Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     Инфраструктура  социального маркетинга в отличие  от других видов маркетинга определяется как совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различных социальных услуг.

     Она включает в себя следующие подсистемы: материально-бытовую (ЖКХ, бытовое и торговое обслуживание, общепит), социально-оздоровительную (здравоохранение, спортивные сооружения, организация туристической деятельности), образовательно-духовную (образование, культура, искусство), коммуникационную (сфера пассажирского транспорта, связь по обслуживанию населения) и социально-экономическую (сберегательные кассы, банки, юридические консультации, нотариальные конторы). Определение рыночной инфраструктуры позволяет включить в нее лишь часть социально-экономической подсистемы. Необходимо отметить, что разграничение социальной и рыночной инфраструктуры носит исключительно теоретический характер, т.к. на практике инфраструктура социального маркетинга представляет собой единый рыночный механизм, функционирующий как единая система (рис. 1.2.4).

     

     Рис. 1.2.4. Модель инфраструктуры социального маркетинга в сфере муниципальных образований.

     Производственная  и рыночная инфраструктура по многим аспектам пересекаются, рыночная инфраструктура охватывает часть инфраструктуры производственной (например, транспорт). Наличие развитой рыночной инфраструктуры, во-первых, облегчает появление производственной инфраструктуры, во-вторых, делает ее существование более эффективным. К производственной инфраструктуре относятся все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный и др.) с его важнейшими составляющими – дорогами, водохранилищами, электроснабжением. Она должна выступать регулятором развития всего хозяйства муниципального образования, в то время как рыночная инфраструктура является фундаментом этого хозяйства.

     Главная отличительная особенность рыночной (институциональной) инфраструктуры среди  других групп состоит в том, что  она не выступает как самостоятельная  отрасль или подотрасль, а обслуживает  их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как рыночная (институциональная) инфраструктура общества, региона, муниципального образования, отрасли, производства и т.д.

     Обеспечение реальных социальных гарантий и льгот выдвигают проблему изучения рынка социальных услуг как в крупных городах России, так и в типичных сельских поселениях. Представления о поведении потребителей социальных услуг, лежащем в основе образа жизни жителей муниципальных образований, позволяет исполнительным органам построить маркетинговый прогноз и стратегический план развития рынка социальных услуг и управления городом и сельским поселением. Одним из основных решения данной проблемы является внедрение в практику управления муниципальным образованием принципов и инновационных технологий социального маркетинга на основе маркетинговых исследований рынка социальных услуг.

     Обобщая вышесказанное, социальный маркетинг  можно рассматривать как один из инновационных методов местного самоуправления, способствующих формированию, развитию и трансформации муниципального рынка и позволяющих обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения в социально значимых товарах, работах, услугах.

1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики

     Выявление сущности социальной сферы неразрывно связано с понятием «социальное» и определением ее места в развитии общества в целом и экономической системы в частности.

     Категория «социальное» в научной литературе трактуется неоднозначно. При сопоставлении  процессов природы и общественной жизни правомерно понимать «социальное» в точном переводе с латыни, как синоним «общественного», например, при изучении связи социальных и биологических факторов в деятельности человека. При таком подходе к понятию «социальный» между ним и «общественный» различий нет.

     Однако  при исследовании общества как такового, а тем более, экономической системы, «социальное» рассматривается в  узком смысле слова. Так, «социальность» увязывается с положением людей  лишь в связи с уровнем развития производства. Прежде всего, имеется в виду социальное содержание всего того, что активно влияет на общественное производство. В качестве собственно социальных проблем развития выступают преодоление социальной, отраслевой дифференциации, выравнивание положения мужчин и женщин в ресурсах свободного времени, характере его использования и т.п. Именно таким образом понимаются отношения между различными общностями людей и соответственно под социальной структурой общества - совокупность связей между этими общностями. Поскольку общности и связи многообразны, постольку различают структуры: классовую, демографическую, профессиональную, по отраслям и трудовым коллективам и т.д.

