Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32
Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78
Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88
На практике самостоятельные совместные игры детей нередко бедны по содержанию, по сюжетным коллизиям, ролевым взаимодействиям. Поэтому управление игрой должно быть нацелено на творческое развитие сюжета. Детям надо предлагать однозначные игрушки (например, утюг, пианино и т. п.), с помощью которых легко изменить сюжетную ситуацию. Такие однозначные игрушки ценны тем, что их можно использовать в разнообразных по тематическому содержанию играх, творчески изменяя сюжет [52].
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.
Для успешного проведения игры большое значение приобретают умения детей совместно выбрать ее тему, распределить роли, наметить ход действий. Воздействия взрослого при этом должны быть направлены на организацию и проведение подготовительного периода игры. Он может быть ограничен определением темы игры, распределением ролей, иногда совместным обдумыванием сюжета. Предварительное обдумывание сюжета стимулирует увеличение количества ролей, разнообразие ролевых взаимодействий, сюжетных ситуаций. Однако такую форму подготовки к игре желательно использовать на этапе овладения детьми навыками ролевого поведения.
При условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей игра становится формой организации детской жизни, средством формирования детского коллектива, начал общественных качеств личности, т. е. является важным фактором социализации детей на ступени дошкольного детства.
Заключение
Обновление дошкольного образования вызвало к жизни две противоположные тенденции. С одной стороны – это гуманизация целей и принципов педагогического процесса, осуществление личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. С другой – стремление к раннему обучению по школьным программам, с использованием школьных форм обучения. В итоге игнорируются особенности дошкольного периода. Его потенциальные возможности не реализуются. Психическое развитие должно проходить в дошкольных видах деятельности и учитывать специфику данного возраста, что неоднократно подчеркивали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития, когда закладывается "образный фундамент" интеллекта. С 3 до 7 лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти. Роль её в жизни и деятельности людей не уменьшается и на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования А.И Липкиной. И. Размыслова и других.
Охрана природной среды является одной из актуальных проблем современности. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планеты.
В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у советских граждан и особенно у молодежи.
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях.
Отношение как психологическая категория рассматривалась в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который объект приобретает для человека. Отношение к окружающему миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.А. Смирнов и др.).
Вопросы формирования у детей дошкольного возраста, отношения к природе рассматривались в исследованиях В.Г. Грецовой, Н.Н. Кондратьевой, 3.П. Плохий, И.А. Хайдуровой и др. В данных работах отношение определяется как бережное, заботливое, гуманное, положительное. В основу формирования такого отношения детей к природе у всех авторов положены различные знания о растениях и животных, на основе усвоения которых оно возникает.
В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Анализ состояния проблемы экологического образования показал, что в большинстве современных исследований оно рассматривается как интегральное обучение, воспитание и развитие личности, сориентированное на формирование системы экологических представлений, понятий, умений природоохранительной деятельности, гражданскую ответственность за разумное использование природных ресурсов и защиту природы от негативного влияния человека в процессе хозяйственной деятельности.
Изучение философской литературы позволяет говорить о том, что в ряде исследований все более прочно утверждается понимание экологической проблемы как проблемы воспитания экологической культуры, сознания и формирования личности в активной деятельности. При этом философия выполняет методологическую функцию исследования проблемы, поскольку представляет собой систему требований к мыслящему и действующему субъекту, перевод всеобщих законов движения и развития в принципы метода познания и преобразования действительности.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме было установлено, что психологи главное внимание в проблеме экологического образования уделяют формированию личности в системе ее отношений и деятельности. Особо подчеркивают исследователи социокультурный смысл экологического образования, который следует рассматривать в контексте процесса гуманизации образования. Под гуманизацией подразумевается поворот к человеку как части биосферы. Опираясь на современное экологическое познание в это понятие включили природную, экологическую составляющую. И человек стал «точкой» пересечения экологии и гуманизма, «точкой», где экология переходит в гуманизм, а гуманизм в экологию.
Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.
Задачи работы выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Библиография