Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     Среднее и высшее профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование в 2008 году обеспечивалось 82 колледжами и техникумами, из них 12 негосударственными, и 49 высшими учебными заведениями, из них 16 негосударственными. В системе среднего профессионального образования обучались 43 413 студентов, в т.ч. на дневной форме обучения - 38 274, на заочной - 5 139, в вузах республики обучались 250 460 студентов, в том числе на дневной форме обучения - 132 077, на вечерней - 1 373, на заочной - 117 010. В вузах республики обучается 2 173 студента из дальнего зарубежья и 22 293 студента из стран СНГ.

     В рамках совершенствования содержания профессионального образования  разработан проект государственного образовательного стандарта в высшем профессиональном образовании с учетом кредитной  технологии обучения.

     С учетом нынешних требований рынка труда  разработан проект нового Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования и Положение о Государственной аккредитации высших учебных заведений.

     При приеме в вузы на 2008-2009 учебный год  с учетом приоритетных отраслей экономики, определенных в Стратегии развития страны, увеличен прием на подготовку кадров в энергетической, строительной, перерабатывающей и транспортной отраслях.

     В 2009 году продолжится работа по разработке нормативных правовых документов, регулирующих организацию учебного процесса и деятельность вузов с учетом внедрения принципов Болонского процесса.

     Ярким событием 2008 года стало успешное выступление  кыргызских спортсменов на Олимпийских  играх в Пекине. Национальная сборная  на Олимпийских играх была представлена 20 спортсменами по 9 видам спорта, на играх завоевана 1 серебряная и 1 бронзовая медали, два спортсмена попали в число 10 сильнейших, один спортсмен сохранил за собой 11 место.

     Для материального стимулирования спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов на Олимпийских играх, установлен фонд единовременного денежного вознаграждения победителей, призеров и их тренеров, также предусмотрена выплата пожизненных ежемесячных стипендий чемпионам и призерам Олимпийских игр.

     За 2008 год спортсменами республики на международных соревнованиях завоевано 84 медали, в том числе 24 - золотых, 23 - серебряных, 37 - бронзовых.

     Начата  централизованная подготовка членов сборных  команд республики по различным видам  спорта, учебно-тренировочные сборы  которых будут проводиться на спортивной базе военного санатория «Тамга».

     В целях дальнейшего развития сотрудничества в сфере молодежной политики была проведена встреча молодых лидеров  стран СНГ. Состоялась встреча представителей национальных молодежных организаций  государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, на которой были обсуждены вопросы создания Молодежного совета ШОС.

     Защита  детства. Система социальной защиты детей и детства ориентирована  на создание условий, позволяющих детям  получить наилучшие возможности  для сохранения здоровья, материального благополучия, доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, при этом особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, находящимся в кризисной ситуации. С этой целью создано 56 отделов по поддержке семьи и детей, 56 комиссий по делам детей, для обеспечения их функционирования из республиканского бюджета выделено 7,0 млн.сомов. Проведено обучение 224 сотрудников созданных структур новым видам социального обслуживания семьи и детей.

     Культура. В 2008 году Правительством обеспечивалось выполнение Национальной программы  развития культуры и искусства в  Кыргызской Республике до 2010 года, в  рамках которой проводилась работа по сохранению и восстановлению духовной и материальной культуры. Для решения этих задач в 2008 году на содержание сферы культуры направлено 537,3 млн. сомов, что на 167,7 млн. сомов больше, чем в 2007 году или 145,4 %.

     В 2008 году проведены такие наиболее значимые мероприятия в области  культуры, как III Международный театральный фестиваль «Арт-Ордо», Дни культуры Белоруссии в КР, III международный фестиваль балетного искусства, III Республиканский театральный фестиваль, посвященный 80-летию народного писателя Ч.Айтматова, фестиваль конкурс К. Молдобасанова, День книги, 2008 год объявлен Годом Чингиза Айтматова.

     В рамках проекта ЮНЕСКО, за счет Японского  целевого фонда «Сохранение памятников Великого шелкового пути в верховьях  Чуйской долины в Кыргызстане: Навекат (Красная речка), Суяб (Ак-Бешим) и  Баласагын (Бурана)», ведутся комплексные научно-исследовательские, проектные и консервационные работы.

     На  укрепление материально-технической  базы учреждений культуры в 2008 году выделено 114,1 млн. сомов. Для пополнения фондов сельских библиотек приобретены  периодические издания на сумму 1,5 млн. сомов, для Национальной библиотеки приобретены периодические издания на сумму 1,2 млн. сомов. Из централизованного фонда сокращения бедности выделено 52,7 млн. сомов, из которых 24,3 млн. сомов направлены на ремонт сельских объектов культуры, 28,4 сомов - на ремонт учреждений культуры республиканского значения.

2.3.  Проблемы развития  социальной сферы  и пути решения

 

     В новой редакции Конституции Кыргызской Республики, принятой в октябре 2007 года, наша страна провозглашена социальным государством, смыслом деятельности которой является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантии его социальной защиты.

     Как известно, основными принципами социального  государства являются: экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства; социальная справедливость и солидарность общества, гендерное равенство; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами.

       Особое место в государственной политике Кыргызской Республики занимают вопросы социального развития, в частности снижение уровня бедности, занятость, социальная защита, здравоохранение, образование, обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности. При формировании политики социального развития, Кыргызская Республика придерживается целей, заложенных в целях развития тысячелетия, Механизме сокращения бедности и содействия экономическому росту, Стратегии помощи стране и других меморандумов о сотрудничестве.

     Хотел бы отметить, что некоторый рост экономики за последние три года расширил возможности страны  для  решения ряда социальных вопросов. Увеличены размеры заработной платы  работникам бюджетной сферы, государственных  пособий, пенсий. На сегодняшний день каждый десятый гражданин республики получает социальные выплаты. Основная доля государственных пособий (90%) направляется для поддержки детей из малообеспеченных семей. Свою эффективность и актуальность показали социальные проекты, направленные на профилактику социального сиротства  и эксплуатации детского труда.  Создан Информационно-ресурсный центр при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики по искоренению наихудших форм детского труда.

     Согласно  данным Минсоцтруда в Кыргызстане достигнуто снижение общего уровня бедности на 6,0%. Однако, уровень жизни населения в сельской местности, высокогорных и отдаленных районах продолжает оставаться низким, что связано и с низкой развитостью социальной инфраструктуры.

     Население Кыргызской Республики по свому составу  является «молодым» и значительная его доля приходится на лиц в трудоспособном возрасте и детей (59,0% и 32,8% соответственно). Численность населения трудоспособного  возраста продолжает увеличиваться, но вместе с тем, существующие трудности и продолжающийся рост миграции вызывает отток трудоспособного, репродуктивного и образованного населения. Так в результате миграционной активности населения в 2004-2006 годах за пределы республики выбыло 70,0 тыс. человек. Не снижается  уровень внутриреспубликанских перемещений, сохраняется перенаселённость  столицы республики и ее пригородов, осложняется перспектива развития сельской местности. Существенным фактором внутренней и внешней миграции является дисбаланс в развитии регионов. 

     Особое  место в государственной политике Кыргызской Республики занимают вопросы  социальной защиты населения. На сегодняшний  день основным содержанием политики Правительства КР является усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи наиболее нуждающимся группам населения. В настоящее время более 15,5 % населения оказывается социальная помощь в виде предоставления государственных пособий, льгот и социальных услуг. Основная часть бюджетных средств, выделяемых на эти цели, направляется на выплату государственных пособий и предоставление льгот (56,6 % и 31,6 % соответственно).

