Оценка и нормирование качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:17, реферат

Краткое описание

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Содержание

1.Введение
Законодательство РФ в области окружающей среды
Основные понятия об окружающей среде
2.Оценка качества окружающей среды

3.Нормировыание качества окружающей среды

4.Экологическая экспертиза.

Законодательство в области экологической экспертизы

Виды экологической экспертизы

Принципы проведения экологической экспертизы

Сроки проведения экологической экспертизы

5.Расчет массы загрязняющих веществ , выбрасываемых различными технологическими процессами.
6.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 2.85 Мб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение

Законодательство РФ в области окружающей среды

Основные понятия об окружающей среде

 
 
 

2.Оценка качества окружающей среды

 

3.Нормировыание качества окружающей среды

 

4.Экологическая экспертиза.

 
  • Законодательство в области экологической экспертизы
 
  • Виды экологической экспертизы
 
  • Принципы проведения экологической экспертизы
 
  • Сроки проведения экологической экспертизы
 

5.Расчет массы загрязняющих веществ , выбрасываемых различными технологическими процессами.

 

6.Заключение

Меры улучшения качества окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Настоящий Федеральный  закон определяет правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 

 

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в  сфере взаимодействия общества и  природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

В настоящем Федеральном  законе используются следующие основные понятия

окружающая  среда - совокупность компонентов природной  среды, природных и природно-антропогенных  объектов, а также антропогенных  объектов; 

 

природная среда (далее  также - природа) - совокупность компонентов  природной среды, природных и  природно-антропогенных объектов; 

 

компоненты  природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а  также озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;  

 

природный объект - естественная экологическая система, природный  ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;  

 

природно-антропогенный  объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; 

 

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; 

 

естественная экологическая  система - объективно существующая часть  природной среды, которая имеет  пространственно-территориальные границы  и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией; 

 

природный комплекс - комплекс функционально и естественно  связанных между собой природных  объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками; 

 

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению  в результате хозяйственной и  иной деятельности и характеризуется  сочетанием определенных типов рельефа  местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными  показателями и (или) их совокупностью;

 

Критерии оценки качества окружающей среды

оценка воздействия  на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету  прямых, косвенных и иных последствий  воздействия на окружающую среду  планируемой хозяйственной и  иной деятельности в целях принятия решения о возможности или  невозможности ее осуществления;

 

 

2.Оценка качества окружающей среды

 

Важным направлением мониторинговых исследований является оценка качества окружающей среды.

Качество окружающей среды - это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. Различают окружающую природную среду здоровую, или комфортную, при которой здоровье у человека в норме, и нездоровую, при которой нарушается состояние здоровья. Когда при взаимодействии человека со средой наблюдаются необратимые изменения состояния здоровья, то такая среда называется экстремальной. Отсюда следует, что для сохранения здоровья населения нашей страны необходимо следить за качеством окружающей среды. Для этого разработаны научные оценки качества окружающей среды, которые называются стандартами качества окружающей среды. Они подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные.

Экологические стандарты устанавливают  предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которых несет опасность здоровью человека, губительно для растительности и животных. Данные нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) и предельно допустимых уровней вредного физического воздействия (ПДУ).

ПДК- это количество вредного вещества в окружающей среде, отнесенное к массе или объему ее конкретного компонента, которое при постоянном контакте или при воздействии в отдельный промежуток времени практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

При определении ПДК, подчеркивают Т.А. Акимова, В.В. Хаскин (1994), учитывается  не только степень влияния загрязнителей  на здоровье человека, а также и  воздействие данных загрязнителей  на природные сообщества в целом. ПДК с каждым годом все больше устанавливаются для веществ в воздухе, воде, почве (рис.1).

 

 

  
Рис. 1. Схема зоны загрязнения атмосферного воздуха в районе мощного промышленного источника (по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину, 1994): 
Верхняя часть - план-схема территории, нижняя часть - "профиль" территории по линии АБ. 
ПЗ - промышленная зона с источником выбросов; Г районы города; Л - лесопарковые насаждения; СЗЗ - санитарно-защитная зона. Пунктиром обозначены профили рассеяния и выпадения выбросов и соответствующие изолинии концентрации загрязнителей в приземном слое воздуха. Отображена ситуация, когда благодаря соблюдению ПДВ в жилой зоне города не превышается ПДК

Так, в настоящее время разработаны ПДК для 200 загрязняющих веществ воздушной и более 600 водной среды.

Предельно допустимые уровни вредного физического воздействия (ПДУ) устанавливаются, как правило, для шумового и электромагнитного загрязнения.

Производственно-хозяйственные стандарты качества окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и других объектов. К данному виду стандартов качества окружающей среды относятся предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ) и предельно допустимый сток (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы конкретными источниками (предприятиями) той или иной территории.