     Сущность  социальной сферы проявляется через  ее функции, основной из которых является удовлетворение социальных потребностей человека (сохранение здоровья, приобретение знаний, приобщение к достижениям культуры, отдых, гарантированная защищенность людей, не занятых в сфере производства и т.п.).

     Соответственно  конечным результатом деятельности социальной сферы является достижение определенного уровня социального развития людей, выражаемого такими обобщающими показателями, как состояние здоровья, общеобразовательный и культурный уровень населения и т.п. К сожалению, подобные обобщающие показатели не поддаются прямому количественному измерению, а требуют сложных приемов косвенной количественной оценки по различным квалиметрическим (определяющим качество) шкалам. Это может быть оценка содержательности труда и досуга, удовлетворенности тем и другим, уровнем комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качество питания и условий приема пищи, жилья, окружающей среды и т.п.

     В экономической литературе существует точка зрения, согласно которой социальная сфера наряду с производственной выделяется как самостоятельная. Основанием является то, что государство в целом и предприятия наряду с производственной деятельностью занимаются социальной. К тому же исключительно экономическими методами и средствами достичь поставленных задач развития предприятия невозможно.

     Большинство же экономистов социальную сферу  непосредственно включают в непроизводственную деятельность. В ней она дает прямые и крайне важные результаты: рост образовательного и культурного уровня людей, укрепление их здоровья, рационализацию потребностей и т.д. Тем не менее, чрезвычайно значимы и косвенные результаты социального развития, сказывающиеся непосредственно в материальном производстве, в экономической эффективности. Известно, что затраты на социальные нужды окупаются более производительным трудом, ростом эффективности и доходности общественного хозяйства. В связи с этим некоторые экономисты считают, что развитие социальной сферы выступает не только как следствие экономического развития, но и как его важнейшее условие. Экономический анализ должен выявить оптимальное соотношение производительной и непроизводительной сфер, установить, какой уровень развития последней обеспечивает достижение наибольшей эффективности хозяйственной деятельности. При этом необходимо учитывать, что социальные факторы воздействуют на экономику не автоматически и непосредственно. Их влияние реализуется всегда через соответствующие природные, экономические, организационные и иные моменты.

     Социальная  сфера традиционно рассматривается  как чисто затратная, отвлекающая  ресурсы общества, а, следовательно, ограничивающая возможности развития экономики. Более того, социальная сфера часто отождествляется исключительно с отношениями перераспределения дохода. В этом случае основная идея социальных преобразований сводится к социальной защите населения, реагированию на чрезвычайные ситуации, смягчению падения уровня жизни и т.п. Такой подход объясняется нарушением объективных экономических законов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность общества, связанную с движением необходимого продукта, равновесием спроса и предложения, эквивалентностью обмена и др.

     Социальная  сфера не является пассивным результатом, а может и должна активно воздействовать на экономическую основу, выступать  фактором экономического роста. Действительно, она требует немалых затрат, но при этом не составляет в данном отношении исключения, ведь производство также предполагает затраты, которые могут принести, а могут и не принести результата. Более того, следует учитывать специфику результата затрат в социальной сфере. Этот результат - человек: от того, какие доходы имеют граждане, зависят их возможности получать образование, повышать профессиональную квалификацию, сохранять здоровье, воспитывать детей. Именно человек - главная движущая сила развития, в том числе экономического. В целом смысл любой экономической модернизации заключается в достижении, социальной модернизации. И здесь суть не в количественном накоплении тех или иных материальных благ, а в опирающемся на сдвиги в факторах производства качественном изменении содержания и условий жизнедеятельности людей.

     В настоящее время главная цель и смысл экономического и социального  прогресса состоят не в ускорении  развития рыночной экономики, а в  обеспечении каждому человеку возможностей реализовать свой потенциал, вести здоровую, полноценную, творческую, активную жизнь. Каждый человек представляет собой личность, которая рассматривается как главный приоритет общественного развития и как активный участник социально-экономической политики. Под устойчивым развитием человеческого потенциала понимается процесс непрерывного сбалансированного расширения человеческих возможностей, адаптирующихся к изменениям внешнего мира в условиях свободы выбора.

