Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы  развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике 

Содержание

 

Введение

     Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических  и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая  нестабильность и другие процессы оказали  в годы обретения независимости  в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является  весьма актуальным.

     Социальная  сфера – многогранная категория.  Она формируется на экономических достижениях общества и касается всех сфер жизнедеятельности человека. Экономическая основа общества определяет уровень жизни, в сочетании с социально-культурными, экологическими, образовательными, политическими аспектами бытия.

         В современной экономической  литературе повышение качества  жизни рассматривается как приоритетная  цель общества, важнейшее направление  ее достижения заключается в  проводимой государством политики  доходов и заработной платы. В этой политике учитываются не только общие характеристики уровня и качества жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения, по регионам, в сельской и городской местности. Качество жизни – это обобщающая характеристика социально-экономических результатов развития общества, которая включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность реальных благ; реальное среднедушевое потребление товаров и платных услуг; обеспеченность жильем; состояние рынка труда; смертность населения, состояние экологической среды, благосостояние и ряд других факторов).

          Вместе с тем, в социально-ориентированном  обществе важными индикаторами  качества жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды. В качестве важнейших проблем повышения уровня и качества жизни указываются: обеспечение занятости населения, усиление его социальной защищенности, борьба с бедностью, повышение уровня оплаты труда, трансформация социального обеспечения, адресная социальная поддержка населения; инвестиции в социальную инфраструктуру (в жилищное строительство, здравоохранение,  культуру, науку и образование).

       Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления». Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества.

       Объектом исследования являются финансы социальной сферы (на примере Кыргызской Республики).

       Цель работы – изучение развития социальной сферы страны, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы.

 

Глава 1. Социальная сфера – теоретические аспекты

    1. Социальная  сфера и ее основные функции в  системе социально-экономических  отношений
 

     Под влиянием изменений, происходящих в  условиях экономического роста во второй половине XX в., все более признается, что наиболее устойчивым и эффективным фактором развития становится человек. Темпы экономического роста могут быть ускорены или снижены путем изменения численности занятых в сфере материального производства и темпов прироста производительности их труда. В свою очередь, постоянное повышение производительности труда невозможно без реализации достижений научно-технического прогресса, роста технического уровня производства, обновления основного капитала. А это процессы, связанные не только с созданием новых рабочих мест, но и с повышением производительности труда уже действующего работника. Все они вместе взятые зависят от воспроизводства рабочей силы, от увеличения трудоспособной части населения, а также от специальной подготовки работников. Следовательно, человек становится предметом исследования в силу его приоритетного положения в экономическом процессе, его роли в эффективном применении капитала.

     Люди  не одинаковы по своим внутренним и внешним характеристикам. Даже внутри каждой семьи очевидны ясно выраженные различия в физических и  умственных способностях, несмотря на их возможное генетическое наследование. Как от своих родителей, так и  от своего окружения человек что-то воспринимает, наследует. При благоприятных условиях это становится импульсом в стремлении к высокому экономическому статусу и успеху. Особенно это заметно при создании равных возможностей в образовании и обучении. Однако и в этом случае можно заметить, что врожденные способности обладают большим потенциалом для их развития. Поэтому, признавая важное значение способностей, общество рассматривает образование и обучение по крайней мере не менее важными факторами и условием развития экономики. Следовательно, затраты на обучение и образование следует рассматривать как одну из форм инвестиций.

     Не  всякие инвестиции - благо, это очевидно. Ошибочные капиталовложения не приведут к намеченному росту, свяжут и  расточат ресурсы. Определяющим для экономического роста будет научное знание - о новейшей технологии производства, о будущем спросе и о грядущей деловой конъюнктуре. Это относится к предпринимателям с их знанием и способностью приспосабливаться к возможностям сбыта новой продукции, это касается знаний и умений персонала в обращении с новой техникой. Чем более компетентны и квалифицированны рабочие, служащие и руководители предприятий, тем быстрее и устойчивее рост производительности труда, а вместе с ней и производства.

     Это означает, что образование становится решающим фактором экономического роста. Образование обогащает знания, позволяет управлять все более сложными орудиями труда, повышает производительность и ускоряет рост производства. Но это также означает, что в смешанной экономике важно то, что называют атмосферой инвестиций в человеческий капитал. Под этим понимается, что для каждого должно быть и, возможно, достаточно привлекательно иметь человеческий капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное образование или обучение, либо через практический опыт.

     При этом человеческий капитал должен приносить  и удовлетворительную прибыль, т.е. быть достаточным, чтобы прочно поддерживать и стабильный доход и общественный спрос. Согласно теории "человеческого  капитала" заработки в каждой профессии, требующей специального обучения, должны быть достаточны, чтобы покрыть альтернативную стоимость обучения. Например, чтобы получить образование юриста, альтернативная стоимость будет включать как затраты на обучение, книги, технические средства и т.д., так и тот доход, получение которого во время учебы не требовало бы специального образования.

     Согласно  теории человеческого капитала предполагается, что профессии, требующие более  длительного и дорогостоящего обучения, должны оплачиваться выше, чем те, которые требуют менее интенсивной и сложной подготовки. Это объясняется тем, что знания, которые получают работники, делают их труд работника более производительным. И на рынке труда работодатель платит за то, чтобы использовать разнообразные способности и продуктивность данного фактора производства.

