Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа
Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
проанализированы возможности совершенствования административно-территориального деления Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления 6
1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства 6
1.2 Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 11
2 Управление административно-территориальными единицами 16
2.1 Система органов местного управления 16
2.2 Система местных Советов депутатов 23
3 Совершенствование административно-территориального деления Республики Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
СОДЕРЖАНИЕ
Богатая история Беларуси
находит отражение и в вопросе административно-
В 1564–1566 гг., после проведения административной реформы были образованы следующие воеводства: Берестейское в составе Берестейского и Пинского уездов; Виленское в составе Браславского, Виленского, Лидского и Ошмянского уездов; Витебское в составе Витебского и Оршанского уездов; Минское в составе Минского и Речицкого уездов; Новогрудское в составе Новогрудского, Волковыского и Слонимского уездов; Полоцкое, – которые делилось на волости [21, c. 35].
В таком составе земли белорусские входили и в Речь Посполитую. После ее разделов и присоединения Белоруссии к России была образована Минская губерния, включавшая 13 уездов. В 1797 г. образовалась Полоцкая губерния, в 1801 г. (третий раздел Речи Посполитой) – Гродненская губерния. К 1802 г. на территории Белоруссии было 5 губерний, подчинявшихся России (Могилевская, Витебская, Минская. Гродненская, Виленская) и включавших 53 уезда, а к 1840 г. – 4 губернии (без Виленской), включавшие 40 уездов, которые делились на волости [14, c. 104].
В результате революции 1917 г. возникла новая крупная административная единица – Западная область, объединявшая Минскую, Могилевскую, Витебскую и не оккупированные уезды Вилейской губернии.
В дальнейшем происходили
многократные изменения административно-
В настоящее время имеются
все условия для административно-
Нынешнее административно-
Реформа административно-
Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
В качестве объекта исследования
в курсовой работе выступают особенности
организации административно-
Предмет исследования нормы,
регулирующие деятельность системы административно-
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Государственно-территориальное устройство государства можно определить как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства.
Таким образом, институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:
а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, т.е. федерацию, унитарное государство либо автономные единицы;
б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства;
в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства;
г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.
В пределах территории государства
существуют различные формы территориально-политического
устройства. Обычно характер взаимоотношений
государства как целого с его составными
частями определяет две основные формы
государственно-
Унитарное государство – это
такая форма государственного или национально-территориального
устройства, при котором территория государства
подразделяется на административно-
В то же время далеко не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. К числу тех государств, которые отразили эту особенность в своем Основном Законе, относится и Республика Беларусь. Так, статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».
Большинство государств мира
имеют унитарное территориальное устройство.
Форма унитарного государства позволяет
центральным органам государственной
власти концентрировать экономический
потенциал и материальные ресурсы страны
и оперативно проводить свои решения через
исполнительные органы административно-
В унитарных государствах
со сложным (асимметричным) государственно-территориальным
устройством составные части государства
имеют различный конституционно-правовой
статус. Здесь наряду с административно-
Следует отметить и еще одно обстоятельство, имеющее отношение к унитарному государству. Речь идет о том, что входящие в его состав территориальные единицы могут отличаться своим статусом.
С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства разделяют на централизованные и децентрализованные.
Централизованными унитарными
государствами являются государства,
не имеющие выборных органов на уровне
административно-
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц [9, c. 131].
В децентрализованных государствах существует конституционно-правовое разделение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Иными словами, в таких государствах все территориальные единицы от общинного до областного уровня являются самоуправляемыми (Франция, Япония и др.). Относительно централизованные государства предполагают наличие местного самоуправления на общинном (первичном) уровне и иногда на районном (втором) уровне. Территориальные же единицы высшего звена (к примеру, области) управляются из центра. К числу таких государств относятся Болгария, Польша и др.
Централизованные государства отрицают наличие местного самоуправления вообще. Выборных органов на местах в них либо совсем нет (многие государства Тропической Африки и Азии), либо они действуют чисто формально, т.к. ни конституция, ни закон не содержат никаких гарантий самостоятельности от центра (страны тоталитарного социализма КНДР, Вьетнам, Куба). Централизованных государств сегодня в мире существует немного. Вместе с тем, в мире можно встретить и сверхцентрализованные государства, в которых произошел военный (государственный) переворот и установлен диктаторский режим. Местную администрацию в таких случаях заменяют военные лица, назначаемые вышестоящими военными властями.
Федеративное государство
– это форма государственного или национально-территориального
устройства, при котором входящие в состав
государства члены федерации – земли,
штаты, кантоны, провинции, республики,
эмираты и др. имеют собственные предметы
ведения, в том числе законодательную
компетенцию, а также законодательные,
исполнительные и судебные органы. Составные
части федерации называются субъектами
федерации и имеют свое административно-
С конституционно-правовой точки зрения, федеративное устройство существует, когда на уровне центра и на уровне территориальных единиц государства имеются основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т. д. Функционирование таких элементов государственности гарантировано конституциями, и они не могут быть произвольно ликвидированы по усмотрению центральных органов [12, c. 214].
Информация о работе Административно-территориальное деление в РБ