Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году
Среднее и высшее профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование в 2008 году обеспечивалось 82 колледжами и техникумами, из них 12 негосударственными, и 49 высшими учебными заведениями, из них 16 негосударственными. В системе среднего профессионального образования обучались 43 413 студентов, в т.ч. на дневной форме обучения - 38 274, на заочной - 5 139, в вузах республики обучались 250 460 студентов, в том числе на дневной форме обучения - 132 077, на вечерней - 1 373, на заочной - 117 010. В вузах республики обучается 2 173 студента из дальнего зарубежья и 22 293 студента из стран СНГ.
В рамках совершенствования содержания профессионального образования разработан проект государственного образовательного стандарта в высшем профессиональном образовании с учетом кредитной технологии обучения.
С учетом нынешних требований рынка труда разработан проект нового Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования и Положение о Государственной аккредитации высших учебных заведений.
При приеме в вузы на 2008-2009 учебный год с учетом приоритетных отраслей экономики, определенных в Стратегии развития страны, увеличен прием на подготовку кадров в энергетической, строительной, перерабатывающей и транспортной отраслях.
В 2009 году продолжится работа по разработке нормативных правовых документов, регулирующих организацию учебного процесса и деятельность вузов с учетом внедрения принципов Болонского процесса.
Ярким событием 2008 года стало успешное выступление кыргызских спортсменов на Олимпийских играх в Пекине. Национальная сборная на Олимпийских играх была представлена 20 спортсменами по 9 видам спорта, на играх завоевана 1 серебряная и 1 бронзовая медали, два спортсмена попали в число 10 сильнейших, один спортсмен сохранил за собой 11 место.
Для материального стимулирования спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, установлен фонд единовременного денежного вознаграждения победителей, призеров и их тренеров, также предусмотрена выплата пожизненных ежемесячных стипендий чемпионам и призерам Олимпийских игр.
За 2008 год спортсменами республики на международных соревнованиях завоевано 84 медали, в том числе 24 - золотых, 23 - серебряных, 37 - бронзовых.
Начата централизованная подготовка членов сборных команд республики по различным видам спорта, учебно-тренировочные сборы которых будут проводиться на спортивной базе военного санатория «Тамга».
В
целях дальнейшего развития сотрудничества
в сфере молодежной политики была
проведена встреча молодых
Защита детства. Система социальной защиты детей и детства ориентирована на создание условий, позволяющих детям получить наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, при этом особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, находящимся в кризисной ситуации. С этой целью создано 56 отделов по поддержке семьи и детей, 56 комиссий по делам детей, для обеспечения их функционирования из республиканского бюджета выделено 7,0 млн.сомов. Проведено обучение 224 сотрудников созданных структур новым видам социального обслуживания семьи и детей.
Культура. В 2008 году Правительством обеспечивалось выполнение Национальной программы развития культуры и искусства в Кыргызской Республике до 2010 года, в рамках которой проводилась работа по сохранению и восстановлению духовной и материальной культуры. Для решения этих задач в 2008 году на содержание сферы культуры направлено 537,3 млн. сомов, что на 167,7 млн. сомов больше, чем в 2007 году или 145,4 %.
В 2008 году проведены такие наиболее значимые мероприятия в области культуры, как III Международный театральный фестиваль «Арт-Ордо», Дни культуры Белоруссии в КР, III международный фестиваль балетного искусства, III Республиканский театральный фестиваль, посвященный 80-летию народного писателя Ч.Айтматова, фестиваль конкурс К. Молдобасанова, День книги, 2008 год объявлен Годом Чингиза Айтматова.
В рамках проекта ЮНЕСКО, за счет Японского целевого фонда «Сохранение памятников Великого шелкового пути в верховьях Чуйской долины в Кыргызстане: Навекат (Красная речка), Суяб (Ак-Бешим) и Баласагын (Бурана)», ведутся комплексные научно-исследовательские, проектные и консервационные работы.
На укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2008 году выделено 114,1 млн. сомов. Для пополнения фондов сельских библиотек приобретены периодические издания на сумму 1,5 млн. сомов, для Национальной библиотеки приобретены периодические издания на сумму 1,2 млн. сомов. Из централизованного фонда сокращения бедности выделено 52,7 млн. сомов, из которых 24,3 млн. сомов направлены на ремонт сельских объектов культуры, 28,4 сомов - на ремонт учреждений культуры республиканского значения.
В новой редакции Конституции Кыргызской Республики, принятой в октябре 2007 года, наша страна провозглашена социальным государством, смыслом деятельности которой является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантии его социальной защиты.
Как известно, основными принципами социального государства являются: экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства; социальная справедливость и солидарность общества, гендерное равенство; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами.
Особое место в государственной политике Кыргызской Республики занимают вопросы социального развития, в частности снижение уровня бедности, занятость, социальная защита, здравоохранение, образование, обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности. При формировании политики социального развития, Кыргызская Республика придерживается целей, заложенных в целях развития тысячелетия, Механизме сокращения бедности и содействия экономическому росту, Стратегии помощи стране и других меморандумов о сотрудничестве.
Хотел бы отметить, что некоторый рост экономики за последние три года расширил возможности страны для решения ряда социальных вопросов. Увеличены размеры заработной платы работникам бюджетной сферы, государственных пособий, пенсий. На сегодняшний день каждый десятый гражданин республики получает социальные выплаты. Основная доля государственных пособий (90%) направляется для поддержки детей из малообеспеченных семей. Свою эффективность и актуальность показали социальные проекты, направленные на профилактику социального сиротства и эксплуатации детского труда. Создан Информационно-ресурсный центр при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики по искоренению наихудших форм детского труда.
Согласно данным Минсоцтруда в Кыргызстане достигнуто снижение общего уровня бедности на 6,0%. Однако, уровень жизни населения в сельской местности, высокогорных и отдаленных районах продолжает оставаться низким, что связано и с низкой развитостью социальной инфраструктуры.
Население
Кыргызской Республики по свому составу
является «молодым» и значительная
его доля приходится на лиц в трудоспособном
возрасте и детей (59,0% и 32,8% соответственно).
Численность населения
Особое
место в государственной
Несмотря
на то, что система адресной поддержи
малообеспеченных семей и граждан
- получателей единого
Несмотря на эффективность
Сегодня существенным продвижением вперед стало то, что молодежи удалось получить места в парламенте страны, что позволит более четко определять приоритеты молодежной политики. Наблюдается рост количества работающих молодых учителей и врачей в сельской местности. Расширены возможности молодежи по обучению в известных зарубежных высших учебных заведениях. Сегодня каждый 20-ый житель страны является студентом высшего учебного заведения. Однако на этом пути есть и трудности, в частности, усиливается гендерная сегрегация при выборе профессий. Актуальной проблемой становится интеграция молодых людей в рынок труда. Набор в высшие и средние профессиональные учебные заведения осуществляется без учета потребностей рынка труда. Следствием чего, сегодня молодежь представляет собой значительный незадействованный трудовой ресурс. Среди зарегистрированных безработных доля молодежи составляет 57,0%, что является одним из причин их асоциальной ориентации (наркомания, преступность, проституция, алкоголизм и т.д.).
Политика Кыргызстана направлена на содействие участию пожилых людей в обществе с равноценными правами со всеми гражданами государства. В 2005 году принят план действий под девизом «Каждому пенсионеру - народную заботу». Лица старше 55-ти лет сегодня составляют 9,6% от всего населения республики, из них женщины - 57,3%. При этом размер средней пенсии женщин составляет 82,0% от мужской. На сегодняшний день размеры пенсий отстают от темпов роста заработной платы и составляют 44,3% по отношению к минимальному потребительскому бюджету пенсионеров. Более 50,0% финансовых средств, предусмотренных на предоставление льгот, направляются на адресную поддержку каждому четвертому пенсионеру. Основными проблемами пожилых граждан являются: низкий уровень благосостояния, неудовлетворительное состояние здоровья и затрудненный доступ к базовым социальным услугам. Усиление миграционных процессов привело к росту числа одиноко проживающих престарелых граждан.
Защита
лиц с ограниченными
Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике