Земля - наш общий дом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:12, доклад

Краткое описание

Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова).

В: Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то лес затаится, испугается, и мы не узнаем ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много.

Мы отправляемся в лес по тропинке. До первой остановки мы будем идти с высоким подниманием колен, затем след в след, приставным шагом, широким шагом. Итак, в путь.

Объект №1. Березка. (объект зарисовать, отметить на карте).

В: А вот и наша красавица. Как называется это дерево?

Д: Березка.

В: Березка - это дерево или может быть кустарник?

Д: Дерево.

В: Почему вы так думаете? Как расположены ветви по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

Д: Рассматривают березу и отвечают на вопросы.

В: Дотроньтесь до коры березы, какой у нее ствол?

Д: Холодный.

В: Береза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

В: Ребята посмотрите внимательно на веточки березы, что вы на них видите?

Д: Шишечки…

В: Так просыпается березка от долгого сна. Эти шишечки как правильно называются? Почки. В них долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны они постепенно проснутся и березка станет еще красивее, не только с листочками, но и с сережками.

В: Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?

Д: Потому, что становится теплее, снег тает…

В: Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Как можно назвать березку? (Стройная, белоствольная, легкая…). Издавна люди знали и о целебных свойствах березки. Чтобы волосы у девушек хорошо росли, были густыми и красивыми, их полоскали отваром листьев березы. А березовый сок дает человеку больше сил. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше. До второй остановки мы будем выполнять следующие движения: ходьба широким шагом, след в след, змейкой. (Дети выполняют движения по команде воспитателя).

Объект №2. Сосна.

В: Ребята, как называется это дерево?

Д: Сосна.

В: Правильно, сосна. Какое это дерево: хвойное или лиственное?

Д: Хвойное.

В: Почему вы так считаете, что сосна хвойное дерево. Чем отличается сосна от березы?

Д: У березы нет иголочек, а у сосны есть.

В: Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. А у каких еще деревьев вместо листьев хвоя?

Д: Сосна, ель, лиственница, кедр. (Если у детей возникли затруднения, воспитатель называет деревья вместе с детьми).

В: А какие еще растения растут в лесу? (Воспитатель называет вместе с детьми).

В: А чем еще отличается сосна от березы?

Д: Сосна выше березы и она все время зеленая.

В: Сосна – вечнозеленое растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Сосна и другие хвойные деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Положите ладони на ствол сосны, он такой же холодный, как у березы?

Д: Нет, он теплее.

В: Как вы думаете, почему?

Д: У сосны кора не белая.

В: Кора сосны красноватого цвета и поэтому хорошо нагревается на солнце.

В: (Обращает внимание детей на дерево, стоящее рядом). Ребята, посмотрите, что случилось с корой этого дерева? (Кора дерева повреждена топором). Нам нужно срочно помочь сосне, потому, что через эти повреждения могут пробраться жуки – короеды, дерево заболеет и даже может погибнуть. Где наша краска и кисточка? (Воспитатель вместе с детьми обрабатывает масляной краской поврежденный участок коры дерева). Расти деревце и не болей. Ребята, а как изменилась сосна весной?

Д: Ее хвоинки стали ярче, зеленее.

В: Ребята, вы не устали, может вернемся обратно?

Д: Нет, давайте пойдем дальше.

В: Хорошо, продолжаем нашу прогулку. Впереди у нас новая остановка, а значит и новые движения: прыжки с поворотом, боком, через препятствия.

Объект №3. “Сохраним лес”. (отметить на карте).

В: Ребята, сейчас нам предстоит самая ответственная работа. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бумаги, бутылок…

В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Правильно. Посмотрите, разбитая банка. Об эту банку можно не только пораниться, но и в солнечную, ясную погоду может произойти пожар. Что же делать, как помочь лесу?

Д: Давайте закапаем банку в песок.

В: А если там корешки растений, мы можем повредить их. Лучше, наверное, аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер. Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. Найдите сухие веточки и с помощью их, накалывая пакеты и бумагу, соберите мусор в свои пакеты, которые мы с вами специально взяли. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).

В: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть.

“Прятки”.

Дети прячутся за деревья. Водящий, досчитав до десяти, поворачивается и, не сходя с места, ищет глазами детей, стоящих за деревьями. Кто плохо спрятался и первым обнаружен, тот водит.

