Ландшафтно-экологической устойчивости землевладений и землепользований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 05:11, реферат

Краткое описание

Задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения юридическими и физическими лицами, перед всеми природопользователями. Однако землевладельцы находятся среди природопользователей на первом месте, поскольку земля является главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей природной среды; кроме того, землепользование служит, к сожалению, главным источником загрязнения среды обитания, а сама земля – главной страдающей от этого обитания стороной.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 86.99 Кб (Скачать файл)

- установление экологически  и экономически целесообразной  специализации сельскохозяйственного  производства землевладения (землепользования) и перспектив развития его  отраслей на основе биоклиматического  потенциала территории и данных  экономической оценки земель;

- разработка рекомендаций  по формированию на территории  существующих хозяйств новых  экологически устойчивых землевладений  и землепользований;

- проведение экологического  районирования и зонирования  территории и выделение эколого-ландшафтных  зон, экологически благоприятных  для размещения сельскохозяйственных  культур и насаждений с учетом  интенсивности их возделывания  и видов применяемых технологий, а также выделение земельных  участков с негативным влиянием  антропогенных факторов или с  особым режимом использования;

- разработка предложений  по использованию земельных угодий  хозяйств, размещение основной сети  устойчивых элементов организации  территории долговременного действия, социальной и производственной инфраструктуры хозяйства и др.

Таким образом, содержание проекта внутрихозяйственного землеустройства остается прежним, но должны быть коренным образом изменены формы и методы проектных разработок с учетом более тщательного использования ландшафтных характеристик территории.

В дополнение к традиционным планово-картографическим материалам при составлении проекта внутрихозяйственного землеустройства на эколого-ландшафтной основе разрабатывается схема экологического зонирования территории землевладения (землепользования). На этой схеме после тщательного изучения природных и социально-экономических особенностей землевладения (землепользования) выделяют:

- санитарно-защитные зоны  для сельскохозяйственных объектов  в соответствии с санитарными  нормами;

- участки с нарушенным  почвенным покровом, подлежащие  рекультивации и землеванию для  последующего использования в  земледелии, под лесонасаждения, водоемы, места рекреации и т.п.;

- эродированные и эрозионно  опасные земли;

- неиспользуемые земли, пригодные  для освоения под сельскохозяйственные  угодья;

- водоохранные и прибрежные зоны вокруг водоемов и водотоков для ограниченного использования в сельском хозяйстве, для бытовых и рекреационных нужд;

- массивы лесов и кустарников, имеющие водоохранное, климаторегулирующее, почвозащитное, санитарно-защитное и хозяйственное значение;

- ареалы произрастания  и местообитания ценных, редких  и исчезающих видов растительности, животных и птиц, требующих охраны  в процессе использования земельных  угодий;

- другие участки в составе  землевладения (землепользования), имеющие  историческое, научно-познавательное, культурно-эстетическое и рекреационное  значение.

Рабочие проекты разных видов должны содержать перечень экономически и экологически обоснованных мероприятий, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство плодородия почв (проекты противоэрозионных мероприятий, мелиорации солонцовых пятен на пашне, посадок лесных полос, строительства гидротехнических сооружений на склонах и в тальвегах балок, проведения рекультивации, выполаживания оврагов и др.).

Для того чтобы зафиксировать экологическое состояние землевладения или землепользования на момент регистрации, на каждый экологически однородный участок (ЭОУ) составляют экологический паспорт. В паспорте должны быть отражены следующие показатели.

1. Постоянные, характеризующие природные и пространственные условия, влияющие на качество выполняемых работ и производительность труда: площадь, тип почвы, гранулометрический состав, бонитет, эродированность, карбонатность, средний уклон местности, экспозиция склона, расчетная ширина, расчетная длина, уклон в направлении технологических операций, расстояние от производственного центра, глубина залегания грунтовых вод, предельная полевая влагоемкость почвы, допустимый смыв, сеть полезащитных лесных насаждений (номер, длина, ширина), гидротехнические мероприятия (водозадерживающие земляные валы, пруды и лесонасаждения при земляных валах с показом их границ и площадей, распылители стока, водоотводящие канавы).

2. Условно-постоянные, характеризующие  мелиоративное состояние, отражающие  комплексы почвозащитных мероприятий  и пути повышения плодородия  почвы: каменистость, переувлажненность, мощность гумусового горизонта, мощность пахотного слоя, содержание гумуса, категория эрозионной опасности, потенциальный смыв, водопроницаемость, плотность почвы, рекомендуемый набор культур, рекомендуемые агротехнические мероприятия по группам культур, мероприятия по повышению плодородия солонцеватых, карбонатных и прочих земель. Желательно выполнить схему целесообразного размещения полосных и буферных посевов.

3. Переменные, характеризующие  организационно-хозяйственные условия: содержание по годам гумуса, азота, фосфора и калия, сроки посева, сроки уборки, урожайность, степень  засоренности по годам, поправочные  коэффициенты к нормам выработки  и расхода топливно-смазочных  материалов в зависимости от  почв, длины гона и рельефа  по отдельным видам механизированных  работ, площади всех отдельно  обрабатываемых участков. Графически  должны быть показаны линии  обслуживания (места подвоза семян, топливно-смазочных материалов, удобрений, воды и т.д.), места складирования  соломы и другой побочной продукции, грубых кормов, посадочные площадки  сельскохозяйственной авиации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1. Разработка и осуществление проектов землеустройства

Экологические требования необходимо учитывать на всех этапах землеустройства: при размещении земельных массивов землевладений и землепользований; проектировании и строительстве различных объектов; эксплуатации земельных угодий и объектов.

