Государство
призвано оказывать помощь жертвам
противозаконных репрессий со стороны
государства, жертвам войн, пострадавшим
от катастроф, стихийных бедствий, аварий.
В помощи нуждаются также инвалиды
по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие
от вредных производств, вынужденные переселенцы.
Исходя
из изложенного материала можно
сделать следующие выводы.
Во-первых,
в социальную сферу экономики
принято относить виды экономической
деятельности, непосредственно связанные
с потреблением материальных и духовных
благ, услуг, касающихся удовлетворения
конечных запросов всех слоев населения.
Часть общественных благ удовлетворяется
общественными фондами потребления, предоставляемыми
государством бесплатно либо за ограниченную
плату.
Во-вторых,
развитие социальной сферы, ее функционирование
органично связано с образованием
человеческого капитала. Эта форма
капитала характеризуется как индивидуальными
способностями, так и альтернативной
стоимостью обучения.
В-третьих,
общую картину развития социальной
сферы и потребления, интересы и
обеспеченность, а также использование
свободного времени представляет качество
и уровень жизни всех сословий
и категорий населения. Качество
жизни, ее уровень характеризуются
соответствующими показателями.
В-четвертых,
экономическая наука рассматривает
потребление и социальные потребности,
уровень и качество жизни в
органичной связи с потребительским
бюджетом. Его расходная часть
базируется на рациональном потребительском
бюджете, а при снижении жизненного уровня
на бюджете потребительского минимума.
В-пятых,
дифференциация доходов, сложная экономическая
ситуация в стране обусловливают
социальную поддержку отдельных
слоев и групп населения. Социально
уязвимые слои имеют доходы ниже прожиточного
минимума и пользуются различными видами
и формами социальной помощи.
Методологическое значение этой
категории для экономической
теории состоит в том, что
она позволяет показать, как и
какие материальные и духовные
возможности общество предоставляет для
развития индивидуальности человека,
реализации его творческих сил и способностей.
Первостепенное значение имеет состояние
здоровья людей: продолжительность жизни,
уровень смертности, длительность и тяжесть
болезней, физические и умственные возможности
людей, их самочувствие. Очень важно и
питание: его состав, ценность, вкусовые
качества, регулярность питания.
Для
оценки качества жизни весьма существенны
площадь и обустройство жилища, обстановка,
удобство планировки и благоустройство
населенных пунктов.
Качество жизни характеризуется
состоянием образования: продолжительностью
и уровнем обучения, степенью
овладения научными знаниями, нравственным
содержанием и художественным
уровнем литературы, доступностью
библиотек, телевидения, музеев и других
учреждений культуры.
На качество жизни активнейшим
образом влияют условия и характер
труда, его напряженность и
эффективность, соответствие личным
склонностям и индивидуальным
способностям людей, свобода выбора
профессий и специальности. Наряду
с такими параметрами труда, как длительность
рабочего дня, доля ручного и автоматизированного
труда, частота и характер производственного
травматизма, важны моральное удовлетворение,
которое приносит труд, микроклимат в
коллективе, материальная и общественная
оценка труда.
Для
полноценной жизнедеятельности, удовлетворения
потребностей и интересов граждан
нужны надлежащие условия отдыха
– достаточная его продолжительность,
доступность домов отдыха и санаториев,
учреждений культуры и спорта.
Можно сказать что качество
– это обобщающая характеристика
социально-экономических результатов
развития общества, которая включает
состояние рынка труда, среднюю
продолжительность жизни, уровень
заболеваемости, условия и охрану
труда, доступность реальных благ,
обеспеченность жильем, смертность населения,
состояние экологической среды, благосостояние
и ряд других факторов.
