Хрестоматия экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, методичка

Краткое описание

Данное методическое пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Основы общей экологии», «Экология человека», «Концепции современного естествознания», «Основы рационального природопользования», «Экологический туризм». По мнению авторов-разработчиков, экологическое мышление формируется не только во время изучения учебников по экологии и выполнения самостоятельных экологических исследований в лабораториях и живой природе, но и во время чтения художественной, публицистической и философской литературы, имеющей экологическое содержание или экологический подтекст.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Общее представление об экологии. Понятие экосистемы. Принципы экологии………………………………………………………..5
Тема 2. История экологии………………………………………………….22
Тема 3. Общее представление об экосистеме…………………………….30
Тема 4. Развитие экосистемы………………………………………………42
Тема 5. Динамика популяций………………………………………………59
Тема 6. Факториальная экология…………………………………………..69
Тема 7. Эволюция биосферы. Биосфера и ноосфера……………………..79
Тема 8. Роль личности в эволюции биосферы………………….………..96
Тема 8. Глобальные проблемы человечества…………………………….111
Тема 9. Устойчивое развитие природы и общества……………………..143
Тема 10. Экология человека……………………………………………….162
Тема 11. Экологическая этика…………………………………………….181
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Naum chrestomatia.doc

— 808.00 Кб (Скачать файл)

     На земле, под тем  кустом, где я только что сидел,  шевельнулась маленькая черная  тень. Она быстро, словно в необычайном  возбуждении, поднималась и опускалась  на месте и вдруг начинала  тихонько болтать. Я снова чиркнул спичкой, подождал, пока огонь разгорится, и вытянул руку с горящей спичкой во всю длину. Пламя, мерцая, осветило маленькую земляную сову. Прямо под ней зияло черное отверстие – вход в ее подземный дом, вырытый в мягкой земле между корнями деревца. Я успел, пока горела спичка, рассмотреть пристально устремленный на меня взгляд пары блестящих глаз. Такой крошечной совы я еще никогда не видел. Вся она была в крапинах и полосках бурого земляного цвета, постепенно преходящих в светлую умбру. Ушные хохолки у нее отсутствовали, а гладкое округлое оперение делало ее похожей на мягкий аккуратный шарик. Меня рассмешили ужимки этой птицы: она ворковала и тараторила сама с собой, издавала целые вереницы забавных звуков, в которых жалобные ноты сменялись сердитыми, а затем нежными и умоляющими. С чувством сожаления я поднял ружье и выстрелил. Ножом я вспорол брюхо, вынул желудок и положил его на лист карликовой пальмы. Он был полон, и, вытряхнув все, что в нем находилось, сюда же на лист, я обнаружил остатки переваренной ящерицы анолис, отдельные части тела скорпиона и, к моему великому удивлению, совсем целый, хотя и помятый панцирь ильного краба – небольшого, шириной не более дюйма ракообразного с тусклой окраской грязновато-коричневого цвета. В находке ящерицы и скорпиона нет ничего удивительного - это обычная пища земляной совы. Но я никак не думал, что мне попадется панцирь краба. Одна нить превратилась теперь в три: две вели на сушу, третья на океанский берег. Выбросив ящерицу и скорпиона, я вычистил остатки краба, сунул их в склянку и взвалил на плечи свои мешки.

       В какой-то  момент среди ночи сова отважилась  вылететь на берег и схватила  мимолетом краба. Но тут-то  и была загвоздка: я обследовал  весь берег, но нигде не обнаружил  никаких следов ильных крабов. Это и понятно: они никогда не выходят на песок лагуны, их организм к этому не приспособлен. Цепь явлений привела меня от вопроса «зачем?», относившегося к душистому кусту, к вопросу «каким образом», относившемуся к сове. Натуралисты всегда сталкиваются с этими двумя вопросами «каким образом» и «зачем». На первый вопрос иногда еще можно дать ответ, на второй – почти никогда.

