Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

средства формируются  за счет добровольных отчислений юридических  и физических лиц;

эффективно организованная и равнодоступная всем участникам система  приобретения и продажи любых  объектов — носителей рыночной стоимости, прежде всего финансовых инструментов;

достаточное количество финансовых инструментов разного уровня доходности, соответственно характеризующихся  разными финансовыми рисками;

расходование средств  из фондов осуществляется по распоряжению специально уполномоченного на то органа (правление фонда) 2.

На основе вышеуказанных  особенностей можно выделить 3 основные функции, которые выполняют негосударственные  внебюджетные фонды:

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки  гражданам в трудной ситуации, в содействии развитию общественного  производства в целом и отдельных  его отраслей, экономическому подъему  зон приоритетного развития.

Политическая функция  направлена на сближение социального  уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь каждому человеку путем  стабилизации общественных отношений  в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция  способствует стимулированию роста  народонаселения страны, воспроизводству  здорового поколения, росту продолжительности  жизни граждан.

Негосударственные внебюджетные фонды в условиях перехода страны к рыночной системе хозяйствования стали именно дополнительным инструментом решения крупных социальных вопросов — здравоохранения, пенсионного  обеспечения, отдыха, содержания нетрудоспособных.

Негосударственные внебюджетные фонды были созданы в целях  создания условий для совершенствования  социального обеспечения граждан; защиты их сбережений от инфляции; вовлечения дополнительных средств в развитие экономики России в дополнение к  действующей системе государственного социального обеспечения 

54 Гарантированные  займы (гос гарантия). Гос-во как кредитор заемщик и гарант

Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.

Государство в качестве гаранта:

А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов  в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991г. и организациях государственного страхованияпо договорам личного страхования в период до 1.01.1992 г.;

Б) гарантирует гражданам  доход и фиксированный набор  основных потребительских товаров  и услуг в рамках системы государственных  минимальных социальных стандартов;

В) РФ может выступать  гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;

Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.

Государство как кредитор

В качестве заемщиков  средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических июридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения  возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных  юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит –  бюджетные средства, предоставляемые  юридическим лицам или другому  бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это  бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Субъекты РФ также  предоставляют бюджетные кредиты.

55 Классификация  гос займов. Гос ценные бумаги

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений  займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения  государственные займы делятся на внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения  на рынке государственные заемные  инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) в зависимости от срока привлечения  средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности  долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) по характеру выплачиваемого  дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты  государства не имеют купонов. Они  продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме  краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют  купонов. Весь доход по ним выплачивается  вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;

7) в зависимости от метода  определения дохода долговые  обязательства государства делятся  на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент  по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

Первый предполагает покрытие потребности  в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет  дополнительные расходы, связанные  с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.

Второй вариант решает все названные  проблемы, поскольку предусматривает  систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы;

8)в зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске, заемные инструменты  делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении  долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

O  заем гасится равными частями в течение определенного срока;

O  возрастающими долями;

O  снижающимися долями.

 

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования  государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом  которых выступает государство.       

 Наименование ГЦБ.  Хотя по своей экономической  сути все виды ГЦБ есть долговые  ценные бумаги, на практике каждая  самостоятельная ГЦБ получает  свое собственное название, позволяющее  отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "займ" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых ГЦБ.        

 Функции ГЦБ. Выпуск  в обращение ГЦБ может использоваться  для решения следующих основных  задач:

• финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в широком смысле, или в следующих случаях, а именно: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении

• средства на эту же дату (кассовый дефицит); поступление доходов  за месяц или

квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); по итогам года доходы бюджета меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);

• финансирование целевых  государственных программ в области  жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;

• регулирование экономической  активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.       

 Преимущества ГЦБ.  Ценные бумаги государства имеют,  как правило, два очень крупных  преимущества перед любыми другими  ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала  и доходов по нему. Во-вторых, наиболее  льготное налогообложение по  сравнению с другими ценными  бумагами или направлениями вложений  капитала. Часто на ГЦБ отсутствуют  налоги на операции с ними  и на получаемые доходы.         

 Размещение ГЦБ. Обычно  осуществляется:

• через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;

• в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция  к увеличению выпуска ГЦБ в  безбумажной форме;

• разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа  всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди  определенного круга инвесторов и т. д.       

 ГЦБ, как правило,  занимают ведущее место на  рынке облигаций, где их доля  доходит до 50%, а значит, и на  всем рынке ценных бумаг, поскольку  на последнем преобладают облигации.  В структуре ГЦБ наибольший  удельный вес имеют среднесрочные  и долгосрочные облигации, но  по отдельным странам имеется  значительный разброс показателей,  характеризующих место и структуру  рынка ГЦБ (табл. 1).        

 Каждая страна имеет  свою сложившуюся историю и  практику рынка ГЦБ, что находит  отражение в видах и формах  выпускаемых государственных облигаций,  масштабах национального рынка  облигаций и его участниках, порядке  размещения облигаций и особенностях  их налогообложения и т. д.  По этой причине российский  рынок ГЦБ вряд ли может  быть устроен по образцу рынка  какой-либо одной страны, будь  то США, Великобритания или  любая другая страна. Наверное, не  является правильным и эклектический  подход по типу того, чтобы  брать "самое лучшее" из каждой  страны, так как в экономике  все взаимосвязано. Российские  ГЦБ, с одной стороны, должны  отвечать реалиям отечественного  рынка, а с другой - отражать  общие для многих стран, проверенные  временем, экономические основы  функционирования рынка ГЦБ вообще  и его современные новации.          

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"