двух лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей прироста доходов. В декабре 2001 г. реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2000 г., а рост реальных денежных доходов населения составил 108,8 %. Таким образом, уровень реальной заработной платы в декабре 2001 г. приблизился к докризисному (98,5 % относительно декабря 1997 г.), а реальные денежные доходы были все еще значительно ниже докризисных показателей (почти на 12 %).
В таблице 3 представлена динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 1997 – 2001 гг..
Таблица 3.
Динамика номинальных и реальных показателей з/п и денежных доходов населения в 1997-2001г.
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Средняя начисленная заработная плата, руб. | 1215 | 1468 | 2283 | 3025 | 4294 |
Реальная заработная плата (1997 = 100%) | 100 | 65,7 | 74,7 | 82,3 | 98,5 |
Среднедушевые денежные доходы, руб. | 1270 | 1679 | 2524 | 3118 | 4025 |
Реальные денежные доходы (1997 = 100%) | 100 | 71,8 | 79 | 81,2 | 88,3 |
Индекс потребительских цен (1997 = 100%) | 100 | 184 | 251,7 | 302,5 | 358,8 |
Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду) | 100 | 184,4 | 136,5 | 120,2 | 118,6 |
На увеличение показателя роста реальных доходов населения в 2001 г. значительно повлияли индексация пенсий и проведенное в декабре повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, в результате чего прогнозировался среднегодовой рост реальных денежных доходов на 12 %. Однако это значение достигнуто не было, тем не менее в 2001 г. рост реальных денежных доходов населения (108,8 %) был значительно выше, чем в 2000 г., когда он составил 102,9 %.
Основным фактором, стимулирующим внутренний спрос в 2002 году, являлся рост потребительского спроса, основанный на росте реальных располагаемых денежных доходов населения и розничного товарооборота.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2002 году составил 46,4 %, непродовольственных — 53,6 (в 2001 году — 46,1 % и 53,9 %). При этом объем розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 9,7 %, непродовольственными товарами — на 8,5 %, в то время как в предшествующие годы наблюдалось превышение темпов роста оборота торговли непродовольственными товарами над темпами роста оборота продовольственными товарами (в частности, в 2001 г. оборот торговли продовольственными товарами возрос на 7,2 %, непродовольственными товарами — на 13,7 %).
Динамику реальных располагаемых денежных доходов населения в 2000-2002 годах можно наблюдать на рисунке 11:
Следует отметить, что в общей совокупности всех доходов населения почти 2/3 приходится на долю заработной платы. Поддержанию реальных денежных доходов населения на высоком уровне в 2002 году способствовал рост реальной заработной платы, увеличение которой в 2002 году составило 16,6 %. Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы позволило снизить расхождения в уровне оплаты труда в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, и промышленности.
Размер назначенных пенсий увеличился в реальном выражении за январь-ноябрь 2002 г. на 16,9 %.
Таким образом, темп роста реальных денежных доходов населения в 2002 году составил 108,8 % против 108,5 % за 2001 год. При этом в структуре использования денежных доходов населения снизилась доля доходов, использованных на покупку товаров с 60,1 % в январе-ноябре 2001 года до 58,2 % в январе-ноябре 2002 года, увеличилась доля расходов на оплату услуг с 15,2 % до 15,4 %. При этом доля доходов населения, направляемых на сбережения, что весьма важно отметить, увеличилась с 8,9 % до 10,5 %.
Однако,
для составления объективной
картины финансового
В
течение первых трех кварталов 2001 г.
сохранялась тенденция
В
целом темпы роста
В декабре 2002 года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 101,5 % (за аналогичный период 2001 года — 101,6 %). Можно отметить также, что в 2002 году по сравнению с предыдущим годом сблизились темпы прироста цен на продовольственные (111,0 % против 117,1 % в 2001 году) и непродовольственные товары (110,9 % против 112,7 %). Темпы роста цен на платные услуги населению остались на уровне 2001 года — 136,2 % против 136,9 %.
Рис. 12
Обращает на себя внимание тот факт, что в январе – ноябре 2001 г. росла суммарная задолженность по заработной плате: с 31,7 млрд. руб. (на 1 января 2001 г.) до 34,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2001 г.). Однако в результате погашения задолженности в декабре 2001 г. ее объем сократился до 29,9 млрд. руб., что на 5,6 % ниже показателя конца 2000 г. По-прежнему большую долю (87,9 %) в общем объеме просроченной задолженности занимают неплатежи предприятий и организаций, составившие на 1 января 2001 г. 26,3 млрд. руб. Бюджетная задолженность сократилась за минувший год до 3,6 млрд. руб. (или 12,1% в общем объеме задолженности на 1 января 2001 г.).