Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка
Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы
Обычно
большая песчанка уносит
Зверей,
заготовляющих сено
В знаменитой книге, изданной в 1755 году, «Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым, академии наук профессором», камчатские полевки сравниваются с крестьянами «Мышей за камчатских крестьян почитать можно».
Крашенинников, один из замечательных ученых своего времени, писал что «норы у тегульчичей (местное название полевки-экономки) весьма просторны, чисты, травой выстланы и разделены на разные камеры, из которых в иной – чистая сарана (луковицы лилии-саранки), в иной –очищенная, а в иных – иные коренья находятся, кои они собирают летом для зимнего употребления с отменным трудолюбием и, в ясные дни вытаскивая вон, просушивают на солнце». Из кладовых экономок не раз приходилось вынимать по 15 кг клубней саранки, заготовленной одной парой грызунов. Неудивительно, что сибиряки – как пришлые русские, так и местные народности – широко пользовались этими запасами….
……«Овощные погреба» у зверьков, живущих к западу от Урала почти совсем не изучены. Между тем здесь запасает коренья не только полевка-экономка, но даже обыкновенная, или серая, полевка.
В августе
в Горьковской области в норах
обыкновенной полевки мне
…….Собирание семян, зерен, орехов и плодов распространено среди зверьков, пожалуй, больше, чем запасание «овощей». Кто не слыхал о кладовых белок или полосатого таежного бурундука. Эти лесные грызуны собирают главным образом семена некоторых древесных пород – желуди, орехи лещины и трех видов кедровых сосен.
Бурундук, кроме того, довольно часто собирает костянки черемухи и малины, семена осоки, а на полях – пшеницы и ржи.
Вопреки тому, что пишется в книгах мне никогда не приходилось видеть у белок крупных запасов. Чаще всего белки прячут по три-четыре ореха или желудя в первую подходящую щель, небольшое дупло или ямку под опавшими листьями в ближайшем гнезду районе. Беличьими складами пользуются иногда кедровки, сойки, кукши и мелкие лесные грызуны; но сама белка часто грабит кладовые лесных птиц. Начиная с конца августа белка сушит грибы, раскладывая их на пни и упавшие стволы или, чаще, вешая на сухие ветки деревьев. У белок северных лесов в грибные годы бывает от нескольких десятков грибов до 150-300, а у белки-телеутки степных боров западной Сибири – до 1500-2000 грибов….
Собирая орехи и желуди, зверьки много их теряют по дороге к норе, нередко и сами запасы, например, беличьи, остаются забытыми. То тут, то там в старых пнях, в ямках, трещинах скал появляются всходы кедра, дуба и орешника. Лесные грызуны вместе с птицами – лучшие распространители этих ценных деревьев. Без их участия кедр не мог бы снова занять те большие пространства, где таежные пожары погубили все хвойные деревья, семена его слишком тяжелы, а вода и ветер для него плохие помощники в расселении.
Роющая деятельность млекопитающих как биотический фактор
Миллиона зверьков изо дня в день роются в поверхностных слоях почвы, прокладывают длинные ходы в глубину подпочвы, перебрасывают и измельчают огромные массы земли. Гигантский слепыш в летнее время ежедневно выбрасывает на поверхность две-три кучки земли с площадью основания до 0,5 кв.м у каждой. Небольшая семья мелких грызунов – слепушонок – покрывает за лето кучками более 25 кв м земли (по моим подсчетам в Монголии). В западной части прикаспийской низменности суслики выбрасывают около 30 000 куб м земли на каждом квадратном километре. Слившиеся курганчики нор сусликов и сурков иногда достигают 20 м в длину и 10 м в ширину. Высота их до 1.5 м.
В степях
при массовом размножении
Прокладывая ходы, зверьки повреждают земляные дамбы, плотины и железнодорожные насыпи. Выброшенные зверьками кучки земли портят дороги, сенокосные луга, огороды. «Кротовая кучка арбу опрокинуть может» - говорит кабардинская пословица.
Было бы, однако, неправильным считать роющую деятельность зверей всюду вредной. В лесных местах и кустарниках кроты и землеройки приносят пользу: разрыхляя мертвую подстилку и землю, они облегчают впитывание и более равномерное распределение дождевой и талой воды; перемещая в глубину гниющие остатки растений, содействуют образованию плодородного, гумусового слоя почвы.
На участках, перерытых
кротами и землеройками, в лесу
нередко появляется целая
Упражнение на критическое
мышление: внимательно проанализируйте предложенные
тексты, как вы считаете, в рамках какой
парадигмы экоцентрической или антропоцентрической
создавалось каждое из этих произведений?