     Единственным  способом инвестировать средства в  человеческий капитал, несомненно, является формальное образование. Однако, как  свидетельствует опыт, практическое обучение не потеряло своей важности. Расширение инвестиций в человеческий капитал выгодно как нанимателям, так и наемным работникам. Работодатели выигрывают от возможности квалифицированного использования работниками физического (основного) капитала собственника. Нанимаемые же получают возможность повысить свою квалификацию, перспективы служебного продвижения и повышение заработка, а также возможность выгодно продать свою рабочую силу на рынке труда, вести конкурентную борьбу за рабочее место, лучшие условия труда, участвовать в управлении предприятием. Западные экономисты называют в этом смысле физический и человеческий капиталы как комплиментарные ресурсы.

     Источником  инвестиций в человеческий капитал  являются прежде всего доходы, которые  в конечном счете определяют и  уровень жизни населения.

     Наряду  с государственными, территориальными бюджетами и бюджетами предприятий  и предпринимателей, обычно выделяют также семейные и личные бюджеты. Доходы всех собственников факторов производства формируют рыночный механизм и социальная политика государства. Многое в этом отношении известно каждому человеку из средств массовой информации. Однако экономическая наука на эти вопросы дает свою понятийную оценку. Мы уже знаем основные производственные факторы. Теперь же подчеркнем, что доход на каждый из них формируется в соответствии с предельным вкладом этого фактора в полученный после реализации продукции доход предприятия (фирмы). Распределение этого дохода, равного доле владельцев, могло бы отвечать принципам социальной справедливости, если бы распределение производственных ресурсов было равным. Поэтому распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

     Для оценки дохода по каждому из факторов используются соответствующие показатели.

     Номинальный доход (Ni) определяется количеством  денег, полученных в течение определенного  периода независимо от изменения  цен и налогообложения.

     Реальный  доход (Ri) характеризует количество товаров и услуг, приобретенное за определенный промежуток времени с учетом изменения розничных цен, тарифов и расходов на выплату налогов, других обязательных платежей и сборов.

     Располагаемый доход (Di) - оставшаяся часть доходов  после уплаты налогов и платежей, которая может быть использована на личное потребление и личные сбережения.

     Формируются номинальные денежные доходы из различных  источников. Основными из них являются факторные доходы. Население, работающее по найму, в качестве "цены" за трудовые услуги, за использование труда работников самых разных профессий в качестве вознаграждения получает заработную плату. В случае получения доходов от собственного хозяйства и прочего вместе с заработной платой они составляют "общий заработок". Этот термин может также обозначать сумму в зависимости от ставки заработной платы и количества отработанного времени. Заработная плата сохраняет доминирующую роль в формировании общего объема доходов населения.

     На  формирование доходов населения  существенно влияют трансфертные платежи - выплаты по программам государственной помощи. Пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплаты различных пособий (например, уход за детьми, медицинское обслуживание, выплаты пособий по безработице, малообеспеченным семьям на детей) осуществляются за счет этих источников.

     Доход, который приносят природные ресурсы, включая землю, экономическая теория называет рентой. Величина ренты (экономической  ренты) определяется строго ограниченным характером земли и других природных  ресурсов. Спрос - это единственный определяющий ее величину фактор.

     Другим  видом дохода является процент. Его  денежная форма приносит доход в  виде ссудного процента. Овеществленная форма капитала дает владельцу предприятия  некорпоративного предпринимательского сектора доход на собственность. Участники корпорации получают доход в виде части прибыли корпораций. На величину процента влияет инфляция. Процентная ставка с учетом инфляции есть реальная ставка. Она выше номинальной на уровень инфляции. Величина процентной ставки служит ориентиром для распределения денежных ресурсов в наиболее прибыльные отрасли.

     Вознаграждением предпринимательских способностей, предприимчивости является предпринимательский  доход. Это часть прибыли, остающаяся после уплаты процента за кредит, величина которой зависит от уровня хозяйствования. Минимальная величина этого дохода, достаточная для продолжения предпринимательской деятельности, называется нормальной прибылью. Ее выплата предпринимателю увеличивает издержки производства, и при превышении доходом фирмы ее издержек у него остается это превышение (разница).

     Составной частью доходов населения становятся и другие источники: выплаты по государственному страхованию, банковские ссуды на строительство, проценты по вкладам, доходы по ценным бумагам, выигрыши по лотереям, оплаты различного рода компенсации и прочие поступления.

     Таким образом, доходы населения имеют  различные формы, а источники  их формирования довольно многообразны. Однако общие принципы формирования доходов и выплат по программам государственной помощи сохраняют различия в потреблении, различия уровней жизни групп и слоев населения.

     Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выразить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее широко используется набор основных социально-экономических показателей.

     Важнейшими  показателями уровня жизни населения  страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами. Следовательно, при оценке уровня жизни применяются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на 1-го человека или семью; показатели обеспеченности жилой площадью, мебелью, предметами длительного пользования, культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике