Анализ денежно- кредитной политики Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81

Вложенные файлы: 1 файл

Denezhno-kreditnaya_politika_Banka_Rossii_1.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать файл)

Однако снижение цен на нефть и нестабильность на мировом финансовом рынке в середине марта ухудшили конъюнктуру основных сегментов российского финансового рынка. Это привело к уменьшению объема рублевых ликвидных средств в российских банках. Банк России не стал предпринимать каких-либо заметных действий - процентные ставки на денежном рынке повысились. Результатом стало сокращение спроса инвесторов на рублевые долевые и долговые ценные бумаги, их котировки упали.

Усиление инфляционных рисков в сентябре 2012 г. вынудило Банк России повысить процентные ставки по своим операциям, что привело к соответствующему росту ставок денежного рынка.

К сожалению,  действия Банка России, которые были формально направленны на снижение инфляции путем ужесточения денежно-кредитной политики, не оказали реального влияния на рост потребительских и промышленных цен.

Индекс потребительских цен составил в марте 2012г. 100,6%. Так как Правительство России  отменило повышение тарифов естественных монополий с  1 января, то инфляция стала ниже: 1,5% против 3,8% в марте 2011 года. Кроме того, накопленный   уровень    цен за первый квартал года    стал   самым низким за всю современную историю России, это стало подтверждением того, что инфляция носит немонетарный характер. В июле 2012 г., когда тарифы естественных монополий выросли, произошел и рост инфляции.

Несмотря на то, что Банк России справедливо отмечает, что причиной инфляции в пределах  40% являются цены на продовольствие, повлиять на это он не может. Цены на продовольствие увеличились на 7,5% за 2012г., а рост цен на продовольствие составил 2,4% из роста инфляции на 6,6%. Рост цен во всех факторах расчета инфляции в августе 2012г. произошел сразу после решения правительства РФ об увеличении тарифов.

Руководство Банка России уже  четыре года не принимает мер     на огромный объём вывоза капитала, утверждая, что увеличивающийся с каждым годом отток капиталов из страны  носит кратковременный и конъюнктурный характер, не имеющий под собой фундаментальных предпосылок.

Только за период с 2008 по сентябрь 2012г. чистый вывоз капитала из России превысил 406,7 млрд. долл., что превышает 23% ВВП и размер федерального бюджета России в 2011г. С учётом чистого изменения валютных резервов (34,9 млрд. долл.) за последние три года из России было вывезено более 441,6 млрд. долл., которые могли бы обеспечить модернизацию отечественной экономики, технологическое перевооружение производственной базы и решение проблем аварийного состояния базовой инфраструктуры – ЖКХ, электроэнергетики, транспортной системы и т.д.

Ставка рефинансирования Банка России (8,25%) сопоставима с рентабельностью несырьевых секторов экономики, а средняя ставка по кредитам для малого и среднего бизнеса (18-23%) в 2,5-3 раза превышает рентабельность сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств. В настоящий момент уровень монетизации экономики (М2/ВВП) хоть и выше катастрофических 8,5-10% в конце 1990-х годов, но по-прежнему составляет менее 43% ВВП.

Таким образом, получается, что Банк России борется не с тем, с чем он заявлял, и не теми методами, которые нужно применять. Его действия, вместо стабилизации экономической ситуации после увеличения тарифов привели к прямо обратным результатам. Поднимая ставку рефинансирования и ограничивая кредитное предложение, Банк России способствовал росту стоимости кредита, снижению рентабельности предприятий, которые в ответ на это попытались поднять цены на собственную продукцию, а розничная торговля - также на товары импортного производства.

Более того, по мнению первого зампреда Банка России А.В. Улюкаева, российские компании должны активно занимать на зарубежных долговых

рынках, что приведет к снижению процентных ставок для них. "Из-за ситуации на глобальных рынках, если корпоративные заемщики получат возможность трансграничного кредитования и более широкого выхода на глобальные рынки капитала, естественно, это воздействует на ситуацию со ставками корпоративного кредита в сторону понижения", - сказал Улюкаев.

Банк России не оставляет отечественным компаниям и банкам иного выбора – или занимать за рубежом, закладывая имущество (в том числе и в стратегически значимых секторах экономики) иностранным кредиторам, тем самым создавая прямую угрозу национальной безопасности и ставя под удар финансово-экономический суверенитет России.

Или   испытывать   недостаток    доступных   кредитов и продолжать

пребывать в глубоком инвестиционном кризисе, проигрывая в нарастающей конкуренции транснациональным корпорациям, которые обладают доступом к дешёвым кредитам (2-3% годовых), масштабной государственной поддержке (в разы большей, чем в РФ), преимуществам трансфертного ценообразования, современным управленческим и производственным технологиям и т.д.

Следовательно, Банк России, вместо функции поддержки экономического роста:

1. Вынуждает корпоративный и банковский сектор снова попасть в ту же ситуацию кредитной зависимости от внешних источников, в которую экономика попала в 2008-2009гг.

2. Создает риски утраты  национального капитала при реализации валютных рисков.

3. Продолжает борьбу с долгосрочной ликвидностью банковской системы.

4. Сдерживает расширение кредита реальному сектору экономики, считая, что расширение кредита приведет к росту денежной массы и к росту инфляции, продолжает ограничивать кредитование бизнеса, поддерживать краткосрочный характер кредитования и высокие ставки кредита.

Несмотря на выше сказанное, Банк России намерен продолжать снижение инфляции, методом подавления цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги, повышеннием ставок кредита и поддержания структурного дефицита ликвидности банковской системы.

Таким образом, существует вероятность того,  что инфляция в 1 полугодии 2013г. сохранится на уровне выше 6%. Учитывая возможное влияние превышения инфляцией цели на ожидания субъектов экономики, Банк России рассматривал данный фактор как источник инфляционных рисков.

В I квартале 2013г. ожидается сохранение дефицита ликвидности, что будет    способствовать     сохранению   высокой    потребности кредитных

организаций в операциях рефинансирования Банка России.

Снижение темпа роста внешнего спроса, неустойчивость инвестиционной активности, а также динамики потребительских расходов, ограниченная низкими темпами повышения реальных доходов населения и ожидаемым замедлением кредитной активности, могут стать причиной замедления темпов роста российской экономики.

 В связи с этим  оптимизация денежно-кредитной политики Банка России должна идти по следующим направлениям:

- необходимо организовать формирование действительно Единой государственной (а не ведомственной - Минфина и Банка России) денежно-кредитной политики, реально обеспечивающей решение стратегических и текущих задач социально-экономического, научно-технического и промышленно-технологического развития страны:

- необходимо существенно расширить функции Национального банковского совета по разработке и реализации денежно-кредитной политики, предварительно введя в его совет на пропорциональной основе представителей промышленности, профсоюзов и банковского сектора;

- расширить задачи, функции и полномочия Банка России, обязав его участвовать в обеспечении качественного (не сырьевого) и стабильного (независимого от состояния мировых денежных рынков) экономического роста инструментами денежно-кредитной политики, предоставив ему право выкупа долгосрочных национальных финансовых активов и предоставления банкам долгосрочных кредитов под залог таких активов;

- от стерилизационной денежной и мягкой кредитной политики перейти к политике обеспечения высокой ликвидности финансовой сферы (вся национальная денежная масса должна находиться в банковской системе) и качественного корпоративного кредитования (аудирование по стандартам МСФО и рейтингование корпоративных клиентов);

- отказаться от политики подавления инфляции, имеющей в России, в основном, немонетарные причины, инструментами денежно-кредитной политики, в том числе путем реального укрепления рубля, снижающего конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Это сейчас чрезвычайно актуально в условиях вступления в ВТО.