Вместе с тем, в социально-ориентированном
обществе важными индикаторами
качества жизни становятся также
степень социальной защищенности
населения, свобода выбора человека, улучшение
социальной среды. В качестве важнейших
проблем повышения уровня и качества жизни
указываются: обеспечение занятости населения,
усиление его социальной защищенности,
борьба с бедностью, повышение уровня
оплаты труда, трансформация социального
обеспечения, адресная социальная поддержка
населения; инвестиции в социальную инфраструктуру
(в жилищное строительство, здравоохранение,
культуру, науку и образование).
Систематизация различных взглядов
ученых позволила прийти к выводу о том,
что в основе повышения качества жизни
лежат закономерности, обусловленные,
прежде всего, потребностями развития
человека, производства, экономики
в целом. Закономерностью повышения качества
жизни населения выступает и то, что оно
представляет собой стремление людей
к улучшению своего жизненного положения,
а также является выражением потребности
людей в достижении желаемых социальных
стандартов. Общей закономерностью повышения
качества жизни в экономически развитых
странах считается развитие высшего образования,
так как развитие высшего образования
способствует росту экономики страны
и производительности труда. Рост образования
приводит к повышению квалификации, и
как следствие, к росту доходов и повышению
качества жизни.
На основании проведенного анализа можно
сформулировать ряд общих закономерностей
повышения качества жизни:
- повышение
уровня и качества образования населения;
- улучшение
медицинского обслуживания и сферы
здравоохранения;
- совершенствование
системы сферы бытового обслуживания
населения;
- улучшение
жилищных условий;
- повышение
уровня занятости (сокращение безработицы);
- повышение
доходов населения (снижение бедности);
- научно-технический
прогресс.
К особенностям повышения качества
жизни в странах с переходной
экономикой можно отнести такой показатель,
как доступ к питьевой воде.
Рассмотрев закономерности взаимосвязи
социально-экономического развития
страны и качества жизни за
годы трансформационного периода,
мы наблюдаем ухудшение многих
параметров качества жизни. Очевидно,
что наличие трансформационной экономики
предполагает развитие сферы производства,
формирование эффективной системы социальной
защиты населения: развитие сферы социальных
услуг с доступным обеспечением жилья,
услуг образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и т.д. Для обеспечения
поддержки населением рыночных реформ
необходимо сохранить достигнутый уровень
социальных гарантий, обеспечить управление
инфляцией и безработицей с целью социальной
защиты населения и предотвращения снижения
уровня жизни.
В экономической литературе имеются
различные предложения о порядке
построения системы показателей
для измерения качества жизни.
Большинство авторов сходятся
во мнении, что сложность и
многогранность категории «качество
жизни» не позволяет количественно измерить
и всесторонне оценить ее посредством
использования какого-либо одного обобщающего
показателя, и поэтому предлагают применять
систему показателей, Многие исследователи,
занимающиеся проблемами измерения качества
жизни, рекомендуют разные варианты такой
системы показателей, однако структура
разделов этой системы варьируется в зависимости
от того, какой смысл вкладывал каждый
из них в понимание сущности категории
«качество жизни».
Для измерения качества жизни
населения могут быть использованы:
– однокомпонентные показатели
(например, валовой внутренний продукт
на душу населения, душевое
потребление продуктов питания);
– двухкомпонентные показатели,
такие, например, как соотношение
доходов и расходов населения,
доходов и прожиточного минимума;
– интегральные показатели, в
частности индексные показатели;
– наборы показателей или системы
показателей качества жизни в
целом.
Качество жизни является динамичной
категорией. Под влиянием множества
факторов и условий жизнедеятельности
людей качество жизни может повышаться
или, наоборот, снижаться. После распада
СССР качество жизни населения России,
Кыргызстана и других бывших республик
Советского Союза резко снизилось. Проводимые
в Кыргызстане без достаточного научного
анализа и прогноза, методами проб и ошибок
глобальные социально-экономические преобразования
привели к тому, что около 50% кыргызстанцев
оказались за чертой бедности.