     Несмотря  на то, что система адресной поддержи малообеспеченных семей и граждан - получателей единого ежемесячного пособия (ЕЕП) в республике работает в отношении бедных достаточно хорошо по сравнению с другими странами, неоднократное повышение размеров государственных пособий за последние три года, уровень государственной поддержки социально уязвимых слоев населения не соответствует их потребностям. Более 90,0% получателей пособия по малообеспеченности составляют дети. Законодательством Кыргызской Республики предусмотрено свыше 38 видов льгот (по проезду, медицинскому и жилищно-коммунальному обслуживанию). В настоящее время их получают более 35 категорий получателей общей численностью 288,4 тыс. семей. В вопросах улучшения положения детей остаются не решенными ряд проблем. Почти 90,0% детей сельской местности  не  имеют доступа к дошкольным учреждениям, что не позволяет большему числу женщин быть вовлеченными в производство и общественную деятельность. По различным оценкам, в настоящее время насчитывается свыше 10,0 тысяч безнадзорных детей, более 23,0 тысяч работающих детей и 20,0 тысяч детей, не посещающих школу. Государственная социальная политика, направленная на искоренение наихудших форм детского труда, нуждается в содержательной, организационной и финансовой поддержке. Имеет тенденция к росту относительно новые явления, такие как торговля детьми и коммерческая сексуальная эксплуатация  детей.

        Несмотря на эффективность реализуемых  социальных проектов в рамках  Госпрограммы «Новое поколение», многие нуждающиеся в социальных  услугах дети из групп риска  остаются без надлежащей поддержки.  Это, прежде всего, связано с недостаточной развитостью системы социальных услуг, острой нехваткой специалистов, способных оказывать эти услуги, отсутствием заинтересованности в их развитии у местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

       Сегодня существенным продвижением вперед стало то, что молодежи удалось получить места  в парламенте страны, что позволит более четко определять приоритеты молодежной политики. Наблюдается рост количества работающих молодых учителей и врачей в сельской местности. Расширены возможности молодежи по обучению в известных зарубежных высших учебных заведениях. Сегодня каждый 20-ый житель страны является студентом высшего учебного заведения. Однако на этом пути есть и трудности, в частности, усиливается гендерная сегрегация при выборе профессий. Актуальной проблемой становится интеграция молодых людей в рынок труда. Набор в высшие и  средние  профессиональные  учебные  заведения осуществляется без учета потребностей  рынка  труда. Следствием чего, сегодня молодежь представляет собой значительный незадействованный  трудовой  ресурс.  Среди зарегистрированных безработных доля молодежи составляет 57,0%,  что является одним из причин их асоциальной ориентации (наркомания, преступность, проституция, алкоголизм и т.д.).

     Политика  Кыргызстана направлена на содействие участию пожилых людей в обществе с равноценными правами со всеми гражданами государства. В 2005 году принят план действий под девизом «Каждому пенсионеру - народную заботу». Лица старше 55-ти лет сегодня составляют 9,6% от всего населения республики, из них женщины - 57,3%. При этом размер средней пенсии женщин составляет 82,0% от мужской. На сегодняшний день размеры пенсий отстают от темпов роста заработной платы и составляют 44,3% по отношению к минимальному потребительскому бюджету пенсионеров. Более 50,0% финансовых средств, предусмотренных на предоставление льгот, направляются на адресную поддержку каждому четвертому пенсионеру. Основными проблемами пожилых граждан являются: низкий уровень благосостояния, неудовлетворительное состояние здоровья и затрудненный доступ к базовым социальным услугам. Усиление миграционных процессов привело к росту числа одиноко проживающих престарелых граждан.  

     Защита  лиц с ограниченными возможностями  здоровья - один из главных приоритетов  социальной политики государства. В республике принят ряд законодательных актов, обеспечивающих социальную защиту лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуется специальный комплекс мер государственной поддержки. Сегодня  в республике проживает  111,4 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья, численность которых, к сожалению, ежегодно растет в среднем на 4,5%. В республике принят ряд законодательных актов, обеспечивающих социальную защиту лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуется специальный комплекс мер государственной поддержки. Вместе с тем, актуальной проблемой остается необходимость решения вопросов их многопрофильной реабилитации и интеграции в общество, повышения квалификации врачей-экспертов. Страдают от дефицита  специалистов, работающих в этой области, отдаленные районы республики. Большинство лиц с ограниченными возможностями здоровья являются малообеспеченными и не имеют материальной возможности для выезда и получения стационарной протезно-ортопедической помощи в городах республики.  В результате, около 25,0% из них не обращаются за протезно-ортопедической помощью.

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике