Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
1.6.Типы экологических
Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека предается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы.
Занятия обобщающего типа.
На занятиях обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщены. Обобщение знаний культурных и дикорастущих растениях может проходить на основе таких моментов: различное место произрастания, самосев дикорастущих и выращивание человеком культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и дикорастущих растений в жизни человека. Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Итак, формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми, а именно бесед. Таким образом: обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия углубленно-познавательного типа.
Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направленно на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Занятия, углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представлении детей, полученные в повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов, за сезонными явлениями природы, знакомства детей с рядом однородных предметов природы. Углубленно-познавательное занятие – завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. Занятия углубленно-познавательного типа, как, уже было сказано играют важную роль в природе, в частности с фактами приспособленности животных к среде обитания [4, 67].
1.7. Формирование интереса к родной природе -как направление региональной программы экологического воспитания.
В дошкольном возрасте
процесс познания у ребенка
происходит эмоционально-
-опора на природную детскую любознательность;
-поощрение познавательной
-опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка;
-организация развивающей
-предоставление информации из
Цель: Развитие у ребенка как субъекта познания любознательности, инициативности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиску ответов на возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций.
Задачи:
-Развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства.
-Формирование речевой и
-Формирование у детей стремления к освоению нового (информации, игр, способов действия с современными техническими системами).
Содержание образования:
Растительный и животный мир. Многообразие. Взаимодействие растений и животных. Домашние животные. Окультуренная природа, декоративные растения. Экосистемы. Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). Связь живых и неживых объектов природы. Различия живого и неживого.
Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года. Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
Правила безопасной организации познавательной деятельности.
Основные правила самоорганизации познавательной активности.
Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.
Основные физические явления: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Географические представления. Земной шар, атмосфера. Глобус. Карта мира. Страны и населяющие их народности разных рас и национальностей. Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря, реки, озера. Карта Краснодарского края, карта города (села). География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд.
Природно-климатические зоны. Природные явления: снег, дождь, иней, роса, гроза, радуга, молния.
Природные богатства недр Кубанской земли: нефть, минералы и пр. (с учетом местных условий). Биологические представления. Развитие жизни на Земле. Условия жизни на Земле: происхождение и многообразие форм жизни, микроорганизмы, животные, растения, их особенности, среда обитания.
Земля - наш общий дом, человек – часть природы. Заповедник. Загрязнение окружающей среды. Влияние экологических условий на жизнь человека и живой природы. Деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.
Стихийные бедствия: засуха, наводнение, землетрясение.
Солнечная система и основные космические явления. Звездное небо. Луна. Кометы, метеориты.
Образовательные задачи
-Воспитывать у ребенка
Формировать у ребенка:
- представления о
- элементарные представления о Краснодарском крае, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
Развивать у ребенка:
- стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность;
- обобщенные представления о
цикличности изменений в
- способность чувствовать и
осознавать себя частью
Решение образовательных задач предусматривает:
- приобщение детей к
-организацию творческо-
- знакомство детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
- совместное со взрослыми выращивание растений, осуществление не- организацию наблюдений за ростом и развитием растений и животных;
- организацию наблюдений за
поведением животных, самостоятельное
выделение ребенком
- соучастие в деятельности
Предполагаемый результат образования воспитанников 6-7 -го года жизни
- умение наблюдать за
-умение составлять
- умение соблюдать правила
- навыки элементарного
- умение использовать в
- умение собирать коллекции
из уральского природного
- умение выражать эмоциональное отношение к природе (объектам и явлениям) средствами художественной выразительности;
- навыки экологически
- умение описывать знакомые
географические объекты и
- умение вычленять простейшие
закономерности между
- умение различать источники географической информации и правильно применять их в конкретных жизненных ситуациях.
Предметно-информационная составляющая образованности:
- представления о предметах
живой и неживой природы
- представления о самоценности и необходимости бережного отношения к природному окружению;
- представление о тесной связи
объектов живой и неживой
- представления о природе как
взаимосвязанной, упорядоченной и
чувствительной к
- представления о взаимосвязи,
взаимодействии и
- элементарные представления о природе, населении и хозяйстве родного края;
- представления об экологически
целесообразном (не разрушающем
целостность природы и
- представления о природно-
- пространственное
- представления об основных
источниках получения
Коммуникативно-деятельностная составляющая образованности:
- осознание ценностного отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к себе и своему здоровью;
- возникновение стремления
- осознание разнообразных
-проявление эмоционально-
- понимание географической
-понимание влияния обычаев, обрядов, норм поведения на результат приспособления человека к окружающей географической среде.