Фондовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:51, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена изучению основ фондового рынка, механизмов его функционирования и современным аспектам фондового рынка России. При прочих равных условиях фондовый рынок может оказывать положительное влияние на экономический рост, что особенно важно в условиях развития российской экономики.
Объектом исследования является российский рынок акций.
Целью данного исследования является построение модели фондового рынка России и проведение краткосрочного прогноза за период 2008-2010 гг.

Содержание

Введение....................................................................................................................................6
1. Основные понятия фондового рынка..............................................................................7
1.1. Основные определения, классификация и место фондового рынка в системе
финансовых рынков....................................................................................................................7
1.2. Участники фондового рынка.............................................................................................9
1.3. Инструменты фондового рынка......................................................................................13
1.4.Эмиссия ценных бумаг.........................................................................................................19
1.5. Индексы фондового рынка.................................................................................................22
1.6. Основные макроэкономические функции фондового рынка...........................................23
1.7. Из истории фондовых рынков...........................................................................................26
2.Фондовый рынок России.....................................................................................................28
2.1. Исторический аспект........................................................................................................28
2.2. Проблемные узлы фондового рынка России.....................................................................31
3. Разработка блока фондового рынка в макроэкономической модели……………....35
3.1. Описание пакета G7 и модели QUMMIR………………………………………………...35
3.2. Моделирование индексов РТС российского рынка акций…………………………….....36
3.3. Краткосрочный прогноз на период 2008-2010 гг..............................................................43
Заключение.................................................................................................................................45
Список литературы……………………………………………………………………………46
Приложение 1. Исходные данные……………………………………………………………..47
Приложение 2. Результаты прогноза………………………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

фондовый рынок.docx

— 121.66 Кб (Скачать файл)

 

Срочные финансовые инструменты.

Фьючерсы.

Фьючерс представляет собой контракт, обязывающий его  владельца осуществить (или принять) поставку базового актива определенного  вида, качества и количества по определенной цене в оговоренный момент времени  в будущем. Дата исполнения фьючерсного контракта также называется датой экспирации фьючерса. Объектом фьючерсных контрактов могут быть товары, валюты, ценные бумаги, индексы акций. Такой контракт может продаваться и покупаться как ценная бумага. С фьючерсами имеют дело два типа лиц - спекулянты и хеджеры. Спекулянты покупают и пролают фьючерсы только с целью получения выигрыша, закрывая свои позиции по лучшей цене по сравнению с первоначальной. Данные лица не производят и не используют базисные активы в рамках обычного бизнеса, напротив, хеджеры покупают и продают фьючерсы, чтобы исключить рискованную позицию на спотовом рынке. В ходе обычного бизнеса они или производят, или используют базисный актив. Фьючерсные контракты являются стандартными как по условиям поставки, так и по базисному активу, который разрешен к поставке. Фьючерс является инструментом с большей доходностью, чем акции, но и с большим риском. Когда фьючерсный контракт подписан и от покупателя, и от продавца требуется внести начальную маржу. То есть и покупатель, и продавец должны внести депозит, который призван гарантировать исполнение их обязательств; первоначальную маржу часто называют операционной маржой или гарантийным обеспечением. Размер данной маржи составляет приблизительно от 5 до 15% обшей стоимости фьючерсного контракта. Однако она часто задается как некоторая сумма независимо от стоимости контракта.

 

Опционы.

Опционом называется контракт, заключенным между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу право купить определенный актив по определенной цене в рамках определенного периода времени или предоставляет право продать определенный актив по определенной цене в рамках определенного периода времени. Лицо, которое получило опцион и таким образом приняло решение, называется покупателем опциона, который должен платить за это право определенную премию. Лицо, которое продало опцион, и отвечающее на решение покупателя, называется продавцом опциона. Опцион представляет собой стандартизированный биржевой контракт, что делает его объектом спекулятивной торговли и хеджирования. Два основных вида опционов - это опционы колл и пут. Опционы колл – это право купить определенный  базовый актив, опционы пут – право продать. В настоящее время такие контракты представлены на многих биржах в мире. Кроме того, многие подобные контракты создаются индивидуально и обычно в них принимают участие финансовые институты или инвестиционные банки, а также их клиенты. Базовым активом опциона может являться товары, валюты, ценные бумаги, индексы акций, фьючерсы. В опционном контракте оговариваются следующие важные моменты:

- базовый актив;

- количество базового  актива;

- цена базового актива, именуемая "страйком";

- дата исполнения  опционного контракта – дата  экспирации.

Опционы обладают еще  большей доходностью, чем фьючерсы. Природа опционных контрактов позволяет  моделировать разнообразные стратегии. Дело в том, что покупатель опциона  получает ограниченный убыток в случае неосуществления желаемой им ситуации, а продавец, наоборот, берет на себя неограниченный риск, за что получает определенную премию. Лицо, покупающее опцион, уплачивает не всю стоимость  контракта, а вносит определенную сумму, называемую гарантийным обеспечением, как доказательство исполнения своих  обязательств. Лицо, продающее опцион также резервирует определенные средства в гарантийное обеспечение.

