Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;
- охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;
- разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части мес
С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ……………………………………………………..
5
1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов…………………………………………...
5
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов………………..
9
1.3 Направления использования доходов местных бюджетов……………..
15
2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА БРАСЛАВСКОГО РАЙОНА………………………………..…..
20
2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета……………… …..
20
2.2 Анализ использования доходов местного бюджета…………………….
25
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………………………………………………...
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………
Окончание таблицы 2.2
2 Программные расходы всего: |
|
| 32877686.3 | 54,6 | 28048152,7 | 46,6 |
|
| -4829533.6 | 85.3 |
в том числе: |
|
|
|
|
| 0,0 |
|
|
|
|
Государственная программа возрождения и развития села 2005-2010г. |
|
| 22525281.5 | 37,4 |
25856899,6 | 43,0 |
|
| 3331618.1 | 114.8 |
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь |
|
| 12253.1 | 0,0 |
9170,4 | 0,0 |
|
| -3082.7 | 74.8 |
Государственная прогамма развитиия физичесой культуры и спорта в Республике Беларусь на 2007-2010гг. |
|
| 348109.0 | 0,6 |
453424,7 | 0,8 |
|
| 105315.7 | 130.3 |
Региональная программа сохранения и развития культуры |
|
| 264640.3 | 0,4 |
339618,1 | 0,6 |
|
| 74977.8 | 128.3 |
Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006-2010г. |
|
| 2893593.9 | 4,8 |
3421298,3 | 5,7 |
|
| 527704.4 | 118.2 |
Программа развития автомобильной отрасли Республики Беларусь на 2007-2010г. |
|
| 84321.9 | 0,1 |
470829,9 | 0,8 |
|
| 386508.0 | 558.4 |
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.
Источник: собственная разработка на основе отчетных данных об исполнении бюджета Браславского района.
35
Удельный вес Программы развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006-2010г. составил 4,8 % в 2009г. и 5,7% в 2010г. Сумма средств затраченных на осуществление программы в 2009г. -2893593,9 тыс.руб., в 2010 г. 3421298,3 тыс.руб. В абсолютном выражении расходы на данную программу увеличились в данном периоде на 527704,4 тыс.руб. или на 18,0 %. В 2010г. расходы на Государственную прогамму развитиия физичесой культуры и спорта в Республике Беларусь на 2007-2010гг. увеличились по сравнению с 2009г. на 105315,7 тыс.руб.
Рассмотрим структуру расходов районного бюджета в разрезе сфер деятельности за 2008-2010г, приведенную в таблице 2.3 (Приложение А-В).
Как видно из таблицы 2.3 наибольший удельный вес в расходах местного бюджета Браславского района занимают расходы на образование и здравоохранение. Удельный вес расходов на образование в 2008г. составил 40,3%, в 2009г. - 40,1%, в 2010г. - 43,7%. В абсолютном выражении снижение расходов на образование 2009г. по сравнении с предыдущим периодом составило 821504,5 тыс.руб. или на 3,3 %, в 2010г. произошло увеличение расходов на данную сферу на 2118011,7 тыс.руб. или 8,8 %.
Удельный вес расходов на здравоохранение в анализируемом периоде составляет : 2008г. – 20,4%, 2009 г - 20,1%, 2010г. - 20,8%. Суммы израсходованных средств на здравоохранение в 2009г. составили 12135467,1 тыс.руб., что на 509832,7 тыс.руб. или на 4 % ниже уровня 2008г., в 2010г. 12520304,9 тыс.руб. увеличение составило 384837,8 тыс.руб. или 3,2 %.
Удельный вес расходов на общегосударственную деятельность в 2008г. составил 17,8% от общей суммы расходов, в 2009г. – 18,4%, в 2010г. – 8,9%. В 2009г. наблюдается уменьшение сумм расходов на национальную оборону на 5871,6 тыс. руб., на национальную экономику на 1518610,3 тыс.руб.
