Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

• составление на основе бюджетной росписи и утверждение  длябюджетных учреждений сметы расходов и доходов.  
В настоящее время особенности казначейского исполнения федерального бюджета регулируются гл. 25 БК РФ "Исполнение федерального бюджета". 
3. Исполнение бюджетов осуществляется по доходам и по расходам. Исполнение по доходам заключается: в перечислении и зачислении доходов на единый счет бюджета; 
распределении в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; 
возврате излишне уплаченных и излишне взысканных с налогоплательщиков в бюджет сумм доходов; */ учете доходов бюджета и составлении отчетности о доходах соответствующего бюджета. По расходам бюджеты исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. 
Основными этапами санкционирования являются: составление и утверждение бюджетной росписи; 
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; 
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; 
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; 
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедурафинансирования заключается в расходовании бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в

размере подтвержденного  бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. 
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат основанному на едином плане счетовбюджетному учету - виду бухгалтерского учета, который организует орган, исполняющий бюджет. Единый план счетов бюджетного учетаустанавливается Правительством РФ.  
Отчетность об исполнении бюджета согласно нормам ст. 241 Б К РФ бы 
вает четырех видов: оперативная, ежеквартальная, полугодовая и годовая. Функции по сбору, своду, составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета возложены законодательством на уполномоченные органы исполнительной власти, которые представляют ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в соответствующий представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Госкомстат РФ. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

47 Бюджетная классификация

юджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления — КОСГУ).

Значение  бюджетной классификации в бюджетной  системе государства заключается  в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением  бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

48 использование  нефтегазовых доходов федерального  бюджета

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: 
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); 
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; 
вывозных таможенных пошлин на газ природный; 
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтега-зового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта: 
в 2008 году - 6,1 %; 
в 2009 году - 5,5 %; 
в 2010 году - 4,5 %; 
- начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.

Нефтегазовый дефицит  федерального бюджета представляет собой разницу между объемом  доходов федерального бюджета без  учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния и  общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Не нефтегазовый дефицит  федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем  финансовом году валового внутреннего  продукта, указанного в федеральном  законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период. С 01.02.2008 г. на смену  Стабилизационному фонду пришли Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта. Резервный фонд формируется за счет: 
• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; 
• доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности  нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период утверждается предельный объем использования средств  Резервного фонда для финансового  обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование  средств Резервного фонда на досрочное  погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в  Фонд национального благосостояния.

Целями Фонда национального  благосостояния являются обеспечение  софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счет: 
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; 
доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фондов могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации средства Фондов могут размещаться в иностранную  валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте (доллар США, евро, фунт стерлингов). Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния учитываются  на отдельных счетах по учету средств  федерального бюджета, открытых Федеральным  казначейством в Центральном  банке Российской Федерации.

49 Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов. Государственные  социальные внебюджетные фонды

Важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, которые предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для  удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Считается, что внебюджетные фонды  возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется  это тем, что в процессе становления  современной системы государственной  власти происходило выделение отдельных  функций государства и закрепление  за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные  виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и  счетов не было постоянным. Одни счета  открывались, другие закрывались.

Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась  нехватка средств, в других - избыток. Кроме того, правительство могло  использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного  государства постепенно происходило  объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили  свое значение и самостоятельность  и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным  долгом, системой социального страхования.

Широкое распространение в большинстве  стран специальные внебюджетные фонды государства получили после  Второй мировой войны. Сегодня они  являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения  финансовых ресурсов.

Выделение наряду с бюджетом специальных  внебюджетных фондов обусловлено несколькими  причинами:

1) необходимостью выделения специальных  денежных ресурсов с целью  их более эффективного и строго  целевого использования;

2) необходимостью определения особых  и одновременно устойчивых финансовых  источников для удовлетворения  специальных потребностей государства;

3) необходимостью изыскания дополнительных  средств для удовлетворения общественных  потребностей, которые не могут  быть в полном объеме профинансированы  из бюджета, но которые являются  основой расширения сферы деятельности  правительства в области военных  расходов, научных исследований, социальных  выплат населению и т.п.

Внебюджетные фонды позволяют  преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление  использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан  получает доходы из внебюджетных фондов.

Таким образом, главная причина  создания внебюджетных фондов - необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть  фондов создается в процессе его  перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных  финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:

1) проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов предоставляются  одновременно с проектом соответствующих  бюджетов на очередной финансовый  год;

2) бюджеты государственных внебюджетных  фондов рассматриваются и утверждаются  в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"