        Вопрос «каким  образом?» я разрешил только  на следующий день, переплыв красивый  зеленый залив Лэтерн-Хэд, расположенный  более чем в 30 милях от того места, где я видел сову. Лэтерн-Хед – выемка в береговой линии, естественная мелководная гавань. Местами берег окаймлен мангровыми зарослями. На корнях мангровых деревьев нашли себе приют большие колонии маленьких устриц и мидий. Я вытащил несколько сильно перепутавшихся между собой корней и обнаружил в расщелинах с десяток ильных крабов. Они разбежались в поисках новых убежищ. Я понял, что моя земляная сова, несомненно, опустилась где-нибудь на корень мангрового дерева и, заметив бегущего краба, проглотила его.

     Третья петля зоологической   сети завязалась быстрее быстрого. Один  из ильных крабов упал  в грязь и был тут же схвачен  более крупным родичем –мангровым  крабом, великолепно окрашенным  ракообразным с алыми клешнями  и лапами.  Он стремительно набросился на свою жертву и тотчас обезоружил ее, вырвав клешни. Затем большой краб совершил неслыханное злодеяние: зажав собрата в своих клешнях, он неторопливо и последовательно ампутировал у него все ноги, обрывая по одному суставу и бросая их в илистую грязь. Гнусность злодеяния усугублялась сардоническим видом убийцы: за все время этой отвратительной процедуры выражение его морды ничуть не изменилось, а выпуклые, на стебельках глаза с дьявольским спокойствием взирали на жертву….

     Понадобилось только три звена, чтобы привести меня от благоухания к злодейству. Поэтому неудивительно, что четвертому суждено было опять вернуть меня к прекрасному. Такова жизнь, этот космос контрастов.

     Четвертое звено явилось  в образе большой белой цапли. Ее легко опознать по ярко-желтому клюву и черным ногам. Она не видела меня, потому что после происшествия с ильным крабом я отошел на невысокий уступ, нависший над водой, и скрылся из ее поля зрения, спрятавшись между двумя кустами. Цапля была настоящей красавицей. Сверкая белоснежным оперением, она грациозно опустилась на землю и выжидательно застыла у самой воды, а затем медленно и элегантно двинулась к мангровой роще

    Цапля также заняла  свое место в цепочке событий,  которые я прослеживал, когда  молниеносным движением схватила и проглотила мангрового краба – либо того самого, что варварски разорвал на куски своего маленького собрата, либо одного из его родичей. Птица оказалась такой же беспощадной как краб….

      Считая, что с отлетом  птицы мои розыски закончились, я встал и подошел к тому месту, где только что была цапля; на земле под воздушными корнями еще виднелись ее широкие треугольные следы. Они вели к тому месту, где краб встретился со своей Немезидой. Тут жидкий ил кончился, и следы уже тянулись по дну неглубокой лужи между двумя мангровыми деревьями. Под водой, там, где цапля снялась и улетела, они резко обрывались. Возле последнего следа лежала клешня проглоченного краба: она оторвалась и упала в воду.  Клешня привлекла внимание множества мелких рыбешек. Они в возбуждении собрались вокруг этой манны, свалившейся к ним буквально с небес. Главная нить, за которой я следовал, дала сотни разветвлений. Цапля, утолявшая голод, случайно оказалась благодетелем целой стаи рыбок, для которых она была не чем иным, как небожителем. Ведь видеть-то им приходилось только тонкую ногу да длинные черные пальцы, спускающиеся от верхней границы их мира и достигающие дна. Что такое цапля для рыбы? Пара ног и легкая тень на воде. Но иногда это тень смерти, потому что внезапно мелькнувший длинный клюв вытаскивает с легким плеском рыбешку и уносит ее из мира воды в мир воздуха, откуда нет возврата.