Тема 7. Основы глобальной
экологии. Биосфера и ноосфера
Методическое указание:
Вопросы к текстам:
Исторические корни нашего экологического кризиса
Текст воспроизводится по изданию: Уайт Линн Младший Исторические корни нашего экологического кризиса., из кн. «Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы» сост. И.Ю.Алексашина, С-Пб., Крисмас+, 1995, 104 с., (с.13-19)
<...> История экологических
изменений все еще пребывает
в таком зачаточном состоянии,
что мы мало знаем, что же
в действительности
При нынешнем состоянии экологических исследований мы не способны точно установить, где и когда человек осуществил решающие изменения в жизни природы, какой вклад он внес в формирование нынешней ситуации. Ясно лишь, что именно люди сыграли здесь главную роль. И в последней трети XX века мы столкнулись со страшно обостряющейся проблемой, как избежать ответного экологического удара. В историческом же плане особое внимание привлекает эпоха, когда у ряда европейских народов начали развиваться естественные науки, претендовавшие на понимание природы вещей. Важен также и многовековой процесс накопления технического знания и мастерства, который шел иногда быстро, а иногда и медленно. Оба эти процесса шли независимо до тех пор, пока около четырех поколений назад в Западной Европе и Северной Америке между наукой и техникой не был заключен брачный союз: соединились ходы к нашему природному окружению. Бэконова вера в то, что научное знание дает техническую власть над природой, обрела практическую значимость не раньше 1850 года. Лишь в химической промышленности это произошло еще в XVIII веке. Принятие Бэконовой веры в качестве нормального руководящего принципа в практической деятельности нужно считать величайшим событием в истории человечества после создания агрокультуры, а может быть, и во всей нечеловеческой земной истории.
Как только это произошло, почти сразу появилось и новое понятие экологии; и в самом деле, в английский язык оно было введено в 1873 году. Спустя менее столетия после возникновения новой ситуации воздействие человеческого рода на окружение настолько усилилось, что его результат стал другим и по своей сути. К примеру, в начале XIV века выстрелили первые пушки, и это имело экологические последствия — обезлесение и эрозию, потому что в горы и лeca были посланы рабочие для добывания в большом количестве поташа, серы, железной руды и древесного угля. Нынешние водородные бомбы уже совсем иные: если они будут использованы на войне, скорее всего, изменится генетическая основа всей жизни на Земле. В 1285 году в Лондоне возникли первые проблемы со смогом из-за сжигания битумных углей, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что нынешнее сжигание горючего грозит изменить химическую основу глобальной атмосферы в целом, и мы лишь кое-что начали понимать, какими могут стать последствия. Демографический взрыв и раковая опухоль бесплановой урбанизации породили свалки мусора и объемы сточных вод поистине геологических масштабов, и, разумеется, никакая другая живая тварь на Земле, кроме человека, не смогла бы столь быстро осквернить свое гнездо.
Призывы к действию звучали уже много раз: в основном они выражали негативную реакцию на существующее положение дел или же ориентировались на принятие слишком частных, паллиативных мер, которые не годятся на что-либо большее, чем быть отдельными пунктами каких-то программ. Предлагали запретить бомбу, снести рекламные сооружения, дать индийцам контрацептивы и убедить их начать есть мясо священных коров. Конечно, самое простое — это прекратить всякое подозрительное изменение; несколько лучше — романтизировать прошлое — скажем, безобразные бензоколонки оформить на манер коттеджей Анны Хэтеуэй или трактиров в покинутых городах на Дальнем Западе. С позиций "сохраним жизнь дикой природы" будут упорно защищаться предложения "глубоко заморозить" существующее экологическое состояние — так уже было в случаях с Сан-Джиминьяно или с Хай-Сьеррой и др. Но с экологическим кризисом наших дней не справится ни атавистическое умонастроение, ни попытка представлять все в приятном и привлекательном виде.
Что же мы должны делать? Этого пока еще никто не знает. Нам нужно обратиться к вещам фундаментальным, ибо, если мы ограничимся неглубокими и недальновидными решениями, мы будем получать лишь новые и новые ответные удары природы со все более усугубляющимися последствиями, которые сведут на нет успешность таких решений.
Мы должны начать со своего мышления и обрести ясность понимания, а для этого нужно дать глубокий исторический анализ всего, что легло в основание современной науки и техники. Наука всегда была аристократична, спекулятивна и интеллектуальна, техника же на ранг ниже — эмпирична и ориентирована на практическое действие. К середине XIX века они совершенно неожиданно соединились, не без помощи происшедших ранее демократических революций: понизив социальные барьеры, они побудили создать функциональное единство мысли и руки. Наш экологический кризис — это результат становления совершенно новой демократической культуры. Сможет ли демократизированный мир выжить вопреки всему, что он же сам и породил? Скорее всего, не сможет, если мы не переосмыслим свои собственные догмы.
Пусть простят мне повторение банальной истины, но и современная техника, и современная наука явно порождены именно Западом. Раньше наша техника вбирала в себя элементы отовсюду — примечательно, что даже и из Китая. Но сегодня любая эффективная техника — западного происхождения, где бы Вы ее ни встретили, будь то в Японии или в Нигерии. Наши естественные науки унаследовали знание всех наук прошлого, где особенно выделяются достижения великих мусульманских ученых Средних веков, часто превосходивших древних греков в мастерстве и проницательности: к примеру, Аль-Рази в медицине, или Ибн-аль-Хайям в математике. Оказалось, что немало работ этих гениев было утрачено в своих оригиналах на арабском языке, но сохранились в средневековых латинских переводах, и это помогло заложить фундамент для дальнейшего развития на Западе. В наше время все значительное в науке всего мира является западным по стилю и методу, независимо от цвета кожи или языка ученого.