В 2010г. расходы на общегосударственную деятельность сократились на 51,7 % по сравнению с 2009г. или на 5712804,9 тыс.руб. В данном периоде наблюдается постоянный рост расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации. В 2008г. темп роста расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации составил 118,1 %, в абсолютном выражении увеличение расходов равно 835888,8 тыс.руб., в том числе на физическую культуру и спорт на 33,6%, культуру на 16,7% к уровню прошлого года. Расходы на национальную экономику увеличились на 989190,1 тыс.руб. или на 59%.
Подводя итоги проведенного во второй главе анализа можно сказать, в анализируемом периоде наблюдается постоянный дефицит бюджета, основными источниками дохода в местный бюджет являются безвозмездные поступления. В 2010г. сокращение поступлений доходов в местный бюджет послужило сокращению расходов на обеспечение деятельности бюджетных организаций района.
35
Таблица 2.3 - Структура непрограмных расходов бюджета Браславского района по сферам деятельности за 2008-2010г.
Наименование | 2008* г. | 2009* г. | 2010г | Отклонение 2009г. от 2008г. | Отклонение 2010г. от 2009г. | |||||
Тыс.руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Абсолют- ное | Темп роста, % | Абсолют- ное | Темп роста,% | |
Общегосударственная деятельность | 11026277.8 | 17.8 | 11055685.9 | 18.4 | 5342881,0 | 8,9
| 29408.1 | 100.3 | -5712804.9 | 48.3 |
Национальная оборона | 27065.3 | 0.0 | 21193.7 | 0.0 | 21068,0 | 0,0 | -5871.6 | 78.3 | -125.7 | 99.4 |
Национальная экономика | 3192525.9 | 5.1 | 1673915.6 | 2.8 | 2663105,7 | 4,4 | -1518610.3 | 52.4 | 989190.1 | 159.1 |
Охрана окружающей среды | 108899.9 | 0.2 | 0.0 | 0.0 | 161016,5 | 0,3 | -108899.9 | 0.0 | 161016.5 |
|
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 4721412.8 | 7.6 | 4646056.0 | 7.7 | 5559259,7 | 9,2
| -75356.8 | 98.4 | 913203.7 | 119.7 |
Здравоохранение | 12645299.9 | 20.4 | 12135467.1 | 20.1 | 12520304,9 | 20,8 | -509832.7 | 96.0 | 384837.8 | 103.2 |
Физическая культура, спорт , культура и средства массовой информации | 3518967.2 | 5.7 | 4627032.7 | 7.7 | 5462921,5 | 9,1
| 1108065.4 | 131.5 | 835888.8 | 118.1 |
В том числе: Физическая культура и спорт | 398719.5 | 0.6 | 387337.3 | 0.6 | 517314,6 | 0,9
| -11382.2 | 97.1 | 129977.3 | 133.6 |
Культура | 3098505.3 | 5.0 | 4239695.4 | 7.0 | 4945606,9 | 8,2 | 1141190.1 | 136.8 | 705911.5 | 116.7 |
Средства массовой информации | 21742.5 | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
| 0,0 | -21742.5 | 0.0 | 0.0 |
|
Образование | 25009188.0 | 40.3 | 24187683.5 | 40.1 | 26305695,2 | 43,7 | -821504.5 | 96.7 | 2118011.7 | 108.8 |
Социальная политика | 1807824.1 | 2.9 | 1899067.7 | 3.2 | 2098413,7 | 3,5 | 91243.7 | 105.0 | 199346.0 | 110.5 |
Итого | 62057460.8 | 100 | 60246102.2 | 100 | 60134666,2 | 100 | -1811358.6 | 97.1 | -111436.0 | 99.8 |
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.
Источник: собственная разработка на основе отчетных данных об исполнении бюджета Браславского района.