      Рябь широким кругом  расходилась вокруг клешни, около  которой шла настоящая драка.  Рыбешки покрупнее торопливо  пробивались к добыче, отбрасывая и расталкивая мелюзгу, и в свою очередь отлетали в сторону под напором сильнейших. От множества толчков клешня вздымалась и крутилась. Однажды какая-то большая рыбка чуть не завладела ею, но в следующий миг клешня была вырвана у нее налетевшей стаей голодных рыб.

      И тут я увидел  интереснейшую вещь. Рядом с этим  живым клубком обезумевших от  вида пищи рыб лежала заросшая  водорослями раковина уже давно  погибшего моллюска – морского  черенка. Когда-то эта моллюск  стоймя стоял на песке, но теперь его раковина лежала на боку с полураскрытыми створками. Из раковины высовывалась темно-коричневая смешная рыбья голова, похожая на голову старого гнома, словно только что выскочившего из сказки. Нелепые маленькие пучки бахромчатой ткани заменяли ей волосы, глаза были золотистые и нежные. У рыбки было добродушно-изумленное выражение, наполовину удивленный, наполовину флегматичный вид. Я узнал бленни, морскую собачку, рыбешку, которая водится на всех мелководных водоемах острова.

     Со свойственным ей комическим видом морская собачка не отрываясь глядела на рыбешек, сбившихся в кучу вокруг добычи, но не шевельнула ни одним мускулом. Даже когда весь этот борющийся клубок пронесся над моими ногами в нескольких дюймах от ее дома, морская собачка не двинулась с места, а только размеренно открывала и закрывала рот, словно жуя жевательную резинку. Когда с клешней  наконец было покончено и стайки пировавших рыб уплыли, я нагнулся и осторожно приблизил палец к раковине. Но морская собачка не двинулась с места и спряталась в домик лишь после того, как я дотронулся до нее пальцем. Осторожно закрыв створки, я вытащил раковину из воды и вернулся на берег.

     У верхней створки  раковины я обнаружил около  полусотни слипшихся икринок.  Морская собачка сторожила их, свернувшись колечком. Я опустил раскрытую раковину в воду, но рыбка не поддалась соблазну; икринки находились на ее попечении, и она была намерена сторожить их до конца.

     Я добрался до последнего  звена своей цепочки экспериментов,  водворив морскую собачку с ее икринками в родные ей воды. Какую судьбу не уготовил ей водоем у мангровой рощи, пусть она сбудется, Цветущее дерево с его таинственным ароматом, символизирующим начало жизни, натолкнуло меня на тропу, где обнаружились три различных начала: красота, смерть и примитивная вражда. Морская собачка, охраняющая свое потомство, помогла мне понять такую истину: природа жестока и расточительна, но в то же время она и добра, и предусмотрительна, и щедра. Морская собачка охраняет свое потомство именно в тот период, когда оно больше всего нуждается в защите, и точно так же вся молодь на земле находит защиту и опеку или снабжается инстинктом самосохранения, как, например, круглопалые ящерицы гекконы, живущие в моей хижине, которые выходят на жизненную дорогу, снабженные всем, что им может понадобится в пути.

 

Термины, нуждающиеся  в разъяснении:

Горгонии - роговые кораллы (Gorgonaria), отряд восьмилучевых коралловых полипов. Осевой скелет роговой или известковый. Известно около 1200 видов.

Мангровые рощи – древесно-кустарниковые сообщества, развитые на периодически затопляемых участках морских побережий и устьев рек, защищенных от прибоя и штормов коралловыми рифами или прибрежными островами. развиваются преимущественно во влажных тропиках. Древесные породы, слагающие мангры – настоящие галофиты (солеустойчивые) с пневматофорами (воздушными полостями) и ходульными корнями, плоды – с воздухоносной тканью, могут длительное время плавать в воде.

Морские перья – род  восьмилучевых колониальных кораллов Ствол колонии образован крупным основным полипом, а многочисленные мелкие (высотой несколько миллиметров) полипы сидят рядами на его боковых ветвях (вся колония напоминает птичье перо) или расположены пучком на его вершине.

