Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право".
1.Экологическая функция государства и права. Эколог.функция как отдельная функция государства признана с начала 90-х годов XXв., т.е. когда в общественном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружающей среды. Ее назначение состоит в том, чтобы силами и средствами государства обеспечить научно обоснованный баланс экологических и экономических интересов общества. Экологическая функция государства реализуется на основе программных документов, определяющих направления внутренней и внешней политики РБ в области охраны окружающей среды: Концепции государственной политики РБ, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 г. Главными направлениями политики в области охраны окружающей среды являются: осуществление конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом; на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав. Основные принципы государственной политики в области охраны окружающей среды согласно Концепции:
Гос-ная собственность на природные ресурсы (кроме земли, которая может находиться также и в частной собственности): охрана окружающей среды в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий; гос-ный экологический контроль; гос-ная экологическая экспертиза: участие общественности в решении экологических вопросов: экономический механизм охраны окружающей среды; система мер уголовной и административной ответственности за нарушение экологическою законодательства, возмещение вреда, причиненного в результате его нарушении: совершенствование нормативной правовой основы охраны окружающей среды; участие РБ в решении мобильных экологических проблем.
2. Эколог.правоотношения. Эколог.правоотношения — урегул-ные нормами права общ.отношения, возникающие в сфере взаимодействия общ-ва с окруж.средой. Основываясь на объективно обусл-ных формах взаимодействия общ-ва и природы, эколог.отношения подразделяют на отношения: а) по исп-ванию прир.ресурсов, их восстановлению и охране (природоресурсные отношения); б) по охране окруж.среды и обеспечению экол.безопасности в процессе осущ-ния эконом.деят-ти (природоохранительные отношения). По степени воздействия на природную среду в процессе хоз-ной и иной деят-ти эколог.отношения подразделяют на: а) связанные с изъятием природного вещ-ва из прир.среды (напр., добыча пол.ископ., заготовка древесины); б) не связанные с изъятием вещ-ва из прир.среды (все виды землеп-вания). Основываясь на выделении в прир.среде отдельных ее компонентов (земли, недр, вод, раст-ного и жив.мира, атмосферного воздуха), приро.объектов (лесов), выделяют соотв-щие группы эколог.отношений: зем-ные отношения (или по поводу исп-вания и охраны земель), горные (исп-вание и охрана недр), водные (исп-вание и охрана вод), по поводу охраны и исп-ания раст-ного мира, жив.мира, атмосферного воздуха, отношения в области исп-вания, охраны и защиты лесов (лесные). Прав.регул-нию подлежат лишь общ-но значимые отношения. Часть эколог.отношений регул-ся исключительно на уровне м/д права окруж.среды (исп-вание и охрана космического пространства). Состав экол правоотношения — субъект, объект (окруж.среда и ее элементы) и содержание (объем прав и обязанностей субъектов).
3. Субъекты эколог.правоотношений. Субъекты права природопользования: Потенциальные – лица (физ-кие и юрид-кие), которые имеют право требовать и получить право природопользования. Реальные - которые имеют в пользовании природный объект. Условия для становления реальным субъектом: экологическое право и дееспособность – способность лица приобретать экологические права и нести обязанности. Субъекты: государство в лице своих органов, граждане РБ, предприятия, юрид.лица, общественные объединения, совместные предприятия, иностранные юрид-кие и физ-кие лица, иностранные государства и международные организации. Права и обязанности: право самостоятельно выбирать формы и способы хозяйственной деятельности, право по своему выбору использовать результаты хозяйственной деятельности; право возводить необходимые строения, сооружения, прокладывать дороги; право требовать возмещение убытков при принудительном изъятии природного объекта. Обязанности: использовать природный объект только для тех целей, для которых он был предоставлен; использовать природный объект рационально способами и методами исключающими причинение вреда другим объектам и пользователям; своевременно вносить платежи за пользование природными объектами; возмещать вред, причинённый нарушениями экологического законодательства; вести первичный учёт **** и ***** состояния использования природного объекта.
4. Основания возникновения
и прекращения эколог.
5. Природа как объект использования и охраны. Не всякий объект собственности м/б природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта. Внутренним признаком явл-ся совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента: 1. Свойства прир.объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя. 2. Состояние прир.объектов – изменения, вызванные в нем в рез-те природной и хоз-ной деят-ти, засоренность с/х угодий камнями, санитарное состояние леса. 3. Прир.процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п. Внешним признаком явл-ся наличие его экосвязей с другими прир.объектами и с экологической системой в целом. Природа – объективная реальность. Природа ограничивается рамками околоземного пространства и земной природы. Природа состоит из природной и окружающей среды. Природная среда – это естественная среда обитания, которая представляет собой совокупность естественных условий жизни и деятельности человека. Окружающая среда – часть естественной природной среды, которая преобразована посредством деятельности человека. Объекты природы, подлежащие правовой охране, должны обладать следующими признаками: Естественное происхождение (вместе с эволюцией земли). Экологическая взаимосвязь с другими природными объектами и окружающей средой (не должны быть изъяты). Выполнение функций жизненного обеспечения. Функции: экологические, экономические, культурно-оздоровительные. Природа, как объект использования и охраны представляет собой совокупность экологических систем. Виды систем: Естественные (не нарушенные человеком). Модифицированные (земли с/х назначения, природные парки). Трансформированные (естественные системы, преобразованные деятельностью человека – населённые пункты). Есть внешние и внутренние границы – пределы изучения и освоения природы.
6. Окруж.среда как объект правовой охраны. Окружающая среда включает среду населённых пунктов, промышленных зон, с/х зон, курортов и рекреационных зон. Каждому виду характерны признаки. Среда населённых пунктов ограничивается пространством в пределах городской черты. Промышленная зона устанавливается в пределах земель, занятых предприятиями промышленности, транспорта, связи и их охранных зон. Среда с/х зон определяется границами земель, предназначенных для ведения с/х. Среда курорта формируется на земельных участках, обладающих природно-лечебными факторами, благоприятными для лечения и профилактики. Рекреационная зона – земли предназначены и используются для организованного, массового отдыха и туризма населения.
7. Система экол-го законод-ва. Система экол-го законод-ва – нормы, институты, части, отрасли. Система экол-го законод-ва состоит из общей, особенной и спец.части. Общая часть – те институты, которые регулируют отношения независимо от их принадлежности (понятие экол-го законод-ва, управление природопользованием и охрана окруж.среды, право собственности на природные объекты, право природопользования и юрид.отв-ть). Особенная часть – правовой режим охраны отдельных объектов: режим использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосф.воздуха, жив.мира, правовое регул-ние особо охраняемых территорий и объектов, правовой режим зон чрезвычайной экол-кой ситуации. Спец.часть. Международно-правовая охрана окруж.среды.
8.Конституционные основы эколог.права. Конституция РБ от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.96 г. и 17 .10.04 г., устанавливает конституционные основы экологических прав граждан, закладывает экономическую основу экологических отношений, определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Исходя из Конституции, меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер. Конституционные основы экологических прав граждан закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство». Экологическое содержание могут иметь следующие конституционные права: право на жизнь (ст. 24); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан (ст. 35); право на свободу объединений (ст. 36); право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45). Основу эколого-правового статуса граждан составляет право на благоприятную окружающую среду (ст. 46). Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая в качестве долга обязанность охранять природную среду. Ст. 13 Конституции устанавливает исключительную гос-ную собственность на недра, воды. леса. Земли с/х назначения находятся в собственности гос-ва. Конституция определяет основополагающие принципы в эколог. сфере; ответственность за нарушение законодательством об охране окружающей среды, в том числе возмещение вреда ( ст. 46, 60); осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить, вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст. 44); государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшении условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ч. 2 ст. 46).
9.Закон РБ «Об охране окруж. среды» как источник экол. права. Закон 1992 «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. В силу круга регулируемых Законом отношений он является актом, консолидирующим систему экологического законодательства. Основная задача Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. В качестве основных критериев охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности выступают установленные в Законе нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Закон наделяет граждан правами и обязанностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав. С целью обеспечения охраны окружающей среды Закон устанавливает правовые механизмы, при помощи которых достигается качественное состояние окружающей среды, и эколо-го-правовые институты, включая и те из них, которые являются институтами также и иных правовых отраслей. Существует правовая проблема определения места Закона в системе экологического законодательства. В силу того, что в системе экологического законодательства есть ряд кодифицированных законодательных актов (нап. кодекс о земле. водный, лесной кодексы). Закон имеет меньшую юридическую силу по отношению к ним. Для разрешения имеющегося противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса РБ.
10. Нормы м/д
права как источники эколог.
11. Понятие права собственности
на компоненты природной среды.
12. Субъекты права собственности
на компоненты природной среды.