При размещении землевладений и землепользований, в том числе сельскохозяйственных, необходимо соблюдать установленные действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъекта хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка на основании статьи 28 Земельного кодекса РК. Заинтересованная сторона должна обратиться в местную администрацию с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта. При этом следует обосновать примерные размеры земельных участков и указать сроки пользования землей. Для выбора земельного участка на местности приглашают представителей местных органов власти, собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, а также представителей государственных служб, имеющих право контроля, предприятий и организаций, заинтересованных в отводе земель. Обязательно должны быть учтены экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр, а также наличие в данном регионе земельных участков с особым правовым режимом использования.

После обследования оформляют акт выбора земельного участка для размещения объекта, а при необходимости и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагают картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и проведенных с учетом комплексного развития территории. При размещении новых и расширении действующих предприятий, имеющих областное, краевое, межрегиональное или республиканское значение, требуется согласие вышестоящих административно-территориальных органов.

Для предоставления участка необходимо заключение органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы об оценке воздействия объекта, который будет размещен на участке, на окружающую среду. На основании этой оценки заказчик еще на ранних этапах планирования своей деятельности может рассмотреть и учесть весь комплекс экологических требований до того, как будет принято окончательное решение. В тех случаях, когда экологические требования при размещении объектов не выполняются, органы землеустроительной службы, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды имеют право налагать запрет на размещение объектов.

На стадии проектирования проектные и изыскательские организации должны обеспечить рациональное использование земель и других природных ресурсов, а также охрану окружающей природной среды. В проектных разработках в соответствии с заданием на проектирование выделяются пусковые комплексы, которые включают не только объекты основного производства, вспомогательного и обслуживающего назначения любого землевладения и землепользования, но также и очистные сооружения и объекты, связанные с охраной окружающей природной среды. В соответствии с природоохранными стандартами и методиками нормирования выбросов производства в проектно-сметной документации должна быть предусмотрена утилизация отходов и побочных продуктов производства, а также приведены сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. В проекте должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие предотвращение загрязнения,- окружающей среды как при производственных процессах, так и в случае аварии, а также ликвидацию негативных последствий для окружающей природной среды. В проектно-сметной документации должны быть подробно разработаны вопросы охраны атмосферного воздуха (перечень источников выбросов, наименование выбрасываемых загрязняющих веществ с суммирующимися вредными воздействиями, количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ, в том числе возможных аварийных выбросов); охраны водоемов от загрязнения сточными водами (предложения по предотвращению аварийных сбросов сточных вод, по предельно допустимым и временно согласованным сбросам сточных вод); восстановления (рекультивации) земельного участка, использования плодородного слоя почвы, охраны недр и животного мира.

Предпроектная и проектно-сметная документация должна содержать оценку соответствия размещения объекта долгосрочной программе развития района, степени экологической опасности хозяйственной деятельности размещаемого объекта, масштабам и характеру оказываемого им воздействия на окружающую среду и здоровье человека. В этих документах должны быть приведены сведения об экологической обстановке в зоне предполагаемого размещения объекта, включая оценку устойчивости природно-территориального комплекса населенного пункта, района. Так, при размещении предприятий в черте населенных пунктов вокруг них обязательно нужно устраивать санитарно-защитные зоны.

Мероприятия по охране окружающей среды в процессе строительства объектов на территории землевладений и землепользований включают: предотвращение потерь природных ресурсов, рекультивацию земель, предотвращение вредных выбросов в почву или их очистку. Кроме того, на территории действующих объектов не допускаются не предусмотренное проектно-сметной документацией уничтожение древесно-кустарниковой растительности, неорганизованный излив подземных вод, запрещается выпуск воды со строительных площадок на склоны, не защищенные от размыва.

Органы контроля проводят проверки соблюдения нормативных экологических требований в процессе строительства и реконструкции зданий и сооружений, снятия и хранения плодородного слоя земли, проведения реконструкции или посадки зеленых насаждений и осуществляют надзор за подготовкой к пуску и наладкой природоохранных сооружений. По итогам проведенных проверок уполномоченные государственные органы дают предписание об устранении выявленных нарушений экологических и санитарных норм и правил. Если в указанный срок нарушения не будут устранены, органы контроля и надзора могут принять решение о приостановлении строительства.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производства при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, осуществляется на основании актов приемочных комиссий. В комиссии включают представителей специально уполномоченных на то государственных органов Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, в том числе и Государственного земельного комитета РК. Необходимо отметить, что запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, не оборудованных средствами контроля за загрязнением окружающей территории. Кроме того, если не завершены необходимые работы по мелиорации и рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды, то также запрещена эксплуатация таких объектов.

Особую важность экологические требования приобретают при использовании земельных массивов, эксплуатации объектов и сооружений на их территории.

Предприятия, организации, частные лица обязаны соблюдать технологический режим, использовать экологически безопасные технологии, выполнять требования по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Работа очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов должна быть надежной и эффективной. Следует проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, по воспроизводству природных ресурсов.

Земельное законодательство содержит требование о предотвращении загрязнения сельскохозяйственных и иных земель производственными отходами. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, включая и арендаторов, обязаны за свой счет осуществлять защиту земель от загрязнения отходами своего производства, химическими и радиоактивными веществами. Критерием оценки загрязненности почв служат нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве. Для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов в земельном законодательстве предусмотрена возможность установления вокруг предприятий зон с особыми условиями использования (охранных, защитных, санитарных и т.п.).

Информация о работе Ландшафтно-экологической устойчивости землевладений и землепользований