Свободные игры детей.

Дать детям возможность побыть наедине с природой. Понаблюдать за жителями леса. Осторожно раскрыть снежный сугроб, отметить, что под ним ягоды брусники и листочки зеленые. Сделать фотографии на стенд.

В: Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

Д: Хорошее, давайте еще поиграем.

В: Сегодня мы начали свое путешествие по экологической тропе, вам понравилось в лесу?

Д: Да

В: У нас впереди еще много экскурсий и много нового нам предстоит узнать.

Но, путешествуя по тропе, нужно помнить, что мы пришли в гости и не забывать о лесных правилах, даже во время игр. Прежде чем покинуть лес, давайте почитаем стихи о весне и попрощаемся с деревьями.

Короткая дорога обратно.

Последующая работа:

Беседа о признаках весны (тает снег, появились ручьи, набухли почки, началось сокодвижение). Рассказы детей об увиденном, рисование на тему: “Мое любимое дерево”. Выставка в группе – вернисаж рисунков.

Остальные конспекты занятий в приложении 1 .

    1. Контрольный эксперимент в формировании начал экологической культуры

 

Цель: Выявить уровень экологической культуры после проведенной работы.

Задание 1. Диагностическое занятие. « Откуда пришел хлеб». Задание происходило по принципу констатирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Откуда пришел хлеб

Экспериментальная группа

  • Порядок разложения карточек (1 этап)

  • Порядок разложения карточек (2 этап)

Лида Я

1,2,5,7,8,4,6,3,9,10,11,12.

1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.

Анжела Р

2,4,5,3,6,8,7,1,9,10,11,12.

1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.

Тоня П

2,3,4,1,5,6,7,9,8,10,11,12.

1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.

Витя П

3,1,2,4,7,9,6,5,8,10,11,12

1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.

Вася Р

1,3,5,7,2,4,6,8,9,11,10,12

1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.

Рома В

2,1,3,7,6,5,4,8,9,10,11,12.

1,2,3, 4,5,6, 7,8,9,10,11,12.


 

Выводы: Задание выполнено верно. Карточки с изображениями последовательного производства хлеба  разложены правильно.

Задание 2. Диагностическое занятие. «Узнай семена». По аналогии констатирующего этапа.

Данные результатов отражены в таблице 2.«Узнай семена».

 

Таблица 2

Узнай семена

 

Экспериментальная группа

Арбуз

Тыква

Горох

Фасоль

Редис

Подсолнечник

Лида Я

+ +

-+

-+

-+

-+

++

Анжела Р

++

-+

-+

-+

-+

++

Тоня П

++

-+

-+

-+

-+

-+

Витя П

-+

-+

-+

-+

-+

++

Вася Р

-+

-+

-+

-+

-+

++

Рома В

++

-+

-+

-+

-+

++

«+»-называет верно

«-»-ответа нет.

В одной колонке с результатами констатирующего эксперимента присутствуют результаты контрольного эксперимента.

Вывод: С заданием справилась вся экспериментальная группа.


Задание 3.  Задания «Состав почвы»  строились по аналогии констатирующего эксперимента. Все данные в таблице 3 .

Таблица 3

Состав почвы

 

Экспер. группа

Обнаруживает воздух

Обнаруж. воду

Обнаруж песок

Обнаруж глину

Обнаруж перегной

Др.част.

Лида Я

-+

-+

++

-+

-+

-+

Анжела

- +

-+

++

-+

-+

Камни

+

Тоня П

-+

-+

++

-+

-+

-+

Витя П

-+

-+

++

-+

-+

-+

Вася Р

-+

-+

++

-+

-+

-+

Рома В

-+

-+

++

-+

-+

Мусор+


 

Задание №4. Задание 4 строилось по аналогии констатирующего эксперимента. Все ответы детей отражены в таблице 4 «Растения юга» .

Таблица 4

Растения юга

Экспериментальная группа

Название деревьев

Контр.э-т

Название цветов

Контр.э-т

Названия кустарников

Контр.э-т

Лида Я

       -      

5

-

4

-

4

Анжела Р

-

5

+

5

-

5

Тоня П

-

6

-

6

-

5

Витя П

-

7

-

7

-

5

Вася Р

-

5

-

8

-

5

Рома В

-

8

-

6

-

5

Информация о работе Земля - наш общий дом