В наиболее полной мере качество
жизни населения различных странах
познается в процессе сравнения обобщающих
характеристик основных сфер жизнедеятельности
общества. Для сравнительной оценки уровня
жизни в различных странах специалистами
ООН была разработана система показателей,
объединенных в 12 основных групп:
1.
Рождаемость, смертность и другие демографические
характеристики населения. 2. Санитарно-гигиенические
условия жизни. 3. Потребление продовольственных
товаров. 4. Жилищные условия. 5. Образование
и культура, 6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения. 8.Стоимость
жизни и потребительские цены. 9. Транспортные
средства. 10.Организация отдыха. 11. Социальное
обеспечение.
Кроме названных групп, специалистами
статистической комиссии ООН
был выделен общий раздел, включающий
перечень информационных показателей,
необходимых для оценки уровня жизни,
но не являющихся, по мнению экспертов
ООН, непосредственными его измерителями.
В этот раздел включены следующие показатели:
объем национального дохода, размер валового
внутреннего продукта на душу населения
и среднегодовой коэффициент его роста,
объем и виды социального обслуживания
и др.
В мировой практике широко
используется разработанный специалистами
ООН показатель – индекс человеческого
развития (ИЧР). Отметим, что данный
индекс рассчитывается как средняя
арифметическая величина, состоящая из
трех основных показателей: индекса ожидаемой
продолжительности жизни при рождении,
уровня образования населения и
индекса реального среднедушевого значения
валового внутреннего продукта (ВВП), рассчитанного
с учетом паритета покупательной способности
(ППС) валют разных стран.
Анализируя сущность качества жизни как
социально-экономической категории, можно
выделить ряд ее особенностей.
– «качество жизни» более широкое понятие,
чем «уровень жизни», которое охватывает
все сферы общества, поскольку все они
заключают в себе жизнь людей и ее качество.
– качество жизни имеет две стороны: объективную
и субъективную. Критерием объективной
оценки качества жизни служат научные
нормативы потребностей и интересов людей,
по соотношению с которыми можно объективно
судить о степени удовлетворения этих
потребностей и интересов. С другой стороны,
потребности и интересы людей индивидуальны
и степень их удовлетворения могут оценить
только сами субъекты. Они не фиксируются
какими-либо статистическими показателями
и практически существуют лишь в сознании
людей и в их личностных оценках:
– качество жизни не является категорией,
отделенной от других социально-экономических
категорий, но объединяет многие из них.
Так, компонентами качества жизни является
и образ жизни, и уровень жизни, и стиль
жизни и уклад жизни.
- Инновационные
методы управления социальной
сферой
Проблема
повышения конкурентоспособности
и инновационного развития экономики
в настоящее время относится
к числу наиболее значимых, стратегических
для нашей страны. Инновация в данном контексте
выступает не только как экономическая
категория, но как инструмент воздействия
на весь хозяйственный процесс. Необходимость
инновационного развития предъявляет
новые требования к содержанию, организации,
формам и методам управленческой деятельности.
Она диктует появление особого типа управленческих
технологий, направленных на координацию
процессов обновления всех элементов
социально-экономической системы.
В
условиях поиска оптимальных вариантов
развития территориальных экономических
структур особую актуальность получает
разработка инновационных подходов к
муниципальному управлению. Местное самоуправление
становится неотъемлемой частью общегосударственной
системы управления общественным воспроизводством.
Эффективным
механизмом корректировки общей
стратегии экономических и социальных
реформ, основанных на инновационных
методах и технологиях, является
широкое использование маркетинговых
подходов. Последовательное их применение
позволяет учесть специфику муниципальных
структур в проведении инвестиционной,
финансовой, внешнеэкономической и социальной
политики, децентрализовать процесс управления
реформами с переносом ряда направлений
на местный уровень. Расширение, углубление
и активное внедрение маркетинговых технологий
в направлении реформирования социальной
сферы на современном этапе позволяет
ввести такое понятие, как «социальный
маркетинг в муниципальной сфере».