Немезида  – в греческой мифологии богиня справедливости и мести.

 

Упражнение  на критическое мышление:

Сопоставьте текст из произведения Дж. Клинджела, созданный в 30-е годы с  отрывками из повести Ф. Моуэта (приводится в теме) и романа Дж. Даррела (приводится в теме), написанными  во второй половине ХХ века. Что изменилось в подходах к изучению природы за несколько десятилетий? Как вы думаете, в результате каких факторов  произошли изменения в научном экологическом сознании?.

 

 

Тема 4. Развитие экосистемы

     Методическое указание:

      На формирование  экологического сознания влияют не только открытия   науки и труды гениальных философов и экологов, не меньшее, а порой и более сильное влияние оказывает художественная литература и кинематограф. В современную экологическую литературу прочно вошло понятие «эффект бабочки», которое означает воздействие фактора незначительного по силе, но колоссального по последствиям изменений, вызываемым им, в развитии исследуемой экосистемы. Этот термин возник благодаря рассказу американского фантаста Рея Бредбери  «И грянул гром».  

 

Вопросы к тексту:

  1. Какой закон (или законы) экологии иллюстрирует данный рассказ.
  2. Как следует расценивать организацию сафари во времени с позиций экоцентризма?
  3. Сам Рей Бредбери в этом произведении выступает с позиций антропо-или экоцентризма?  Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  4. Как вы думаете, какую цель ставил перед собой автор, создавая этот рассказ?

                

                    Р. Бредбери

                   И грянул гром...

                                                                   Текст воспроизводится по изданию:  

                                                                   Библиотека фантастики в 24 т  омах.

                                                                   Том 18. – М.: Радуга, 1981.

 

 

Объявление на стене  расплылось, словно его затянуло пленкой  скользящей теплой воды; Экельс почувствовал, как веки, смыкаясь, на долю секунды  прикрыли зрачки, но и в мгновенном мраке горели буквы:

 

АО «САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ». ОРГАНИЗУЕМ САФАРИ В ЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО.ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДОБЫЧУ.МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ВАС НА МЕСТО.ВЫ УБИВАЕТЕ ЕЕ.

В глотке Экельса скопилась  теплая слизь, он судорожно глотнул. Мускулы вокруг рта растянули  губы в улыбку, когда он медленно поднял руку, в которой покачивался  чек на десять тысяч долларов, предназначенный для человека за конторкой.

- Вы гарантируете, что  я вернусь из сафари живым? 

- Мы ничего не гарантируем,  — ответил служащий, — кроме  динозавров.- Он повернулся. — Вот  мистер Тревис, он будет вашим  проводником в Прошлом. Он скажет  вам, где и когда стрелять. Если скажет "не стрелять" - значит, не стрелять. Не выполните его распоряжения, по возвращении заплатите штраф — еще десять тысяч, кроме того, ждите неприятностей от правительства.

В дальнем конце огромного  помещения конторы Экельс видел нечто причудливое и неопределенное, извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол — то оранжевый, то серебристый, то голубой. Гул был такой, словно само Время горело на могучем костре, словно все годы, все даты летописей, все дни свалили в одну кучу и подожгли.

Одно прикосновение  руки — и тотчас это горение  послушно даст задний ход. Экельс помнил каждое слово объявления. Из пепла  и праха, из пыли и золы восстанут, будто золотистые саламандры, старые годы, зеленые годы, розы усладят воздух, седые волосы станут черными, исчезнут морщины и складки, все и вся повернет вспять и станет семенем, от смерти ринется к своему истоку, солнца будут всходить на западе и погружаться в зарево востока, луны будут убывать с другого конца, все и вся уподобится цыпленку, прячущемуся в яйцо, кроликам, ныряющим в шляпу фокусника, все и вся познает новую смерть, смерть семени, зеленую смерть, возвращение в пору, предшествующую зачатию. И это будет сделано одним лишь движением руки...

Информация о работе Хрестоматия экологии