Около 2 млн т, не считая минеральных  удобрений, составляет общее количество веществ, ежегодно попадающих в биосферу. Меньше предельно допустимой может быть концентрация каждого из этих веществ, но совместное их присутствие вызывает такой же эффект, как и при их содержании, превышающем ПДК. Это явление называется эффектом суммации действия. Таким эффектом, например, обладают следующие сочетания вредных веществ: ацетон-фенол, сернистый газ-фенол, сернистый газ - сероводород и др. При совместном содержании в воздухе нескольких веществ, обладающих суммацией действия, необходимо соблюдать следующее условие:

С1

+

С2

+ ... +

Cn

≤1

ПДК1

ПДК2

ПДКn


 

где С1, С2, ...Сn - фактические концентрации вредных веществ в окружающей среде; ПДК1, ПДК2, ...ПДКn - предельно допустимые концентрации этих вредных веществ в окружающей среде.

  
Рис. 2 Меры улучшения качества окружающей среды

Выбросы становятся опасными для здоровья человека, если при  расчете сумма будет больше единицы.

Меры по улучшению  качества окружающей среды разрабатываются на каждом предприятии, в каждом городе или поселке. Их можно объединить в следующие группы рис. 2: технологические, архитектурно-планировочные, инженерно-организационные, правовые, экономические мероприятия.

Контроль за качеством  окружающей среды может проводиться по схеме, представленной на рис. 3

  
Рис. 3 Схема управления загрязнением окружающей среды (по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину, 1994): 
1 - 5 - этапы воздействия и откликов; А - уровень процессов; Б - уровень контроля и коррекции; В - уровень оценок и принятия решений; Г - уровень нормативов. Минимальный контур практического регулирования обозначен двойными стрелками

Обращается внимание на следующие обстоятельства. Если для данного территориально-производственного комплекса определены предельно допустимая техногенная нагрузка (ПДТН), суммарные и дифференцированные по источникам ПДВ и ПДС, то контур регулирования сравнительно простой. Главная обратная связь для принятия решений определяется оценкой выбросов. В том же случае, когда строгая оценка не произведена и используются временно согласованные нормативы, то задача усложняется, относительно большое значение для принятия решений приобретает оценка экологического ущерба.

Следует иметь в виду и то, что принятие решений не ограничивает мероприятия только воздействиями  на технологические процессы или  средства очистки которые должны уменьшить интенсивность и опасность  эмиссий. Могут быть и другие варианты: перераспределение и перемещение мощности источников, замена технологии, увеличение санитарно-защитной зоны, отселение людей из зоны активного влияния источника и т.д. В целом из схемы управления качеством окружающей среды следует, что главная обратная связь в контуре принятия природоохранных решений определяется блоком оценок воздействия. Одной из центральных процедур контроля экологической регламентации является оценка воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду.

 

Критериальная таблица экологической оценки состояния окружающей природной среды

Таблица1

Оценочный балл, % 
  

Качественные признаки состояния  природной среды 
  

Уровни потери качества 
  

0-1,0 
0-5 
  

Отсутствие признаков: 
- угнетения естественных и антропогенных биоценозов; 
- нарушений состояния здоровья из-за влияния окружающей природной среды; 
- нарушений природных сфер и их функционального равновесия  

Условно нулевой 
  

Оценочный балл, % 
  

Качественные признаки состояния  природной среды

Уровни потери качества 
  

1,1-2,0 
6-20 
  

Заметное угнетение естественных биоценозов, использование земель для производства пищевой продукции без ограничений;

Природная среда в целом удовлетворительна  для существования человека;

Признаки нарушений отдельных  природных сфер обратимого характера.

Низкий 
  

2,1-3,0 
21-40 
  

Природные биоценозы сильно угнетены, производство пищевой продукции  неэффективно из-за низкого качества и пониженного плодородия почв;

Здоровье населения заметно  ухудшено из-за неблагоприятных условий  окружающей природной среды;

Окружающая природная среда не справляется с антропогенными нагрузками.

Средний 
  

3,1-4,0 
41-70 
  

Невозможность длительного существования  искусст-венных насаждений, противопоказанность  использования земель для производства продовольственной продукции; 
  Существенная деградация населения по состоянию здоровья; 
  Необратимые нарушения природных сфер, исключающие самовосстановление природной среды в целом.

Высокий 
  

4,1-5,0 
71-100 
  

Биопродуктивность земель нулевая; 
  Прямой контакт человека с природной средой опасен для здоровья и существования человека; 
  Природные сферы необратимо нарушены и не могут выполнять своих функций в окружающей среде. 
  

Катастро-фический 
  

Информация о работе Оценка и нормирование качества окружающей среды