Необходимо ускорить переход  к гибкому таргетированию инфляции, так как таргетирование валютного курса утратило свою функцию денежного ограничителя.   В частности,  монетарным   органам  и  Правительству  РФ

необходимо:

– в качестве основной цели денежно-кредитной политики установить идею ценовой стабильности путем уточнения функций Центрального банка Российской Федерации в федеральном законодательстве;

– использовать активные валютные интервенции лишь как вспомогательный инструмент денежно-кредитной политики, применяемый, например, при подходе курса к верхним границам валютного коридора;

– укрепить институциональную основу денежно-кредитной политики путем улучшения информационной базы Банка России;

– начать проведение реформы банковского сектора, ориентированной на развитие финансового рынка.

В области денежно-кредитной политики необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Банку России и Минфину РФ увеличить  доли долгосрочного кредита в общих объемах кредитования предприятий нефинансового сектора: дальнейшее развитие программ рефинансирования, увеличение сроков кредитования банков со стороны Банка России до 5 лет и формирование национального рынка инфраструктурных долговых инструментов.

2. В целях повышения доступности институтов развития, реализовать стратегию, направленную на создание рынка проектного финансирования.

3. Создать механизмы  гарантирования долгосрочных кредитных рисков с использованием государственных гарантий: перераспределение систематических и кредитных рисков в финансовой системе и снижение рисковой нагрузки в цене кредита.

4. Повысить качество процедур урегулирования долговых обязательств заемщиков при их дефолте: упрощение и ускорение процедур реализации залогов при обеспечении контроля законности действий кредитора и соблюдения прав заемщиков.

5. Обеспечение дальнейшего  развития информационной инфраструктуры рынка: упрощение и ускорение процедур регистрации недвижимого имущества в качестве залога, создание реестра залогов движимого имущества, повышение качества информации и доступности информации Бюро кредитных историй.

6. Дальнейшее развитие  национальных рейтинговых систем: расчет, оценка и мониторинг кредитных  рисков предприятий нефинансового сектора.

С уходом главы Банка России Сергея Игнатьева и приходом Эльвиры Набиуллиной в денежно-кредитной политике могут произойти изменения. Учитывая известные публичные разногласия между политиками и Центральным Банком о плюсах и минусах сокращения ставок в условиях высокой инфляции и слабого роста, назначение человека, не работавшего в Центральном Банке, может стать сигналом о том, что регулятор теперь будет более податлив политическому давлению и уделит росту экономики больше внимания.

Главным достижением уходящего председателя Банка России стал переход от таргетирования обменного курса к таргетированию инфляции после кризиса. Банк России планирует закончить переход к полному таргетированию инфляции в 2015 году. Назначение Набиуллиной вряд ли повлияет на эти цели, ведь новая монетарная политика уже получила политическое одобрение.

 Кроме того, предполагаемое  снижение ставок вряд ли значительно  повлияет на инфляцию, так как  в основе ее лежала не перегретая  экономика, а плохой урожай 2012 года. Тем более, инфляция в любом  случае будет замедляться в 2013 году на фоне лучшего урожая, даже несмотря на снижение ставок. Снижение ставок приведет к снижению обменного курса. Когда Набиуллина была главой Министерства экономического развития, она настаивала на более агрессивной политике стимулирования роста, это касалось и более слабого обменного курса. Если эти приоритеты сохранятся, то рубль пострадает.

 Однако комбинация  низких ставок и низкого курса  валюты может дать толчок к  росту замедляющейся экономике. Низкие процентные ставки, более быстрый рост экономики и слабая валюта приведут к росту котировок акций различных компаний до конца года.

Таким образом, Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.

 Несмотря на рекомендации видных ученых-экономистов, представителей бизнеса, Банк России продолжает реализацию денежно-кредитной политики, которая не соответствует интересам российской экономики. Крайне высокая стоимость кредитных ресурсов (18-25% для малого и среднего бизнеса) обеспечивается за счёт искусственного поддержания дефицита денег в экономике, ограничения эмиссии рубля приростом валютных резервов и категорического отказа руководства Банка России от запуска системы полноценного рефинансирования отечественной экономики и банковской системы.

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения экономического роста.

Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением экономической политики государства и одной из составляющих для достижения целей развития национальной экономики. Денежно-кредитную политику можно отнести к одному из видов стабилизационной и антикризисной политики. Целью стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен, равновесия платежного баланса.

Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России