     Экономические и социальные предпосылки реализации потенциала человека могут быть весьма разнообразными и меняться на протяжении его жизни. Но основополагающими признаются три главные возможности, связанные с долголетием и здоровьем, образовательным и профессиональным уровнем, а также с поддержанием достойного уровня благосостояния. Именно эти важнейшие критерии определения уровня развития государства легли в основу расчета индекса развития человеческого потенциала. Следует отметить, что два из названных критериев имеют непосредственное отношение к социальной сфере.

     Воплощением социальной деятельности государства (в виде социальных услуг, льгот, иных форм поддержки различных категорий граждан) является социальный продукт. На него частично распространяются законы спроса и предложения, он имеет цену, а также может становиться предметом простого и расширенного воспроизводства.

     В экономической литературе структуру  социальной сферы традиционно рассматривают  с точки зрения сопоставления  затрат и результатов труда. В  соответствии с данным критерием  социальная сфера может быть условно  разделена на две группы.

     Первая - это учреждения и организации, которые  принципиально не могут функционировать  на сопоставлении затрат и результатов  труда, выраженных в стоимостной  форме. К ним относятся общеобразовательные  школы, детские дома, дома-интернаты  для инвалидов и другие аналогичные учреждения. Финансирование здесь производится за счет государственного бюджета под определенную работу или вид деятельности, что адекватно предоставлению населения соответствующих социальных услуг, количество и качество которых должны быть не ниже некоторого гарантированного уровня, определяемого экономическими возможностями общества. Отличительной чертой учреждений такого типа является выполнение ими функций социального обеспечения, т.е. создания всем членам общества высоких равных стартовых возможностей, соответствующих принципам социальной справедливости и позволяющих поддерживать и наращивать трудовой потенциал. Дополнительные средства этих организаций могут формироваться и по другим каналам - за счет поступлений от предприятий, общественных организаций, а также добровольных взносов населения.

     Вторую  группу составляют учреждения и организации  социальной сферы, где принцип сопоставления  затрат и результатов труда не только возможен, но и целесообразен. Оказываемые ими услуги направлены на удовлетворение таких индивидуальных потребностей, которые не носят характера первоочередных. Услуги этих групп учреждений должны оплачиваться лично гражданами или какими-либо организациями. К ним можно отнести: киносеть, театры, спортивные секции, школы, учреждения, оказывающие услуги по переподготовке кадров и повышению квалификации и т.п.

     В целом можно согласиться с  таким подходом и рассмотреть  структуру социальной сферы двояко. С одной стороны, как совокупность учреждений, фиксирующих общественную определенность рационального ведения хозяйства, социальную направленность производства. С другой стороны, как опосредованное, хотя и вполне реальное влияние трудовых процессов в материальном производстве на развитие самого социального субъекта. В этом случае затраты и результаты внутренне соизмеримы между собой.

     Однако, учитывая сложность социальной системы, ограничиваться только одним указанным  подходом нецелесообразно. Структуру  социальной сферы можно рассмотреть  в соответствии с различными критериями.

     1. Институциональный критерий, предполагающий  анализ социальной сферы, во-первых, с точки зрения институтов  социальной защиты населения:  а) социальное страхование; б)  социальная помощь, оказываемая  государством и муниципалитетами; в) частная страховая инициатива; во-вторых, с точки зрения других разнообразных социальных услуг, оказываемых предприятиями и государством. Каждый из этих институтов играет определенную роль, хотя различны их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие структуры.

     2. Микро- и макроэкономический критерий. Как правило, когда анализируют  социальную составляющую рыночной  экономики, то имеют в виду  макроэкономический аспект. Действительно,  на макроуровне социальная ориентация  экономики задается государством, хотя его роль состоит в выполнении не столько «собесовских» функций, сколько «арбитражных» функций (выработки и контроля надлежащего исполнения «правил рыночной игры»). Однако, думается, будучи необходимой, эта гарантия не является достаточной: определенный круг задач придания рыночной экономики социального вектора непременно решается на уровне предприятия, фирмы.

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике