Хрестоматия экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка

Краткое описание

Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Naum chrestomatia.doc

— 808.00 Кб (Скачать файл)

Предыдущие  страницы были посвящены проведению той мысли, что жизнь на Земле образует сплошную паутину. Была сделана попытка путем логических построений перейти от доступных нам фактов к широким обобщениям. Другими словами, попытка была научной.

Тем не менее, трудно игнорировать то смущающее обстоятельство, что окончательные обобщения, возникшие  из всего этого, — четыре закона экологии — известны множеству людей и не требуют какого-либо научного анализа или профессиональной подготовки. Сложную паутину связей, пронизывающая всю жизнь, и место в ней человека прекрасно и точно описал в своих поэмах Уолт Уитмен. Довольно хорошее представление о взаимосвязи физических свойств окружающей среды и созданий, которые в ней обитают, можно составить по «Моби Дику»*; Марк Твен известен не только как удивительный источник знаний о природе Соединенных Штатов к западу от Миссисипи, но также как острый критик несостоятельности науки, которая оторвалась от жизненной реальности. Как говорит критик Лео Маркс, «всякий, кто знаком с деятельностью американских писателей - классиков (я имею в виду таких, как Купер, Эмерсон, Торо, Мелвилл, Уитмен и Марк Твен), наверное, должен был развить интерес к той области знаний, которую мы недавно научились называть «экологией».

К несчастью, этого литературного наследия оказалось  недостаточно, чтобы спасти нас от экологического бедствия. Кроме того, каждый американец, занятый в области техники, индустрии, сельского хозяйства или официальной деятельности, непричастный к разрушению природной среды или участвовавший в нём, читал (по крайней мере, некоторые вещи) Купера, Эмерсона, Topо, Мелвилла, Уитмена или Марка Твена. Многие из них к тому же туристы, любители птиц или заядлые рыболовы, и потому в какой-то степени лично осведомлены о тех природных процессах, которые наука экология пытается описать. Тем не менее, большинство из них было застигнуто врасплох кризисом окружающей среды; они, видимо, не смогли понять, что сегодня леса Торо, реки Марка Твена и океаны Мелвилла в опасности.

Растущие  миазмы загрязнений помогают нам  понять это. Говоря словами Лео Маркса, «теперешний кризис окружающей среды придал истинный, буквальный и даже количественный смысл этому поэтическому образу (человек должен жить в гармонии с природой)». В этом состоит, быть может, главное значение предпринятой здесь попытки показать, что те простые обобщения, к которым приводит человека тесный контакт с природой, имеют под собой солидную базу в лице фактов и принципов науки экологии. В союзе с наукой эти идеи становятся оружием в борьбе с опасностью, которой грозит природе экологический кризис. В лесах Уолден-Понда или в окрестностях Миссисипи большинство знаний, необходимых для понимания мира природы, может быть получено из собственного опыта. Но для того, чтобы понять мир ядерных бомб, смога и загрязненной воды, нужна помощь ученых.

    • Имеется в виду аналогичная история с восточным владыкой, который обратился с такой же просьбой к историкам. В результате они свели всю историю человечества к одной - единственной фразе: «Человек рождается, страдает и умирает».

Термины, нуждающиеся в разъяснении:

ДДТ – химическое вещество, широко используемое с сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, в практике рекреации – для борьбы с комарами и клещами. Оказалось, что незначительные концентрации этого химического соединения способны накапливаться в цепях питания и приводить к массовой гибели птиц, зверей и представлять серьезную угрозу здоровью человека. В настоящее время использование ДДТ запрещено.

Детергент – моющее средство, молекулы этих искусственно полу

Гербецид – средство для борьбы с вредными растениями, накапливаясь в трофических цепях в опасных концентрациях, эти вещества могут стать причиной гибели многих видов организмов экосистемы.

Кибернетика – наука об управлении в различных системах.

Кибернетические системы – системы с управлением.

 Метаболизм – совокупность всех процессов обмена веществ в растениях, животных, микроорганизмах. Включает в себя всю совокупность реакций, протекающих в клетках и обеспечивающих как расщепление сложных соединений, так и их синтез.

 Эвтрофикация – обогащение водоемов питательными веществами, часто вызываемое спусканием в них сточных вод и поверхностным стоком с удобряемых полей.

Экосистема – сообщество живых организмов взаимодействующих с окружающей средой посредством потока энергии круговорота веществ и трофических взаимодействий.

 

Экосфера – совокупность свойств  Земли как планеты, создающих  на ней условия для развития жизни (биотоп биосферы); совокупность всех экосистем  Земли.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подберите примеры из Вашей жизни, иллюстрирующие законы Б. Коммонера.
  2. Проследите судьбу (цикл реутилизации) предметов домашнего обихода. Зафиксируйте свои выводы.
  3. В данных текстах Б. Коммонер ссылается на труды классиков американской литературы (Мел вилл «Моби Дик», Г. Торо «Уолден иди жизнь в лесу», М. Твен «На берегах Миссисипи», Р. Эмерсон ), чьи труды способствовали формированию экологического сознания у миллионов англоязычных читателей. Какие работы русских писателей Вы могли бы отнести к произведениям формирующим «экологическую личность». Напишите краткое эссе на тему  «Круг чтения гражданина ноосферы».