 

 

 

1.4.Эмиссия ценных бумаг

Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать  в качестве одного из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения  определенных целей.

Государство использует эмиссию  собственных бумаг потому, что  чрезмерное увеличение налогов может  привести к спаду экономической  активности в стране, а неконтролируемая эмиссия денег грозит ростом темпов инфляции. Субъекты Федерации и местные  органы власти и управления (муниципальные  органы) за счет выпуска собственных  долговых обязательств могут обеспечить как приток денежных средств в  бюджет, так и финансирование отдельных  инвестиционных проектов. Эмиссия ценных бумаг наряду с

другими источниками финансовых ресурсов может быть привлекательна для корпораций, так как в этом случае можно:

• варьировать сроки привлечения  необходимых денежных средств (без  ограничения срока при эмиссии  акций) и выбирать приемлемый срок (при  эмиссии облигаций);

• устанавливать приемлемую плату за привлекаемые денежные ресурсы, комбинируя имущественные права, закладываемые  в ценные бумаги;

• увеличивать объем привлекаемых средств по сравнению с кредитом, который может выдать отдельный  банк, за счет предложения выпускаемых  ценных бумаг потенциально неограниченному  кругу покупателей.

Эмиссия охватывает исключительно эмиссионные ценные бумаги. Исходя из определения эмиссионных бумаг, к ним относят акции и облигации. При эмиссии ценных бумаг необходимо учитывать то, что как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, которые закреплены за ними. Поэтому у эмитента возникает

возможность комбинировать  различные имущественные права  и тем самым изменять инвестиционные характеристики ценных бумаг, делая их более привлекательными для инвесторов. А у инвестора появляется возможность сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых ценных бумаг и выбирать те, которые соответствуют его инвестиционным целям.

Участниками этого процесса являются:

• эмитенты;

• инвесторы;

• профессиональные участники  рынка ценных бумаг, выполняющие

посреднические функции;

• органы, регистрирующие выпуски ценных бумаг.

В качестве эмитента ценных бумаг могут выступать:

• юридические лица (акционерные  общества, общества с ограниченной

ответственностью, товарищества, производственные кооперативы

и др.);

- государство, его субъекты  и муниципальные органы.

Для каждого  типа эмитента цель эмиссии может  быть своя, однако можно выделить следующие общие цели эмиссии для всех типов эмитентов:

привлечение необходимых  денежных средств;

реконструкция собственности; секьюритизация задолженности; снижение риска; совершенствование финансового планирования и управления; формирование

рациональной структуры  капитала.

Наиболее  важной целью эмиссии следует  считать привлечение необходимых

денежных средств. Эта  цель является приоритетной для всех типов эмитентов.

При эмиссии ценных бумаг  посредник выполняет роль андеррайтера, т.е. берет на себя обязательства перед эмитентом по выпуску и размещению ценных бумаг на согласованных условиях и за вознаграждение. В международной практике андеррайтер выполняет следующие функции.

1. Анализ эмитента —  оценка предложения эмитента, подтверждение  возможностей эмитента выполнить  те имущественные права, которые  могут быть закреплены в выпускаемых  ценных бумагах, оценка рейтинга  эмитента и его бумаг. Анализируя  эмитента, андеррайтер может определить  его положение на рынке, в  отрасли, к которой относится  эмитент, в экономике страны  в целом.

2. Подготовка эмиссии —  оказание помощи эмитенту при  установлении цели эмиссии, выборе  типа ценных бумаг, подготовке  проспекта эмиссии, установлении  связи эмитента с ключевыми  инвесторами, регистрации выпуска.

3. Размещение ценных бумаг  — отчуждение ценных бумаг  их первым владельцам на основе  заключения гражданско-правовых  сделок на согласованных с  эмитентом условиях.

4. Послерыночная поддержка  — поддержка курса размещенных  ценных бумаг в течение года.

5. Аналитическая и исследовательская  поддержка — контроль динамики  курса ценных бумаг, выявление  факторов, оказывающих влияние на  курс.

6. Организация субандеррайтинга, или институционального размещения. Если андеррайтер, выполняя свои  рыночные функции, будет уверен  в том, что для компании и  для рынка будет выгодно, чтобы  компания имела много акционеров, он может быть готов к тому, чтобы предложить часть своих  комиссионных другим, разделив с  ними груз гарантийной ответственности  или, наоборот, заранее разместить (возможно, на условиях

«клобэк») часть акций  в крупных инвестиционных организациях. («Клобэк» — это процесс, при котором  финансовому институту предлагается какое-либо число акций, но в случае, если публичный спрос на них окажется выше предполагавшегося, часть акций  забирается у этого института  обратно и направляется на удовлетворение публичного спроса.)

Эмитент может  обратиться к одному андеррайтеру или  объявить конкурс андеррайтеров. В  соответствии с этим выделяют:

• договорный андеррайтинг. При этой форме андеррайтинга  ценовые условия эмиссии (цена выпуска  акций у эмитента, спрэд между  указанной ценой и ценой, по которой  размещает эмиссию синдикат) устанавливаются  на основе переговоров между эмитентом  и единственным

менеджером синдиката;

• конкурентный, или конкурсный, андеррайтинг. При таком виде андеррайтинга  подготовку эмиссии на конкурентных началах ведут несколько андеррайтеров, каждый из которых формирует свои ценовые условия (естественно, скрыто друг от друга). Эмитент выбирает андеррайтера

по конкурсу заявок на проведение андеррайтинга, обычно ориентируясь на лучшие ценовые и иные условия.

Конкурентный андеррайтинг характерен при эмиссии государственных, муниципальных ценных бумаг или  при осуществлении эмиссии крупными компаниями (ЛУКойл, РАО «ЕЭС России»). Для небольших компаний чаще используется договорный андеррайтинг.

 

В зависимости  от очередности проведения эмиссию принято делить на первичную и последующие (дополнительные).

Первичная эмиссия  имеет место тогда, когда образуется акционерное общество и необходимо сформировать уставный капитал. Порядок проведения первичной эмиссии зависит от того, какой способ учредительства законодательно закреплен в той или иной стране. В мировой практике принято различать единовременное и постепенное учредительство. Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, так как они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних

накоплений (собственных  средств).

В зависимости  от формы осуществления эмиссию можно разделить на открытую и закрытую.

Открытую эмиссию  чаще называют публичной, так как она предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации.

Закрытая эмиссия  считается частной, или приватной, так как выпускаемые ценные бумаги предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется, как правило, принимать на себя обязательства по раскрытию информации.

По способу размещения выделяют четыре вида эмиссии:

• распределение среди учредителей  при первичной эмиссии;

• распределение среди акционеров при последующих эмиссиях;

• подписка;

• конвертация.

Распределение как вид эмиссии имеет место только для акций. При этом распределение акций среди учредителей при первичной эмиссии производится согласно письменному договору, заключаемому учредителями между собой. Распределение акций среди акционеров происходит при последующих эмиссиях, когда выпускаются дополнительные акции. Этот вид эмиссии осуществляется за счет собственных средств, поэтому он не связан с дополнительным привлечением денежных ресурсов. Для акционеров это бесплатное получение акций дополнительно к тем, которыми они уже владеют. Поэтому данный вид эмиссии чаще называют премиальной или бонусной, эмиссией. Такая эмиссия увеличивает платный капитал, так как эмитент обязан выплачивать одинаковые дивиденды как по акциям, за которые инвестор заплатил деньги, так и по акциям, которые тот получил бесплатно в виде премии. Эмиссия в порядке размещения среди акционеров возможна только за счет:

• эмиссионного дохода;

• остатков фондов специального назначения по итогам предыдущего

года;

• нераспределенной прибыли;

• средств от переоценки основных фондов.

Распределение акций среди акционеров должно охватывать всех акционеров, которые  получают распределяемые акции пропорционально  числу принадлежащих им акций. Поэтому  их доля в уставном капитале не меняется, хотя число акций и их номинальная  стоимость увеличиваются.

Подписка как вид эмиссии отличается тем, что она осуществляется на возмездной основе, так как предполагает заключение договоров купли-продажи между инвестором и эмитентом или между инвестором и андеррайтером, реализующим ценные бумаги эмитента по его поручению. Подписка делится на открытую и закрытую, так как зависит от формы осуществления эмиссии. Как правило, при открытой подписке эмитент привлекает к эмиссии андеррайтера.

Эмиссия в порядке  конвертации представляет собой замену ценных бумаг одних видов на другие на предлагаемых эмитентом условиях. Возможны следующие разновидности конвертации:

• выпуск ценных бумаг, конвертируемых в акции;

• выпуск ценных бумаг, конвертируемых в облигации;

• конвертация акций в акции  с большим или меньшим номиналом  в соответствии с решением акционерного общества;

• конвертация при консолидации и дроблении;

• конвертация акций в акции  с иными имущественными правами.

При эмиссии в порядке конвертации  эмитент устанавливает порядок  и условия конвертации. При этом определяется, в каком порядке  она будет осуществляться: по требованию владельцев или при наступлении  срока, определенного конкретной датой  или истечением периода. При эмиссии  облигаций могут быть использованы только подписка и конвертация, в  то время как эмиссия акций  может осуществляться любым способом. В России из указанных видов эмиссии  наибольшее распространение получили распределение среди учредителей  и подписка. В последнее

Информация о работе Фондовый рынок