35
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ части БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Как видно из проведенного во второй главе анализа в анализируемом периоде четко прослеживается превышение расходной части районного бюджета над доходной, что позволяет говорить, о необходимости поиска новых резервов увеличения доходов бюджета района.
Рассмотри несколько резервов позволяющих увеличить доходную часть местного бюджета:
Введение сбора за осуществление охоты и рыболовства.
Одной из особенностей региона является наличие большого количества озер и лесных массивов. Здесь создан национальный парк, который занимается не только природоохранными мероприятиями, но и запускает в водоемы мальков рыб, подкармливает диких животных в зимний период, развивает соответствующую инфраструктуру, что привлекает большое количество иногородних и иностранных туристов. Рыбалка и охота пользуются также большой популярностью среди местных жителей. В таких условиях введение сбора за осуществление охоты и рыболовства достаточно перспективно.
Введение местного сбора за пользование объектами инфраструктуры района расположенных на территории Национального парка «Браславские озера» при пересечении границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты.
Плательщиками данного сбора будут являться физические и юридические лица, владельцы и пользователи автотранспортных средств иностранных государств (не резиденты Республики Беларусь) кроме стран СНГ и граждане Республики Беларусь (резиденты республики Беларусь) на автотранспортных средствах, не зарегистрированных на территории Республики Беларусь, въезжающих на территорию Браславского района через контрольно-пропускные пункты (Видзы, Урбаны).
Средства от сбора поступают в бюджет района и используются на капитальный ремонт объектов соцкультуры, жилого фонда, благоустройства и текущего содержания населенных пунктов района, укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений и другие расходы по содержанию и развитию инфраструктуры района.
Введение сбора за использование местной символики.
Объектом налогообложения может являться использование на производимой продукции (рекламных стендах, щитах, реклама в Интернете (агрооусадьба) и т.д.) геральдических символов городских поселков Видзы, Друя Браславского района и города Браслава.
Плательщиками за использовпание местной символики будут являться юридические и физические лица использующие местную символику в рекламной деятельности и производстве продукции. Налоговой базой может являться разрешение районного исполнительного комитета на использовние местной символики. Ставки налога устанавливаются в базовых величинах в зависимости от количества дней (месяцев) использования и метода использования ( размещение на производимой продукции, рекламных стендах и т.д.).
Средства сбора будут использоватьсяч на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом Браславского района.
Совершенствование налогового контроля физических и юредических лиц осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность приносящюю доходы.
Совершенствование налогового контроля физических и юридических лиц, позволит сократить число недобросовестных налогоплательщиков решивших уйти сократить налоговые преступления за счет сокрытия части доходов.
Усовершенствование методики проведения камеральных налоговых проверок с учетом формирования налоговой базы по косвенным признакам.
В том случае, если недобросовестный налогоплательщик решит уйти от налогообложения, вероятнее всего он пойдет по пути уменьшения доходов либо завышения расходов. Соответственно, задача проверяющего в данном случае будет заключаться в анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика для выявления слабых звеньев в выстроенной схеме и построения в дальнейшем доказательственной базы.
При анализе доходов задачей налогового инспектора является подтвердить с учетом косвенной информации достоверность заявленных налогоплательщиком сумм доходов в целях налогообложения и выявить наличие (показать отсутствие) неучтенных доходов. Анализируя расходы, задачей проверяющего будет проверить соответствие фактически осуществленных расходов заявленным, не только используя документацию налогоплательщика, но и анализируя косвенные признаки потребления ресурсов.
Наиболее распространенным источником внешней информации является информация, представляемая организациями, снабжающими налогоплательщиков энерго-, тепло-, водоресурсами. Информация используется в целях анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов для проведения проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.
Суть предлагаемой методики в том, что проверяющий, владея информацией о соответствующих соотношениях расхода ресурсов на производство единицы продукции и объеме фактического потребления ресурсов при производстве продукции, может вывести расчетную величину товара, который должен быть на выходе в условиях потребления определенного количества ресурсов.