 

  Тема 2.    История экологии

     Методическое указание:

     Вашему  вниманию предлагается статья  одного из крупнейших философов-экологов нашего времени В.Г. Зубакова, автора книги «Сценарии 21 века». В этой статье автор  высказывает идеи о дальнейшей эволюции биосферы. Подобные работы продолжают в современной экологии биосферно-ноосферное направление, заложенное работами В.И. Вернадского и Н.В. Тимофеева-Ресовского.

 

Вопросы к тексту :

  1. Какие, по мнению В.А. Зубакова, идеи В.И. Вернадского остались невостребованными современным социумом?
  2. В чем суть палеолитического кризиса и можно ли его сравнивать с современным?
  3. Какой смысл вкладывает автор в термин «природопокорительская цивилизация».
  4. Как представляет себе В.А. Зубаков дальнейшую эволюцию человека и биосферы?

 

 

                                                                      В. А. Зубаков

Место человека  в направленной эволюции:  выбор будущего

 Текст воспроизводится по изданию: Зубаков В.А. Место человека в направленной эволюции. - журн. Экология и жизнь, № 3, 1998.

     Экологизация  общественного сознания в конце  ХХ века отразила вступление  человечества в глобальный экологический кризис (ГЭК), который может закончиться коллапсом цивилизации. Что он означает для человечества и как найти выход из ГЭК — наука пока не знает. Для ответа на эти вопросы рождается новая, пограничная между философией, социологией и науками о Земле дисциплина — историческая экогеология, исследующая эволюцию Земли с двух нетрадиционных сторон: как дома человечества и как космического суперорганизма. Основой для ее становления стало научное наследие В.И. Вернадского. К сожалению, его философские идеи до сих пор остаются невостребованными. Главная из них — идея живой материи и ее вечности, идея безграничного и безначального биологического (а по сути бионоогенического) пространства — времени, в соответствии с которой эволюцию Земли и Вселенной можно рассматривать как направленное (закодированное) развитие супер- и гиперорганизма.

      Найти  выход из ГЭК можно только  в том случае, когда наука поймет  глубинные причины его возникновения  и исследует его прошлые аналоги  и их эволюционные следствия. Сейчас общепринятые представления не идут дальше аналогии современного ГЭК с позднепалеолитическим кризисом, а его последствий — с неолитической революцией. Суть палеолитического кризиса – в истреблении фауны крупных млекопитающих (мамонтов, быков, оленей, лошадей) древним человеком и необходимости перехода от охотничьего хозяйства к скотоводству и земледелию. Но позднепалеолитический кризис не был глобальным, он коснулся лишь перигляциальной зоны, где были сосредоточены племена охотников на мамонтовую фауну. И он никак не отразился в геохимических процессах, перестройка которых является сутью современного ГЭК. Да, в условиях позднепалеолитического кризиса большая часть человечества того времени вымерла. Уцелели лишь те племена на периферии тогдашней ойкумены, которые в ходе неолитической революции сумели объединить свой опыт по использованию ресурсов биосферы как целого, т. е. научились приручать животных и выращивать зерно. Для этого им нужно было перейти от анимистской идеологии, т. е. от поддержания гомеостаза с биосферой отдельно каждым племенем, к природопокорительской, т. е. к цивилизации.

      Под  этим термином я понимаю такую  информационную систему «общество—природа», в которой человек поставил  себя в положение хозяина биосферы  как кладовой природных ресурсов и бесконечного источника благ. Все другие определения цивилизации как культурного, этнического и технологического феномена представляют лишь дальнейшую классификацию этого исходного положения. Таким образом, причиной современного ГЭК является само становление цивилизации с ее природопокорительской идеологией, технологический и культурный прогресс которой оплачивается всевозрастающей деградацией биосферы.

      Какие  эволюционные последствия это  будет иметь? Ответить на этот  вопрос историческая экогеология может только путем исследования аналогий современного ГЭК с подобными ему кризисами в прошлом. Историческая экогеология свидетельствует, что из всего известного множества экологических кризисов только один за все время существования биосферы был подобен современному. Это прерифейский ГЭК, случившийся 2 млрд лет назад. Тогда восстановительная геохимическая среда, в которой возникла белково-нуклеотидная жизнь, была замещена кислородной. Причиной прерифейского ГЭК была жизнедеятельность синезеленых цианобактерий — лидеров эволюции и монополистов экосферы того времени. Они дышали азотом и выделяли в воду кислород, представлявший яд для господствовавших тогда метано- и серодышащих архебактерий. До поры до времени кислород связывался двухвалентным железом, выделявшимся из мантии в процессе вулканизма. Но 2,5 млрд лет назад вулканизм стал слабеть и ресурсы двухвалентного железа около 2 млрд лет назад были исчерпаны. В атмосфере стал накапливаться кислород. Около 1,7 млрд лет назад концентрация его в атмосфере достигла точки Юри — одной тысячной от современного уровня. Этого оказалось достаточным для массовой гибели архебактерий и ундаментальной трансформации биосферы в новое качество — оксибиосферу. Надолго освободившиеся на поверхности Земли экологические ниши архебактерий стали объектом поэтапной адаптации к ним паразитических мутантов прокариот. Из них-то путем кооперации их с протоядерным организмом и образовался второй ствол жизни — смертная ядерная (по-гречески — эукариотическая) клетка, умевшая дышать кислородом и накапливать и совершенствовать генетическую память. Венцом эволюции нового ствола жизни, адаптированной к кислородной среде, и явился человек разумный.

      Таким образом,  и современный и прерифейский  ГЭК представляют собой редчайшее  в истории Земли событие — химическое отравление всей глобальной среды обитания продуктами жизнедеятельности лидеров эволюции. Мы знаем, что в эмбриональной стадии развития любого организма информационно повторяются черты филогенеза его предков. И поскольку и Земля в целом, и общество представляют собой своеобразные организмы, последствия современного ГЭК в принципе должны развиваться по аналогии с филогенетическими стадиями эукариотического ствола жизни. А именно: если(!) современная био-ноосфера перейдет в техноноосферу, что может произойти уже в середине XXI века, то, очевидно, должен появиться и адаптированный к ней новый, третий ствол жизни. Думается, по аналогии с эукариотами, он должен появиться путем эндосимбиоза, но уже не в ходе долгой паразитической кооперации, а путем искусственного, создаваемого человеком, некоего симбиоза человеческого мозга и биоинженерных устройств, т. е. киборга. Этот вывод об аналогии современного ГЭК прерифейскому и, следовательно, аналогии их последствий имеет исключительно важное значение для философского осмысления проблемы оценки места человека в эволюции и оценки перспектив его выживания.

      Вопреки прежним  чисто биологическим представлениям, по которым род Homo трактовался  как маленькая веточка на гигантском  древе жизни, с информационных позиций, в рамках темпоральной периодизации Земли как

суперорганизма, человечество почти  пропастью отделяется от всех представителей доразумной жизни, поскольку его  эволюция связана с новым стволом культурной информации, принципиально отличной от генетической… 

….  Грядущую, после ГЭК, часть  ноосферы можно считать информационно-синергетическим  аналогом оксигайи, т. е. рифей-фанерозойского этапа биосферы, на протяжении которого эукариоты освоили сначала океан, а после возникновения озонового экрана — сушу и воздух. Подобным образом, по аналогии, третий — кибернетический — ствол жизни должен, очевидно, сначала освоить Солнечную систему, а затем уже более адаптированный к космосу искусственный интеллект начнет осваивать и дальний космос. Развиваемая на основе идей В.И. Вернадского историко-экологическая модель эволюции Земли и Вселенной как «живой материи» приводит к следующим выводам: возникновение жизни и разума в пределах Солнечной системы не было случайным; современный ГЭК является закономерным и неизбежным следствием направленной эволюции, идущей на протяжении всех 4 млрд лет стихийно, по «рыночному» принципу, т. е. в соответствии с «сиюминутной» выгодой конкурирующих организмов, а в обществе — государств; современный ГЭК по аналогии с прерифейским представляет, образно говоря, кнут, которым эволюция побуждает рожденный на Земле Разум, перейти к космической экспансии.

     Таким образом, созданием  искусственного интеллекта человечество  завершает свою эволюционную  миссию и на ход дальнейшей  эволюции Разума в рамках космического пространства влиять уже не сможет. Отсюда следует, что ближайшие 50 лет, которые биосфера может еще продержаться, представляют рубеж («точку бифуркации»), на котором человечеству предстоит сделать выбор: либо исчезнуть с эволюционной сцены, уступив место новому лидеру — киборгу, либо кардинально изменить всю стратегию взаимоотношений с биосферой и срочно переобустроить свою экологическую нишу на планете Земля так, чтобы она и в будущем оставалась пригодной для обитания человека. Вопрос о будущем человечества «Быть или не быть?» является, следовательно, оборотной стороной запрограммированного эволюцией перехода Разума к освоению внеземного пространства.

 

Термины, нуждающиеся  в разъяснении:

 

Архебактерии  – группа микроорганизмов прокариотов, резко отличающихся  как от бактерий, так и от эукариотов. Отличия наблюдаются в компонентах синтеза белка, структуре клеточной стенки, биохимии (только среди архей есть организмы, способные получать энергию из расщепления метана) и устойчивости к факторам внешней среды (большая часть способна выживать в экстремальных средах). По типу питания –автотрофы, гетеротрофы.

Информация о работе Хрестоматия экологии